Есть художники, в творчестве которых, наряду с широким охватом явлений своего времени, возникают черты, примыкающие к искусству последующих поколений, как бы предвосхищающие их художественное видение. Так, лучшие работы Петра Петровича Соколова, родившегося в 1821 году, в дни блистательной юности Пушкина, и умершего в 1899 году, на грани двадцатого века, во многом созвучны искусству наших дней.
Сын известного мастера акварельного портрета, Петра Федоровича Соколова, и родной племянник (по матери) знаменитого Карла Брюллова, Петр Петрович вырос в атмосфере искусства; художниками стали и его братья — Павел и Александр. Однако Академию он не окончил, хотя и проучился там три года. Застылость академических программ не увязывалась с его жадным интересом к живой действительности, реалистическому изображению которой он отдал свое дарование. Звание академика было присуждено Соколову лишь в конце его жизни.
Начав по примеру отца с портретного жанра, Петр Петрович укреплял свое мастерство портретиста и в последующие годы. Значителен автопортрет 1893 года (гуашь, акварель) и, особенно, портрет его близкого друга, писателя Сергея Атавы-Терпигорьева. Яркая красочность и смелая, широкая, энергичная манера письма отвечают характеру писателя, простое русское лицо которого дышит здоровьем и уверенной силой; очень красиво выделяется на фоне его красной рубахи темная голова охотничьей собаки. Портрет написан в 1889 году в технике гуаши, которой Соколов нередко пользовался наряду с маслом, предпочитая однако технику акварели, иногда соединяя ее с гуашью.
Интересуясь жизнью во всех ее проявлениях, Соколов был неутомимым путешественником и страстным охотником, что в значительной мере определяло темы его творчества. Следуя многообразию впечатлений, художник реагировал на них непосредственно и остро, наполняя свои произведения оптимистическим жизнеутверждающим началом. Он любил то что изображал, а изображал всегда свое, пережитое и наблюденное. Многочисленные возки, кибитки, брички и дилижансы зимой и летом, в ясный день и в снежный буран — так именно он ездил сам неоднократно, так же как сам участвовал в стремительной погоне за зайцем, травил волка, стоял на току. Эмоциональность, лежащая в основе мастерских композиций Соколова, делает их особенно убедительными. Не создавая пейзажа в обычном понимании этого жанра, Соколов часто одним, двумя мазками верно и точно определял то или иное время года, передавал красоту родной земли, которая, по поэтическому определению Гоголя, «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета». Какая-нибудь, медленно плетущаяся в гору усталая тройка, слегка намеченные по краю заснеженной дороги кустики на пригорке и мглистая серая даль передают необычайно точно состояние пасмурного зимнего денька и то ощущение, с каким наблюдал его едущий в кибитке путник (акварель «В дороге», 1866 г.).
Соколов был лириком в изображении русской природы, романтиком при передаче горячих охотничьих схваток или стремительного бега тройки, той «птицы-тройки», «бойкой и необгонимой», которой Гоголь уподоблял Русь.
С легким юмором, никогда не переходящим в гротеск, писал он своих приятелей-помещиков, егерей, борзятников, удалых ямщиков или цыган-барышников, но становился очень серьезным и беспощадно правдивым, повествуя о тяжелой доле крестьян. В этих работах художник строго судил окружающую его действительность с позиций идейного реализма, предвосхищая лучшие картины передвижников. Небольшая акварель 1867 года «Взимание недоимок» — одно из наиболее глубоких произведений, отразивших трагическую судьбу пореформенного крестьянства. Композиция ее очень проста и выразительна. Все внимание сосредоточено на одинокой фигуре крестьянина, уныло стоящего со скрещенными на впалой груди руками посреди большого опустевшего уже двора. Скупые детали — провалившаяся соломенная крыша и стоящая у телеги, видимо, обреченная на увод лошаденка — поддерживают общее настроение щемящей тоски и безнадежности, так же как и сумрачное колористическое решение акварели. Фигура властьимущего сдвинута в край композиции и дана сдержанно, без аффектации, без всяких атрибутов жестокости.
Совсем другим настроением проникнута акварель «Потрава», в которой столкновение крестьян с помещиком композиционно завязано в напряженный клубок, подобно запутанности неразрешимых противоречий их интересов.
Тема оскудения деревни раскрывается в выразительной акварели 1872 года «Нищие странники», показывающей три различных поколения крестьян, равно обреченных на нищенское существование. С неменьшей силой исполнены акварели «Старик, ловящий раков», с трудом согнувший натруженную в работе спину, и многофигурная композиция «Крестьянские похороны».
Особые страницы в творчестве художника представляют его зарисовки различных сцен русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда он находился в войсках в качестве баталиста. Это очень простые, бесхитростные, правдивые рисунки, показывающие трудные условия, в которых приходилось сражаться русским воинам.
Но наиболее глубокий след в русском искусстве оставили иллюстрации Соколова, в которых объединились лучшие качества его дарования. Будучи современником иллюстрируемых писателей, он выбирал произведения, близкие ему по духу. Созвучие ряда его тем с поэзией Некрасова («Родины в поле», 1873 г. и др.) привело художника к непосредственному иллюстрированию некоторых стихотворений этого поэта. Очень любил Соколов и родственные ему по переживаниям «Записки охотника» Тургенева, к которым он неоднократно обращался. Иллюстрировал «Оскудение» С. Атавы и «Власть тьмы» Л. Толстого, но особенную славу заслужили его иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя. Создав в конце 80-х годов серию красочных акварелей, художник вскоре снова взялся за ту же тему, но уже в технике черной акварели, значительно упрощая и заостряя композиции цветной серии. «Черный» вариант включает свыше ста рисунков, внимательно шаг за шагом сопровождающих героя поэмы. Многое, изображенное Гоголем, художник наблюдал сам в своих многократных поездках по России. Его иллюстрации — это «свидетельство очевидца». В отличие от предшествующих иллюстраторов Гоголя, Агина и Боклевского, П. Соколов передает в своих рисунках не только события и характеры, но и реальную обстановку, окружающую героев, и даже раздумия писателя, его лирические отступления. Крестьяне интересуют его не меньше, чем помещики, и он их изображает с большой теплотой. Строго и внимательно отбирая детали, художник точно следует тексту Гоголя, отмечающему всегда все самое характерное, неизменно сохраняет единство творческого замысла и глубину психологического звучания иллюстрации. Весь опыт живописного мастерства, приобретенный многолетней работой маслом и акварелью, Соколов перенес в свою одноцветную серию, что в соединении с его быстрым и метким рисунком создало неисчерпаемые богатства тональных отношений, остроту характеристик и полноту реалистического видения.
Не случайно в поисках путей советской реалистической иллюстрации многие наши художники обращались к работам Петра Петровича Соколова.
М. Холодовская