Закат над болотом. 1871 г. Масло, холст. 88х139,5 см. Государственный Русский музей |
А.К. Саврасов был выдающимся представителем русской пейзажной живописи и одним из основоположников реалистического пейзажа второй половины XIX века. Творчество Саврасова во многом определило основные пути развития этого жанра. По словам его ученика И. И. Левитана, Саврасов «создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыта». Картина «Закат над болотом» написана Саврасовым в тот счастливый для художника и для русского искусства год, когда им было создано замечательное полотно «Грачи прилетели», послужившее истинным украшением Первой передвижной выставки. Талант мастера достиг тогда высшей точки своего развития. Понимание и ощущение им жизни природы стало особенно глубоким и проникновенным. В самом непритязательном мотиве он умел открыть высокую поэзию и донести ее до зрителя в тонких художественных образах. Поздние сумерки ненастного дня спустились над залитой водой болотистой равниной. Осень. На переднем плане видны побуревшие травы. Закат тревожен, и последний блеск заходящего солнца вот-вот погаснет за набегающими низкими облаками. Но отсветы зари пока еще отражаются в заводях, а небо полно трепетного света. И как бы ни была тревожна и уныла эта бедная природа, она остается прекрасной. А человек, открывающий навстречу ей свою душу, должен увидеть, постигнуть изменчивую и вечную ее красоту, заложенный в ней глубокий смысл, наполнить все свое существо переживанием встречи лицом к лицу с природой родной земли. Чтобы передать все эти чувства зрителю, художнику не нужно никаких эффектов, ничего не надо приукрашивать. Надо только душевно и просто написать все так, как оно там есть. И зритель понимает чувство художника, сам приобщаясь к великому таинству единения с природой. Таково одно из интереснейших произведений Саврасова «Закат над болотом».
Вид на московский Кремль. Весна. 1873 г. Масло, холст. 46х36,5. Государственный Русский музей |
Первая половина семидесятых годов была для Саврасова периодом высшего расцвета его творчества. На подъеме находилось тогда и передвижничество, одним из зачинателей которого был Саврасов. В 1873 году Саврасовым было создано одно из наиболее известных его полотен «Проселок». В том же году написана и небольшая, удивительно светлая картина «Вид на Московский Кремль. Весна», которая по своему живописному и поэтическому строю более нечто сближается со знаменитой «Грачи прилетели». Представлен городской пейзаж, центр Москвы. Однако здесь художник не показывает ничего величественного и почти ничего типично городского, скорее он открывает черты наиболее дорогой ему сельской природы России. Идет весенний лед на Москве-реке. Невдалеке, за Каменным мостом поднимаются светлые здания, башни и храмы Кремля. А здесь, на первом плане, — заборчик, ограждающий какие-то задворки, покрытый прошлогодней травой бережок, кустики, спокойно плывущие по реке льдины. Совсем как где-нибудь в деревне. Для старой Москвы такие сочетания были типичны, и мастер хорошо уловил эту особенность своего родного города.
Пейзаж, как обычно у Саврасова, поэтичен, живопись его легка и нежна. Тончайшими оттенками светлых тонов передан мягкий, приглушенный снег апрельского солнца. Панорама Кремля естественно вписывается в строй картины. Купола и башни возвышаются своей гордой, величавой красотой, внося в общее звучание картины торжественность и значительность.
Село Болгары. 1872-1874 гг. Масло, холст. Государственный Русский музей
Просека в сосновом бору. 1883 г.Масло, холст. Государственный Русский музей
Радуга. Масло, холст. 45х56,5 см. Государственный Русский музей |
Почти все творчество крупнейшего русского пейзажиста А. К. Саврасова было посвящено поэтизации русской сельской природы. Эта задача лежит и в основе содержания тонкой, удивительно свежей картины «Радуга». Небольшая бедная деревенька над зеленым косогором здесь — неотъемлемая часть пейзажного образа. Глубокая внутренняя связь жизни природы и человека выражена в картине особенно ясно и убедительно. Зеленые откосы, ольховые и ракитовые кусты трудно представить себе без изб, банек, глинистых тропинок, без идущей от реки крестьянки с коромыслом, без всех признаков повседневной деятельности человека, которая естественно и просто как бы сливается с жизнью рек, лесов и лугов. Образ природы — ясен и свеж. Ярко светится только что омытая ливнем зелень, прозрачен воздух. И хотя на горизонте, над деревней еще клубятся тучи, на них уже вспыхнула веселая радуга, написанная Саврасовым так чисто и прозрачно, как ни у кого из художников, бравшихся прежде за подобный сюжет. Радуга кажется будто сотканной из самого света, и поэтому она так легко вознеслась над миром. Наиболее полно выражая собой состояние природы после ливня, радуга в то же время олицетворяет светлые чувства внимающего природе человека.
В лесу. ( на первой передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Дорога в лесу"). Масло, холст. 138,5х110 см. Государственный Русский музей |
Эстетствующая критика, боровшаяся против передвижников на рубеже XIX— XX веков, сумела посеять ложное убеждение, что якобы этот художник вошел в историю русского изобразительного искусства, как «мастер одной картины* («Грачи прилетели»). Между тем, живописец создал обширный цикл полотен, посвященных национальному пейзажу. Саврасов приобрел известность задолго до написания прославленных «Грачей». В 1854 году он получил звание академика. Тогда же его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и именно ему довелось сделаться первым учителем таких пейзажистов, как Л.Л.Каменев, И. И. Левитан, С. И. Светославский и К. А. Коровин. Квартира мастера служила в 1860-х годах одним из культурных очагов, где собирались В. Г. Перов, В. В. Пукирев, П. М. Третьяков и другие.
Живописец выступил в роли члена-учредителя Товарищества. На первую передвижную выставку он представил четыре полотна. Одно из них — «Дорога в лесу». Художник обнаруживает в нем стремление прославить красоту русской природы, как важный фактор развития национального самосознания. Произведение словно зовет зрителя полюбоваться стройной грациозностью русских сосен, как бы вдохнуть освежающий аромат русского бора. Полотно задумано и осуществлено в лирическом плане. Художник не развивает рассказа о мощи и красоте деревьев, он стремится раскрыть те теплые, сердечные чувства, которые вызывает у каждого русского человека, его интимное общение с родной природой.
Ранняя весна. (Один из вариантов картины "Грачи прилетели"). Масло, холст. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.