суббота, 19 апреля 2008 г.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Пластов, Аркадий Александрович - живописец и график. Родился в с.Прислониха Симбирской губернии. Учился в Строгановском училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914--1917) у С.М. Волнухина (посещал также занятия А.Е. Архипова, А.М. Корина, А.С. Степанова). В 1920-1930-х гг. работал преимущественно над плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В более поздних работах развивал традиции пленэрно-жанровой живописи в духе мастеров Союза русских художников. Автор портретов и картин, изображавших труд и быт земляков ("Колхозное стадо", 1938, Екатерининский музей изобразительных искусств; "Фашист пролетел", 1942; "Сенокос" и Жатва, обе - 1945, все последние - ГТГ). Ленинская премия за цикл картин "Люди колхозной деревни" (1951-1965). Автор иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей. Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Н. Новгорода, Н. Тагила, Новокузнецка, Перми, Ростова, Твери, Ульяновска, Челябинска, Одессы.
"...убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведёт, бывало, по струнам сміыком - и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз - и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. И плясать, и смеяться хотелось в одно время слушая его."
А.М. Горький
Лойко Зобар. Иллюстрация к рассказу "Макар Чудра"

На колхозном току. 1949 г.
Родник. 1951 г.
Летом. 1953-1954 гг. Масло, Холст. 159х113. Государственный Русский музей
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Счастье" 1952 г. Государственный Литературный музей. Москва
Витя-подпасок. 1951 г. Государственный Русский музей. Ленинград
Август колхозников. 1957 г.
Черевик заглянул в это время в дверь и, увидя дочь свою танцующую перед зеркалом, остановился. Долго глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не примечала, казалось ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни - жилки в нём зашевелились; гордо побоченившись, выступил он вперёд и пустился вприсядку...
Н. Гоголь
Иллюстрация к повести "Сорочинская ярмарка"
Ужин трактористов. 1951 г. Государственная Третьяковская галерея
Первый снег. Холст, масло. 146х113. Калининская областная картинная галерея
Весна. 1954 г. Государственная Третьяковская галерея
Конюх лесничества Пётр Тоньшин. 1958 г.

Другие работы художника:

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)-2

пятница, 18 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев (продолжение)

Крымский пейзаж. Государственная Третьяковская галерея
После грозы. Государственная Третьяковская галерея
Деревенская улица 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1869 г. Холст, масло 36х31. Тамбовская картинная галерея
В Крыму. После дождя. Государственная Третьяковская галерея
Заброшенная мельница. Государственная Третьяковская галерея
Развалины мельницы. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Рожь. Государственная Третьяковская галерея
Берег моря. Государственный Русский музей
Болото в лесу. Осень. 1872-1873 гг. Государственный Русский музей
После дождя. Государственная Третьяковская галерея
Близ Красного села. Холст, масло. 30,5х41. Пензенская областная картинная галерея
Роща. Холст, масло. 60х95,5. Государственный Русский музей
Вечер в Крыму. Холст, масло. 39,2х50,7. Государственная Третьяковская галерея

четверг, 17 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев

Васильев Федор Александрович [10 (22) февраля 1850, Гатчина — 6 октября 1873, Ялта], русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.

Оттепель. 1871 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Рассвет. 1872 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Под дождём. Государственная Третьяковская галерея
Тройка на мосту. Государственный Русский музей
Осень. 1867 г. Холст, масло. 30х45. Свердловская картинная галерея
Тополя. 1870 г. Смоленский областной краеведческий музей
Речка. Конец 1860-х. Сепия, перо. Государственная Третьяковская галерея
Осень. 1869 г. Холст, масло. 31х44,5. Киевский государственный музей русского искусства
Бухта. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Дорога в берёзовом лему. Государственная Третьяковская галерея
Лесная поляна. Красноярская художественная галерея
Морской вид. 1869 г. Холст, масло 31х41,5. Государственный Русский музей
Летний жаркий день. 1869 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид на Волге. Барки. 1870 г. Холст, масло. 67х105. Государственный Русский музей
Картина написана во время совместного пребывания Васильева и И.Е. Репина на Волге. Репин в это время работал над "Бурлаками". За картины "Вид на Волге" и "Приближение грозы" в 1872 г. Васильев Ф.А. получил звание художника 1-й степени по пейзажной живописи.

среда, 16 апреля 2008 г.

Василий Васильевич Матэ (1856-1917)

И.И. Шишкин (офорт)
Портрет П.И. Чайковского. Конец 19-го века. Офорт

Вадим Дмитриевич Фалилеев

Фалилеев В.Д. (1879-1948) учился в Пензенском художественном училище, в мастерской Тинешевой, в Киевской школе живописи (1898-1903), в академии художеств (1903-1910). Работал в области станковой гравюры, офорта, книжной иллюстрации, рисунка.Постройка Казанского вокзала
"Спелая рожь". 1917 г. Цв. линогравюра.

вторник, 15 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

С гитарой. Акварель. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Натурщик. Академический этюд. Холст, масло. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Девушка в красной кофте. Акварель. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея
Казачка В.П.Дьяченко. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Голова смеющейся девушки. Государственная Третьяковская галерея
Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской 1891 г. Государственная Третьяковская галерея
Римский карнавал. 1884 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея