понедельник, 10 марта 2008 г.

Соколов, Пётр Петрович (1821-1899 гг.)

Есть художники, в творчестве которых, наряду с широким охватом явлений своего времени, возникают черты, примыкающие к искусству последующих поколений, как бы предвосхищающие их художественное видение. Так, лучшие работы Петра Петровича Соколова, родившегося в 1821 году, в дни блистательной юности Пушкина, и умершего в 1899 году, на грани двадцатого века, во многом созвучны искусству наших дней.
Сын известного мастера акварельного портрета, Петра Федоровича Соколова, и родной племянник (по матери) знаменитого Карла Брюллова, Петр Петрович вырос в атмосфере искусства; художниками стали и его братья — Павел и Александр. Однако Академию он не окончил, хотя и проучился там три года. Застылость академических программ не увязывалась с его жадным интересом к живой действительности, реалистическому изображению которой он отдал свое дарование. Звание академика было присуждено Соколову лишь в конце его жизни.
Начав по примеру отца с портретного жанра, Петр Петрович укреплял свое мастерство портретиста и в последующие годы. Значителен автопортрет 1893 года (гуашь, акварель) и, особенно, портрет его близкого друга, писателя Сергея Атавы-Терпигорьева. Яркая красочность и смелая, широкая, энергичная манера письма отвечают характеру писателя, простое русское лицо которого дышит здоровьем и уверенной силой; очень красиво выделяется на фоне его красной рубахи темная голова охотничьей собаки. Портрет написан в 1889 году в технике гуаши, которой Соколов нередко пользовался наряду с маслом, предпочитая однако технику акварели, иногда соединяя ее с гуашью.
Интересуясь жизнью во всех ее проявлениях, Соколов был неутомимым путешественником и страстным охотником, что в значительной мере определяло темы его творчества. Следуя многообразию впечатлений, художник реагировал на них непосредственно и остро, наполняя свои произведения оптимистическим жизнеутверждающим началом. Он любил то что изображал, а изображал всегда свое, пережитое и наблюденное. Многочисленные возки, кибитки, брички и дилижансы зимой и летом, в ясный день и в снежный буран — так именно он ездил сам неоднократно, так же как сам участвовал в стремительной погоне за зайцем, травил волка, стоял на току. Эмоциональность, лежащая в основе мастерских композиций Соколова, делает их особенно убедительными. Не создавая пейзажа в обычном понимании этого жанра, Соколов часто одним, двумя мазками верно и точно определял то или иное время года, передавал красоту родной земли, которая, по поэтическому определению Гоголя, «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета». Какая-нибудь, медленно плетущаяся в гору усталая тройка, слегка намеченные по краю заснеженной дороги кустики на пригорке и мглистая серая даль передают необычайно точно состояние пасмурного зимнего денька и то ощущение, с каким наблюдал его едущий в кибитке путник (акварель «В дороге», 1866 г.).
Соколов был лириком в изображении русской природы, романтиком при передаче горячих охотничьих схваток или стремительного бега тройки, той «птицы-тройки», «бойкой и необгонимой», которой Гоголь уподоблял Русь.
С легким юмором, никогда не переходящим в гротеск, писал он своих приятелей-помещиков, егерей, борзятников, удалых ямщиков или цыган-барышников, но становился очень серьезным и беспощадно правдивым, повествуя о тяжелой доле крестьян. В этих работах художник строго судил окружающую его действительность с позиций идейного реализма, предвосхищая лучшие картины передвижников. Небольшая акварель 1867 года «Взимание недоимок» — одно из наиболее глубоких произведений, отразивших трагическую судьбу пореформенного крестьянства. Композиция ее очень проста и выразительна. Все внимание сосредоточено на одинокой фигуре крестьянина, уныло стоящего со скрещенными на впалой груди руками посреди большого опустевшего уже двора. Скупые детали — провалившаяся соломенная крыша и стоящая у телеги, видимо, обреченная на увод лошаденка — поддерживают общее настроение щемящей тоски и безнадежности, так же как и сумрачное колористическое решение акварели. Фигура властьимущего сдвинута в край композиции и дана сдержанно, без аффектации, без всяких атрибутов жестокости.
Совсем другим настроением проникнута акварель «Потрава», в которой столкновение крестьян с помещиком композиционно завязано в напряженный клубок, подобно запутанности неразрешимых противоречий их интересов.
Тема оскудения деревни раскрывается в выразительной акварели 1872 года «Нищие странники», показывающей три различных поколения крестьян, равно обреченных на нищенское существование. С неменьшей силой исполнены акварели «Старик, ловящий раков», с трудом согнувший натруженную в работе спину, и многофигурная композиция «Крестьянские похороны».
Особые страницы в творчестве художника представляют его зарисовки различных сцен русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда он находился в войсках в качестве баталиста. Это очень простые, бесхитростные, правдивые рисунки, показывающие трудные условия, в которых приходилось сражаться русским воинам.
Но наиболее глубокий след в русском искусстве оставили иллюстрации Соколова, в которых объединились лучшие качества его дарования. Будучи современником иллюстрируемых писателей, он выбирал произведения, близкие ему по духу. Созвучие ряда его тем с поэзией Некрасова («Родины в поле», 1873 г. и др.) привело художника к непосредственному иллюстрированию некоторых стихотворений этого поэта. Очень любил Соколов и родственные ему по переживаниям «Записки охотника» Тургенева, к которым он неоднократно обращался. Иллюстрировал «Оскудение» С. Атавы и «Власть тьмы» Л. Толстого, но особенную славу заслужили его иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя. Создав в конце 80-х годов серию красочных акварелей, художник вскоре снова взялся за ту же тему, но уже в технике черной акварели, значительно упрощая и заостряя композиции цветной серии. «Черный» вариант включает свыше ста рисунков, внимательно шаг за шагом сопровождающих героя поэмы. Многое, изображенное Гоголем, художник наблюдал сам в своих многократных поездках по России. Его иллюстрации — это «свидетельство очевидца». В отличие от предшествующих иллюстраторов Гоголя, Агина и Боклевского, П. Соколов передает в своих рисунках не только события и характеры, но и реальную обстановку, окружающую героев, и даже раздумия писателя, его лирические отступления. Крестьяне интересуют его не меньше, чем помещики, и он их изображает с большой теплотой. Строго и внимательно отбирая детали, художник точно следует тексту Гоголя, отмечающему всегда все самое характерное, неизменно сохраняет единство творческого замысла и глубину психологического звучания иллюстрации. Весь опыт живописного мастерства, приобретенный многолетней работой маслом и акварелью, Соколов перенес в свою одноцветную серию, что в соединении с его быстрым и метким рисунком создало неисчерпаемые богатства тональных отношений, остроту характеристик и полноту реалистического видения.
Не случайно в поисках путей советской реалистической иллюстрации многие наши художники обращались к работам Петра Петровича Соколова.
М. Холодовская
Автопортрет. 1893 г. Акварель. Государственный Русский музей
В дороге. 1886 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Затравили лисицу. Государственный Русский музей
Нищие странники. 1872 г. Акварель. Государственный Русский музей
Крестьянские похороны. 1872 г. Акварель. Государственный Русский музей
Потрава. 1840-е гг. Акварель. Государственный Русский музей
Доезжачий. 1871 г. Акварель. Государственный Русский музей
Ловля раков. 1872 г. Акварель. Государственный Русский музей
На тяге. 1872 г. Акварель. Государственный Русский музей
Взнимание недоимок. 1867 г. Акварель. Государственный Русский музей
Ремонтер и цыган на ярмарке. 1870 г. Акварель. Государственный Русский музей
Борзятники. 1869 г. Холст, масло. 59,3х43,8 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Родины в поле. 1873 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Охота на волка. 1873 г.

воскресенье, 9 марта 2008 г.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911)

Автопортрет. 1878 г.
Портрет И.И. Шишкина. 1891 г. Холст, масло. 187х123. Пензенская областная картинная галерея.
Портрет писателя В.М. Гаршина (?) (1855-1888). Картон, масло. 23х21. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе. 1862 г. На сюжет трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". Всесоюзный музей А.С. Пушкина АН СССР (Ленинград).
За эту картину Мясоедов получил большую золотую медаль (1862) и был направлен за границу, где провёл шесть лет в качестве степендиата Академии.
Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1973 г. Государственная Третьяковская галерея.
Потомки достойно оценили демократические взгляды передвижников. Однако объективность требует отметить, что их взглядам была свойственна и определенная историческая ограниченность. Выражая идеалы крестьянской демократии, передвижники вместе с тем разделяли и некоторые ошибочные представления, характерные для русского патриархального крестьянства. Например, передвижники 1870-х годов отчасти находились в плену иллюзий в понимании роли «царя-батюшки», как верховного руководителя страны. Однако эти иллюзии не нашли отражения в картине Григория Григорьевича Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», экспонированной на третьей передвижной выставке. Произведение получило в свое время очень высокую оценку критики. В. В. Стасов отнес его в известном сочинении «Искусство XIX века» к числу наиболее выдающихся из созданных на протяжении целого столетия. Единодушные похвалы раздавались даже со стороны представителей официального направления в искусстве. Анализ картины не дает нам право считать, что ее автор имел верноподданическое отношение к «царской милости». Правда жизни проложила и здесь себе дорогу: не случайно в композицию группы оказался включенным крестьянин, на лице которого отражается прямое недовольство манифестом. «Спорщик на миру, скептик и протестант по нутру», - сказал о нем сам Мясоедов. 
Г. Г. Мясоедов (1835—1911) Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. 1873 г. Холст, масло. 138,2X209 см Государственная Третьяковская галерея 42. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск III
Косцы. 1887 г. Холст. Масло. 179х275. Государственный Русский музей.
Г. Г. Мясоедов был одним из главных инициаторов и организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. В продолжение всей своей жизни он оставался в числе наиболее активных деятелей передвижничества. И в своем искусстве он всегда был верен идеалам, выдвинутым в 1871 году. Показанная на Второй передвижной выставке его картина «Земство обедает» (ГТГ) более других последовательно и глубоко выражала главные черты нового этапа в развитии русской бытовой живописи. В определенном смысле она стала как бы творческим манифестом передвижничества. Оставляя характерную для шестидесятников задачу обличения по-прежнему важнейшей задачей искусства, Мясоедов находил новые, более тонкие художественные средства ее решения, чем это было в предшествующем десятилетии. Важной целью творчества становилось уже создание положительных образов. Чаще всего это были люди
Поздравление молодых в доме помещика. Государственный Русский музей.
Поздравление молодых в доме помещика. Эскиз. 1860 г. Холст, масло. 36х43,5 см. Государственная Третьяковская галерея
Земство обедает. 1872 г. Холст, масло. 74х125 см. Государственная Третьяковская галерея
На первый взгляд картина казалась исполненной на тему, поднятую Н. А. Некрасовым в стихотворении «У парадного подъезда». Однако особая острота положения заключалась в том, что изображены здесь не ходатаи-крестьяне, а члены той же уездной земской управы — мужицкие депутаты, ожидающие, когда «господа-земцы откушают». Произведение критиковало лицемерие земской реформы 1864 года, учредившей на местах органы самоуправления, в которых якобы на равных правах участвовали представители крестьян и дворян. Формальное равенство крестьян и помещиков художник жизненно и убедительно разоблачает в своей картине. Крестьяне, удаленные на обеденное время из помещения управы, доедают свою скудную пищу. Молодой мужик в красной рубахе пытается сном заглушить чувство голода. А помещики, хотя их в картине не видно, запивают вином обильный обед, о чем свидетельствует батарея бутылок на подоконнике открытого окна. Картина Мясоедова исчерпывающе раскрывала продолжающееся сохранение социального неравенства в пореформенной России. Она осталась наиболее значительным из обличительных произведений живописи передвижников 1870-х годов»
У чужого счастья. Частное собрание.
Сеятель. 1888 г. Государственный музей Революции СССР.
Голова старухи. Холст, масло. 41,5х30,6. Костромской областной музей изобразительных искусств.

Кардовский Дмитрий Николаевич (продолжение)

Рыбацкая слобода. Переславль-Залесский. 1924 г.
Иллюстрация к роману А.Н. Толстого "Петр Первый". 1932 г.
Эскиз костюма и грима к комедии "Ревизор". 1922 г.
ГОРОДНИЧИЙ, уже постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен; несколько даже резонёр...
Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с груборазвитыми склонностями души.
Эскиз декорации ко 2-му акту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 1922 г.
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Марья Антоновна. Маменька, папенька сказал, что вы .. (Увидя Хлестакова на коленях, вскрикивает).
Ах, какой пассаж!
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!
Добчинский. Неожиданное известие!
Все. Что? Что такое?
Иллюстрация к рассказу Н.В. Гоголя "Невский проспект". 1904 г.
Иллюстрация к рассказу Н.В. Гоголя "Невский проспект". 1904 г.
Иллюстрация к рассказу Н.В. Гоголя "Невский проспект". 1904 г.
"Ну тащись, Сивка!" 1905 г. Рисунок помещён в журнале "Жупел", №3, 1905 г.
Иллюстрация к роману Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". 1918 г.

суббота, 8 марта 2008 г.

Кардовский Дмитрий Николаевич

Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943), российский художник, график и живописец, заслуженный деятель искусств России (1929). Мастер рисунка, иллюстраций («Каштанка» А. П. Чехова, 1903); картины, акварели, рисунки, посвященные эпохе Петра I, декабристам, пушкинскому времени. Педагог.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Каштанка".
"...Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком. Лука Александрович покачивался и инстинктивно, наученный опытом, старался держаться подальше от канавы..."
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Каштанка". 1903 г.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Каштанка".
Хозяин просыпался поздно, и, напившись чаю, тотчас же принимался за свои фокусы. .. Ученье продолжалось часа три-четыре, так что иной раз Федор Тимофеич от утомления пошатывался, как пьяный, Иван Иваныч раскрывал клюв и тяжело дышал, а хозяин становился красным и никак не мог стереть со лба пот.
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Чёрная акварель.
Лиза: Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
заставлю их играть.
Действие 1, явление 1.
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Акварель, белила.
Фамусов: Друг, нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
Действие 1, явление 4.
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Акварель, белила.
Фамусов: Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтём. Достанька календарь;
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Действие 2, явление 1.

Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Чёрная акварель.
Фамусов (ничего не видит и не слышит)
Тебя уж упекут
Под суд, как пить дадут.
Чацкий: Пожаловал к вам кто-то на дом.
Фамусов: Не слушаю, под суд!
Действие 2, явление 3
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Тушь.
Действие 3.
Загорецкий рассказывает глуховатой графине-бабушке и князю сплетню о Чацком.
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Акварель, гуашь.
Чацкий: Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Действие 3, явление 22
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Чёрная акварель, белила.
Фамусов:
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Действие 4, явление 14.
Иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" из собрания Государственного Русского музея. 1912 г. Тушь.
Чацкий
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету, мне, карету !
Действие 4, явление 14

Другие работы художника:

Кардовский Дмитрий Николаевич (продолжение)

Кардовский Дмитрий Николаевич (продолжение2)

Алексей Кондратьевич Саврасов (продолжение)

Морской вид. 1859 г. Холст, масло. 58х80. Музей усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева
Вечер. Перелёт птиц. 1874 г. Холст, масло. 82,2х65,8. Одесский художественный музей
Северная деревня. 1880-1890-е гг. Холст, масло. 79х59. Пермская государственная художественная галерея
Весна. Огороды. 1893 г. Холст, масло. 60х76. Пермская государственная художественная галерея
Берег реки. 1879 г. Холст, масло. 53х45. Пензенская областная картинная галерея
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е гг. Холст, масло. 34,2х45,7. Воронежский областной музей изобразительных искусств
Пейзаж. 1874 г. Калужский областной художественный музей
На Волге. 1875 г. Холст, масло. 82х66. Картинная галерея Государственного музей Татарской АССР. Казань
Зимний пейзаж. 1873 г. Рязанский областной художественный музей
Деревья на берегу моря. 1856 г. Холст, масло. 45,5х36,8. Псковский историко-художественный музей