пятница, 7 марта 2008 г.

Алексей Кондратьевич Саврасов (продолжение)

Закат над болотом. 1871 г. Масло, холст. 88х139,5 см. Государственный Русский музей
А.К. Саврасов был выдающимся представителем русской пейзажной живописи и одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX века. Творчество Саврасова во многом определило основные пути развития этого жанра. По словам его ученика И. И. Левитана, Саврасов «создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыта». Картина «Закат над болотом» написана Саврасовым в тот счастливый для художника и для русского искусства год, когда им было создано замечательное полотно «Грачи прилетели», послужившее истинным украшением Первой передвижной выставки. Талант мастера достиг тогда высшей точки своего развития. Понимание и ощущение им жизни природы стало особенно глубоким и проникновенным. В самом непритязательном мотиве он умел открыть высокую поэзию и донести ее до зрителя в тонких художественных образах. Поздние сумерки ненастного дня спустились над залитой водой болотистой равниной. Осень. На переднем плане видны побуревшие травы. Закат тревожен, и последний блеск заходящего солнца вот-вот погаснет за набегающими низкими облаками. Но отсветы зари пока еще отражаются в заводях, а небо полно трепетного света. И как бы ни была тревожна и уныла эта бедная природа, она остается прекрасной. А человек, открывающий навстречу ей свою душу, должен увидеть, постигнуть изменчивую и вечную ее красоту, заложенный в ней глубокий смысл, наполнить все свое существо переживанием встречи лицом к лицу с природой родной земли. Чтобы передать все эти чувства зрителю, художнику не нужно никаких эффектов, ничего не надо приукрашивать. Надо только душевно и просто написать все так, как оно там есть. И зритель понимает чувство художника, сам приобщаясь к великому таинству единения с природой. Таково одно из интереснейших произведений Саврасова «Закат над болотом».
Вид на московский Кремль. Весна. 1873 г. Масло, холст. 46х36,5. Государственный Русский музей
Первая половина семидесятых годов была для Саврасова периодом высшего расцвета его творчества. На подъеме находилось тогда и передвижничество, одним из зачинателей которого был Саврасов. В 1873 году Саврасовым было создано одно из наиболее известных его полотен «Проселок». В том же году написана и небольшая, удивительно светлая картина «Вид на Московский Кремль. Весна», которая по своему живописному и поэтическому строю более нечто сближается со знаменитой «Грачи прилетели». Представлен городской пейзаж, центр Москвы. Однако здесь художник не показывает ничего величественного и почти ничего типично городского, скорее он открывает черты наиболее дорогой ему сельской природы России. Идет весенний лед на Москве-реке. Невдалеке, за Каменным мостом поднимаются светлые здания, башни и храмы Кремля. А здесь, на первом плане, — заборчик, ограждающий какие-то задворки, покрытый прошлогодней травой бережок, кустики, спокойно плывущие по реке льдины. Совсем как где-нибудь в деревне. Для старой Москвы такие сочетания были типичны, и мастер хорошо уловил эту особенность своего родного города. Пейзаж, как обычно у Саврасова, поэтичен, живопись его легка и нежна. Тончайшими оттенками светлых тонов пере­дан мягкий, приглушенный снег апрельского солнца. Панорама Кремля естественно вписывается в строй картины. Купола и башни возвышаются своей гордой, величавой красотой, внося в общее звучание картины торжественность и значительность. Село Болгары. 1872-1874 гг. Масло, холст. Государственный Русский музей


Просека в сосновом бору. 1883 г.Масло, холст. Государственный Русский музей
Радуга. Масло, холст. 45х56,5 см. Государственный Русский музей
Почти все творчество крупнейшего русского пейзажиста А. К. Саврасова было посвящено поэтизации русской сельской природы. Эта задача лежит и в основе содержания тонкой, удивительно свежей картины «Радуга». Небольшая бедная деревенька над зеленым косогором здесь — неотъемлемая часть пейзажного образа. Глубокая внутренняя связь жизни природы и человека выражена в картине особенно ясно и убедительно. Зеленые откосы, ольховые и ракитовые кусты трудно представить себе без изб, банек, глинистых тропинок, без идущей от реки крестьянки с коромыслом, без всех признаков повседневной деятельности человека, которая естественно и просто как бы сливается с жизнью рек, лесов и лугов. Образ природы — ясен и свеж. Ярко светится только что омытая ливнем зелень, прозрачен воздух. И хотя на горизонте, над деревней еще клубятся тучи, на них уже вспыхнула веселая радуга, написанная Саврасовым так чисто и прозрачно, как ни у кого из художников, бравшихся прежде за подобный сюжет. Радуга кажется будто сотканной из самого света, и поэтому она так легко вознеслась над миром. Наиболее полно выражая собой состояние природы после ливня, радуга в то же время олицетворяет светлые чувства внимающего природе человека.
Ранняя весна. Половодье. 1868 г. Масло, холст.66,5х97,5 см. Государственный Русский музей
В лесу. ( на первой передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Дорога в лесу"). Масло, холст. 138,5х110 см. Государственный Русский музей
Эстетствующая критика, боровшаяся против передвижников на рубеже XIX— XX веков, сумела посеять ложное убеждение, что якобы этот художник вошел в историю русского изобразительного искусства, как «мастер одной картины* («Грачи прилетели»). Между тем, живописец создал обширный цикл полотен, посвященных национальному пейзажу. Саврасов приобрел известность задолго до написания прославленных «Грачей». В 1854 году он получил звание академика. Тогда же его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и именно ему довелось сделаться первым учителем таких пейзажистов, как Л.Л.Каменев, И. И. Левитан, С. И. Светославский и К. А. Коровин. Квартира мастера служила в 1860-х годах одним из культурных очагов, где собирались В. Г. Перов, В. В. Пукирев, П. М. Третьяков и другие. 
Живописец выступил в роли члена-учредителя Товарищества. На первую передвижную выставку он представил четыре полотна. Одно из них — «Дорога в лесу». Художник обнаруживает в нем стремление прославить красоту русской природы, как важный фактор развития национального самосознания. Произведение словно зовет зрителя полюбоваться стройной грациозностью русских сосен, как бы вдохнуть освежающий аромат русского бора. Полотно задумано и осуществлено в лирическом плане. Художник не развивает рассказа о мощи и красоте деревьев, он стремится раскрыть те теплые, сердечные чувства, которые вызывает у каждого русского человека, его интимное общение с родной природой.

Ранняя весна. (Один из вариантов картины "Грачи прилетели"). Масло, холст. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
Зимняя дорога. 1870-е гг. Масло, холст. 47,5х71 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
Закат. 1862 г. Масло, холст. 58,5х81 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.

Богаткин Владимир Валерьянович

Богаткин Владимир Валерьянович (1922 — 1971) — советский художник и рисовальщик. Учился в художественной школе при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде (1936 — 1940 г.г.). В дальнейшем занимался в мастерской М.В.Нестерова. С 1944 г. работал в Студии военных художников им. М.Б.Грекова, посвятив свое творчество отображению жизни Советской Армии. На основе созданных в годы Великой Отечественной войны зарисовок исполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады», «Москва непобедимая», «Штурм Берлина».
В данном сообщении представлен набор открыток, издания 1968 г., с рисунками В. Богаткина из серии "Времена года". В качестве названий рисунков использованы строки из стихов А.С. пушкина.
Вот севр, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной
Дорага зимняя гладка.
Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течёт так тихо, так согласно...
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою...
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь пылал
Огонь рыбачий...
Сей луг. уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
как жертва пышно убрана...

Другие работы художника:

Богаткин Владимир Валерьянович (продолжение)

Богаткин Владимир Валерьянович (продолжение 2)

Богаткин Владимир Валерьянович (продолжение 3)

четверг, 6 марта 2008 г.

Коровин Константин Алексеевич (продолжение)

Китеж Великий. Эскиз декорации I картины III действия оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже". 1920 г. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
На Севере. Государственный Русский музей
Деревня. 1902 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Провинция. Этюд. Музей-квартира И.И. Бродского. Филиал Н.-и музея Академии художеств СССР
Натюрморт. Гурзуф. 1916 г. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств
На Сенежском озере. 1898 г. Государственный Русский музей
Улица в Виши. Вечер. 1900-е гг. Холст, масло. 65х81. Государственный Русский музей
Весенний пейзаж. 1917 г. Холст на картоне, масло. 88,5х66,5. Государственный Русский музей
Эскиз декорации к балету Л.Минкуса "Золотая рыбка". Москва. Большой театр. 1903 г. Картон, акварель, темпера, белила. 19,2х37,6 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Продавец фруктов. Эскиз костюма к балету Ф.А. Гартмана "Аленький цветочек" 1907 г. бумага, графит, акварель, гуашь, тушь. 33,3х22 Ленинградский Государственный театральный музей
Вечер. 1912 г. Холст, масло. 86,5х66. Государственный Русский музей
Сад Маргариты. Эскиз декорации III действия оперы Ш.Гуно "Фауст" 1910 г. Неосуществлённая постановка. Картон, гуашь, тушь. 48х62,5. Ленинградский Государственный театральный музей
Гурзуф. 1915 г.
Скит. Лунная ночь. Эскиз декорации V действия оперы М.П. Мусорского "Хованщина". 1911 г. Картон, гуашь. 43,3х67,5. Ленинградский Государственный театральный музей

Алексей Кондратьевич Саврасов (продолжение)

Морской берег в окрестности Ораниенбаума. 1854 г. г. Холст, масло. 44х71. Из частного собрания. Ленинград
Лунная ночь. Из частного собрания
Зимний пейзаж 1870-1880-е гг. Холст, масло. 25х27,4. Из частного собрания, Москва
Волга. Дали. 1870-е гг. Холст, масло. 37х60,5. Из частного собрания, Москва
Ночка. 1883 г. Холст, масло. 35х28. Из частного собрания, Москва
Дорога в лесу. Из частного собрания.
Рібаки. 1859 г. Холст, масло. 57,5х80. Из частного собрания, Москва
Весенний разлив. Из частного собрания.
Грачи прилетели. 1890-е гг. Повторение одноименной картины 1971 г. Холст, масло
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
«ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ» АВТОРСКАЯ КОПИЯ
Произведение замечательного русского пейзажиста Алексея Саврасова «Грачи прилетели», созданное в 1871 году, широко известно не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Эта картина, а также ее великолепное авторское повторение украшают Третьяковскую галерею в Москве и Ленинградский русский музей.
Казалось бы, что нового можно узнать о столь известном полотне, а между тем новое есть. В 1966 году для своей скромной коллекции живописи я приобрел в Белоруссии потемневшую от времени картину. Она производила удручающее впечатление. Холст был покрыт многолетней грязью. Кто-то снял его с подрамника. Предыдущий владелец считал, что «Грачи» низкопробная копия, и обращался с картиной очень небрежно.
После специальной промывки и закрепления на подрамнике полотно ожило. «Грачи» написаны на старом холсте. Краски были нанесены на него очень давно. Никакой реставрации раньше не производилось. Все это давало возможность предположить, что картина была написана еще при жизни Саврасова.
Копиисты почти всегда стремятся как можно точнее повторить оригинал. Картина же, о которой идет речь, имеет немало только ей присущих особенностей. Грач на переднем плане в левей части холста не держит в клюве прутик, гнезда расположены несколько иначе, чем на известном полотне, в заборе большее количество столбов, на снегу нет многочисленных следов опавших веток. Все эти, на первый взгляд, совершенно незначительные мелочи говорят о том, что полотно не принадлежит кисти обычного копииста. Кто же его автор?
Если внимательно присмотреться к холсту, то нетрудно заметить, что отдельные части картины написаны очень неодинаково. С большим мастерством передано небо. Облака влажные, тяжелые. Кажется, из них вот-вот прольется первый весенний дождь. Так писать небо мог только большой мастер. Характер саврасовской живописи имеет и талая вода возле деревьев с грачиными гнездами. Очень неплохо написаны церквушка и строение, а вот грач какой-то статичный, мертвый. Снег на переднем плане проработан небрежно, словно его писал кто-то другой. Особенно грубо выполнена одна из ветвей дерева, стоящего у воды. Тут художник даже не пользовался кистью, а размазал краску пальцем. Мастер подделок не допустил бы таких небрежностей. А подпись автора в правом углу холста не вызывает сомнений относительно ее подлинности. Все это говорит о том, что картина принадлежит кисти Саврасова. Только он как автор мог допустить небрежность в отдельных фрагментах произведения.
Невольно возникают вопросы: когда же была написана Саврасовым эта картина, что заставило художника окончить ее наспех?
Ответ на эти вопросы можно найти в книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского. Ее автор встречался с художником и посвятил ему краткий тепло написанный очерк. Академик живописи Алексей Саврасов, вероятно, создал повторение «Грачей» незадолго до смерти. Тогда художник остро нуждался. Хроническая болезнь не давала ему покоя. Известно, что Саврасов в Москве неоднократно повторял свою замечательную картину. Одна из авторских копий и стала теперь частью моей коллекции.
К. ПРОМЕНИЦКИЙ,
кандидат искусствоведения

Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859 г. Холст, масло. 59х82. Государственный художественный музей Латвийской ССР. Рига.
Вечерний пейзаж. 1861 г. Холст, масло. 47х69. Государственный художественный музей Латвийской ССР. Рига.
Пейзаж с фабрикой. Акварель. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина