среда, 14 мая 2008 г.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - продолжение

"Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846 г. Государственная Третьяковская галерея
В комнате со следами вчерашней попойки стоит босяком, в горделивой позе чиновник, хватающийся орденом, полученным накануне и с утра прикреплённым к грязному халату. Кухарка в ответ насмешливо показывает его стоптанные сапоги. В лице этого чванливого честолюбца и пьяницы Федотов создал собирательный образ чиновника иколаевского времени.
Сватовство майора. (Смотрины в купеческом доме). Холст, масло 56х76. Государственный Русский музей. Авторское повторение картины, ранний вариант которой находится в Государственной Третьяковской галерее.
Игроки. 1852 г. Киевский государственный музей русского искусства
Следствие кончины Фидельки. 1844 г. Сепия. Государственная Третьяковская галерея
"Бедной девушке краса - смертная коса." 1846 г. Сепия. Государственная Третьяковская галерея
"Господа!.. Женитесь - пригодится!" 1844 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Уличная сценка во время дождя. Акварель. 1837 г. Государственная Третьяковская галерея
Вдовушка. Государственная Третьяковская галерея. (Один из вариантов картины). В портрете военного на комоде художник изобразил себя.
Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Всё имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. Федотов заставляет зрителя задуматься о положении маленького человека, обречённого на нужду и лишения в крепостнической России.
Всё холера виновата. 1848 г. Акварель, бумага. 32,6х38,1. Государственный Русский музей
Портрет О.И. де-Монкаль. 1846 г. Государственный Русский музей
Брань под Красным. 1840 г. Акварель. 19,8х15,9 см. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Н.П. Жданович. Акварель, графитный карандаш, бумага. 26,5х21,2. Государственный Русский музей (Надежда Павловна Жданович)

вторник, 13 мая 2008 г.

Дмитрий Николаевич Дубровин (1913 г.р.)

Москва. Химки. Речной вокзал
Москва. Сквер на площади Свердлова
Москва. Площадь Революции
Москва. Памятник А.С. Пушкину

(К сожалению более полных данных о художнике я не нашёл)

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Федотов, Павел Андреевич - живописец, рисовальщик, поэт. Родился в семье отставного военного. В 1833 г. окончил 1-й Московский кадетский корпус. Посещал рисовальные классы Академии художеств (1834-1844). Учился в батальной мастерской у А.И.Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. В 1844 году в чине штабс-капитана вышел в отставку, решив целиком посвятить себя живописи. Дебютировал картинами "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848, все - в ГТГ). За последнюю картину получил звание академика. Федотов - основоположник критического реализма в русском изобразительном искусстве, мастер социального бытового жанра. В 1850-е гг. отказываясь от сатиры, создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку ("Вдовушка", 1851-1852; "Анкор, ещё анкор!" 1851-1852, обе - в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевский музей русского искусства) Великолепный портретист ("Н.П. Жданович", 1849, ГРМ) и рисовальщик. Автор басен, стихов, поэм сатирического направления. В Последние годы страдал тяжёлой психической болезнью. Творчество Федотова сыграло важную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19-го века. Его работы имеются также в музеях Архангельска, Иванова, Варшавы, Минска и других городов.
Офицер и денщик. Ок. 1850 г. Государственный Русский музей
Портрет Н.П. Жданович за фортепиано. Ок. 1850 г. Государственный Русский музей
Разборчивая невеста. 1847 г. Государственная Третьяковская галерея.
Сам автор так описывает содержание картины: "Пожилая девица гадала. Является жених, не совсем красивый господин с букетом цветов. Вручив его гадавшей, падает на колени перед ней, видна взаимность. За двербю мать, подслушивая, что тут происходит, даёт знать мужу и тот крестится от радости". В смехе Федотова звучат саркастические ноты.
Всё холера виновата. Государственный Русский музей.
На обороте картины стихотворение Федотова:
Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку в пору.
Так под час забывши страх,
На приятельских пирах
Выпивши одного вина
По полдюжины на брата.
Смотрим худо - кто ж вина?
Всё холера виновата.
Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка. Акварель, бумага. 30х34,2. Государственный Русский музей
Вдовушка (вариант). 1851 г. Холст, масло. 59х34,5. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Завтрак аристократа. 1849 г. Холст, масло. 51х42. Государственная Третьяковская галерея.
Одна из обличительных картин художника, второе название которой "На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк". Молодого человека в роскошном халате чуть было не застали за завтраком, состоящим из куска чёрствого хлеба.
В маленьком эпизоде, высмеивающем стремление к внешнепоказному блеску, художник вскрывает подлинный облик разоряющегося дворянства, не желающегос отказатьс от блеска и привычек роскошной жизни.
Сватовство майора. 1848 г. Государственная Третьяковская галерея. (Ранний вариант картины).
Мастерски, с тонким юмором, изображена сцена сватовства, как торговой сделки, - поправки обстоятельств промотавшегося майора женитьбой на богатой. Федотов так описывает эту сцену: "Майор бравый, карман дырявый, крутит ус, думает: до денежек доберусь". В этой популярной картине раскрываются характерные для того времени взаимоотношения двух социальных групп: дворянство стремится любыми путями уйти от разорения, а богатое купечество хочет породниться с "благородными".
"Анкор, ещё анкор!". Государственная Третьяковская галерея.
Изображена обыденная сцена из жизни заброшенного в глухую провинцию офицера, убивающего врем за отупляющим сознание занятием, свидетельствующем об отсутствии подлинных жизненных интересов: свесившись с лавки, монотонно и бесконечно повторяет собаке приказание прыгать ("Анкор" по-французски означает "ещё). Картина пронизана чувством безысходности и тоскливого одиночества
Зимний день. (21 линия Васильевского острова). Государственный Русский музей
Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837 г. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,4х23,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

понедельник, 12 мая 2008 г.

Василий Иванович Шухаев (1887-1973)

Шухаев, Василий Иванович (1887-1973) - живописец, гафик, художник театра и кино. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К.А. Коровина, Н.А. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. - в Академии художеств у Д.Н. Кардовского. В 1912-1914 гг. - пенсионер Общества поощрения художеств в Римею Участник выставок Нового общества художников, "Мира искусства" (1918, 1921, 1927). С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. Мастер портрета, пейзажа, натюрморта, станковой и книжной графики ("Арлекин и Пьеро", 1914, совместно с А.Е. Яковлевым; "Портрет Е.Н. Шухаевой", 1917; "Натюрморт. Хлеба. Нормандия", 1925, все в ГРМ). Педагог. Преподавал в различных заведениях. В 1947-1973 гг. - профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма "Портрет Ларисы Рейснер", 1915).

Иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" (автолитографии). 1922 г. Художник Шухаев В.И.

Карл Фёдорович Гун (1830-1877)


Старый воин времён гугенотов. 1870 г. (На 1-ой передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Старик в средневековом шлеме"). Холст, масло. 60,5х50. Государственная Третьяковская галерея

Родился и вырос Гун в Прибалтике. Хотя он и прошел русскую художественную школу, однако в его творчестве не раз всплывали сюжеты, связанные с гражданской историей и историей культуры Западной Европы, а также с жизнью и бытом ее народов.
Мотивом сильнее всего занимавшим воображение художника в области зарубежной истории, служил период религиозных воин XVI века. В 1870 голу он исполнил несколько полотен, воссоздавших типы и отдельные эпизоды этой эпохи.
Передовая общественность воспринимала данный цикл в плане осуждения религиозного фанатизма. Подобная трактовка возможна и в отношении входившего в эту серию исторического портрета «Старика в средневековом шлеме». Профильное изображение воина, выбранное живописцем, позволило подчеркнуть его старческую немощь, столь контрастирующую с готовностью старика к участию в кровавой бойне, к чему его зовет жестокая религиозная нетерпимость.
В. В. Стасов с гордостью писал о творениях Гуна: «...в этих картинах выразилось столько истины и глубины, что если бы поставить их в парижских музеях, они играли бы там очень капитальную между французскими картинами на французские сюжеты: вот как иногда сильны русские таланты! До сих пор ни один французский или немецкий, или итальянский художник не способен был бы сделать на наши сюжеты то, что мы способны сделать на их сюжеты».
В окрестностях С.Преста, во Франции. 1865 г. Холст на картоне, масло. 22,6х31,2. Государственная Третьяковская галерея
"Попался!". Холст, масло. 52х67 см. Государственная Третьяковская галерея
Картина была исполнена во Франции, где художник находился на лечении в середине 1870-х годов. О ее сюжете из местного крестьянского быта автор так рассказывал в письме к П. М. Третьякову: "Мальчик, желающий улизнуть к товарищам играть, наткнулся на отца».
Бесхитростность мотива картины показывает, что передвижники, бывая за рубежом, в противоположность сторонникам академической школы, не искали «экзотики». В заграничных произведениях передвижников отражался их всегдашний интерес к народной жизни, стремление воплотить в искусстве прежде всего общечеловеческие черты, не разделяющие, а сближающие между собою народы
Картина «Попался!» экспонировалась на пятой выставке, ставшей последней прижизненной выставкой произведений живописца. Скоротечная чахотка сразила Карла Федоровича Гуна в расцвете творческих сил, именно тогда, когда он сам считал свое положение в искусстве полностью упрочившимся, когда, наконец, жизненные условия позволили ему обзавестись семьей. В лице дочери архитектора Монигетти он нашел не только верную спутницу жизни, но и деятельную помощницу в осуществлении творческих планов (в картине «Попался» она позировала мужу для образа молодой матери-работницы, стирающей белье).
О том, как много бы еще мог сделать Гун. свидетельствует отзыв В. В. Стасова о полотне «Попался!»: «...картина написана великолепно! С таким тонким чувством... что не худо было бы поучиться многим и многим нашим художникам».
Отвергнутая. Государственный музей латышского и русского искусства
Лето. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея

воскресенье, 11 мая 2008 г.

Дубинский Давид Александрович (продолжение)

А.П. Чехов. "Невеста"
=О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть весёлым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настенет!=
А. Гайдар "Р.В.С." Волнующие новости.
=Весь день только и было разговоров, что о вчерашнем происшествии. Зелёные ускакали ещё ночью. И осталась снова без власти маленькая деревушка=

А. Гайдар "Р.В.С." Сергеев прощается с ребятами.
=А на другой день уезжал незнакомец. Жиган и Димка провожали его до поскотины. Возле покосившейс загородки он остановился. Остановился за ним и весь отряд.=
А. Гайдар "Р.В.С." Грустный Димка.
=Высохли на глазах слёзы. Утихла понемногу боль. Но итти домой Димка боялся и решил обождать до ночи, когда улгутся все спать. Направился к речке=
А. Гайдар "Р.В.С." Димка и Жиган.
=Пришёл как-то на речку скучный-скучный Димка.
- Убежим, Жиган!- предложил он. - Закатимся куда-нибудь подальше отсюда, право!=
А. Гайдар "Р.В.С." В сарае.
= .... часто они пробирались к сараям и подолгу проводили время возле незнакомца.
Он охотно болтал с ними, рассказывал и шутил даже=

Другие работы худажника :

Дубинский Давид Александрович

Николай Борисович Терпсихоров (1890-1960)


Живопись Николая Борисовича Терпсихорова разнообразна: композиционная картина, портрет, пейзаж в равной мере увлекали художника. Тематическая живопись занимала большое место в раннем периоде его творческой жизни, в более поздние годы он работал преимущественно в пейзаже.
Н. Б. Терпсихоров принадлежит к той славной плеяде художников-реалистов, которые явились зачинателями нового, советского искусства. Они заложили основу социалистического реализма.
То было начало двадцатых годов, время, полное революционной героики и романтики. Этим ощущением пронизана картина Терпсихорова «Первый лозунг» (1924).
Мы входим в мастерскую художника. Свет из высокого запыленного окна тускло освещает аскетически-суровую обстановку: рядом с самодельными, сколоченными из досок скамьями и столами уживаются гипсовые слепки с бессмертных античных скульптур. Свет висячей электрической лампочки, бережно огороженной простым листом белой бумаги, падает на фигуру художника, сосредоточенно работающего над лозунгом. Четки белые буквы на красном полотнище: «Вся власть Советам».
В мансарде холодно. Плохо греет догорающая «буржуйка». На столе типичный для того времени «натюрморт» — простой жестяной чайник, скудный хлебный паек. Так жили и работали в то время художники, принявшие Советскую власть, — писали лозунги, плакаты, портреты вождей, оформляли революционные праздники, вместе с народом терпели нужду, холод и голод, но дышали революцией и искусством. Эта картина не только документальна, но и автобиографична: на ней изображена мансарда в одном из домов на Арбате, в которой в то время работали Н. Б. Терпсихоров и братья Корины.
Здесь началась творческая жизнь Терпсихорова, когда в 1921 году он вернулся из Красной Армии, куда ушел добровольцем три года назад воевать с бандами белогвардейцев и интервентов, защищать Советскую власть. Позади остались годы учения в Училище живописи, ваяния и зодчества, оконченного в 1918 году. Ученик замечательных художников — Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова, К. А. Коровина — Терпсихоров воспринял от своих учителей много хороших традиций: идейную глубину искусства, поэтическое восприятие природы, ощущение красоты мира.
Остались позади и годы гражданской войны, бои под Петроградом, Одессой, на Волге, в Белоруссии. Это была суровая школа жизни для человека и художника.
В Москве, попав в среду художников, Терпсихоров сдружился с теми из них, кто поднял знамя борьбы с формалистами за новое реалистическое искусство. Группа художников-реалистов основала в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР). После трех лет разлуки с красками и кистями Терпсихоров энергично и жарко взялся за работу. На ахрровских выставках одно за другим появлялись его произведения. Тремя словами можно определить круг их тематики — революция, труд, быт. Мы напомним его лучшие историко-революционные картины: «После приказа. «Патронов не жалеть!» (1925), «1905 год в Сормове» (1930), «Партия ссыльных» (1931), посвященные первой русской революции, «Бой у Никитских ворот» (1929) — из истории Октябрьских боев.
Темы и материал для своих картин Н. Б. Терпсихоров искал и собирал в творческих поездках — на фабриках и заводах, на транспорте и в деревне. Так, в поездке в Архангельскую и Вологодскую области родилась его замечательная картина «Русь обучается». Это целая эпоха из истории культурной революции. Появились и другие его полотна о новых советских трудовых людях, о новом быте: «Пошивочное отделение фабрики Москвошвей» (1924), «Первый субботник на железнодорожном транспорте» (1925), «Враги коллективизации» (1931) и многие другие. Ряд композиций посвятил Терпсихоров жизни Красной Армии, с которой крепко связали свою судьбу советские художники: «На маневрах. Красноармейцы среди населения» (1927), «Агитпоход красноармейцев на лыжах в деревню» (1933), «Веселые проводы» (1937) и многие другие. Картины Терпсихорова подкупали зрителей своей жизненной наблюдательностью типажа, жестов, движений, психологических коллизий.
Особо следует остановиться на многократных поездках Терпсихорова в Среднюю Азию в 1929. 1935 и 1939 годах. Эти поездки дали ему не только превосходный материал для картин, но и многому научили его как живописца.
Узбекские и туркменские этюды Терпсихорова — острые зарисовки национального быта, отмеченного приметами нового времени. В наши дни великих преобразований этих республик среднеазиатские работы Терпсихорова примечательны как яркий документальный материал недавнего прошлого. Внимание художника привлекли природа и архитектура, труд и быт людей. Все здесь было исключительно колоритно — синее небо, яркое солнце, шумные базары с красочными коврами, шелками, расписной керамикой, великолепием фруктов и овощей. И художник впервые так смело, напряженно — в цвете, уверенно, энергично — в рисунке запечатлевает все виденное и пленившее его.
Из поездки в Узбекистан в 1929 году он привез сюиту «Старый Самарканд». Лучшие работы — «Шах-и-Зинда», «Уличные сапожники», «Виноградный базар», «Чайхана». Еще более продуктивной была поездка в Туркмению. Здесь художник собрал материал для двух композиций — «Богатый урожай. Сбор хлопка» (1937) и «Ковровщицы» (1936). Значительны яркие, своеобразные типы туркменов тех лет, запечатленные Терпсихоровым. Из женских образов выразительна «Сборщица хлопка» как обобщенный образ новой женщины освобожденного Востока. Ее осанка, движении полны особого достоинства и гордости, в ней пленяют красота и грация национального типа. Очаровательна и «Девочка туркменка». Ее темная фигурка, вылепленная сильными рефлексами, контрастно выделяется на пронизанном солнцем пейзаже. Уходящим миром кажется «Бабушка за пряжей». В ее облике словно читаешь трудную историю многих поколений Туркмении...
Широко и темпераментно написаны мужские портреты с их яркими характеристиками, крепкой скульптурной лепкой, насыщенным цветом: «Охотник на барсов» (1935), «Колхозник» (1935), «Колхозный сторож» (1936) и др.
Работа в Средней Азии была для Терпсихорова началом нового периода в творчестве — рождения художника-колориста, тонкого мастера пейзажа. Но, конечно, не прерывалась у него и линия развития тематической картины и портрета. В годы Великой Отечественной войны им были написаны «Денек в тылу» (1943), «В обход на врага» (1943), «Письмо с фронта» (1947) и др.
Однако, начиная с конца тридцатых годов, Терпсихоров все больше и больше увлекается пейзажной живописью. Он писал этюды на Кавказе, в Крыму, в Подмосковье. Терпсихоров вошел в историю советского пейзажа как поэт среднерусской природы. Художник нашел свою «обетованную землю» в окрестностях старого русского городка Тарусы на Оке. Здесь им исхожены все дороги и тропы. Особенно полюбилась ему деревня Ладыжино на берегу Оки. Он жил здесь месяцами, с ранней весны до поздней осени, нередко приезжал и зимой.
Но его любимое время года — ранняя весна, когда на снегу так ярко и нежно ложатся голубые тени и рефлексы от мартовской лазури неба, когда начинают рыжеть проталины на снежной целине, когда в легкой дымке безлиственного леса глаз начинает улавливать тонкие цветовые переливы сиреневого, серебристо-палевого. Он любил писать овражки с весенними ручьями, звонко перекликающимися своей синевой с апрельским небом. Художника волновал величественный праздник пробуждения природы — бурный ледоход. Одна из его лучших картин — «Закон жизни» (1952). Могучая глубокая стремнина уносит последние оковы зимы. Снова и снова сила жизни возрождает природу...
Много чудесных мест запечатлел Терпсихоров. Перед нами встают живописные берега Оки с широкими заречными далями, поля со ржавыми скирдами хлеба, зеленый шум лесов, осенние золотистые опушки, полные затаившейся тишины и грусти. И почти всегда в пейзажах его мы видим человека или чувствуем его творческий труд на земле. Все это образы нашей великой прекрасной Родины, поэтичные, глубокие, искренние.
Имя Николая Борисовича Терпсихорова вписано в историю советского искусства как одного из основоположников советской тематической картины и как вдохновенного мастера русского реалистического пейзажа.
С. Разумовская
Первый лозунг. 1924 г.
В доме отдыха
Зимой. 1953 г.
Девочка туркменка. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Аул Киши. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Утро над Окой. 1951 г.
Тишина. 1956 г.
Ковровщицы. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Март. 1959 г.
Берегите леса. 1954 г.
Гурзуф. Море. 1950 г.
Непогода. 1945 г.
Закон жизни (Ледоход). 1952 г.
Этап (эскиз). 1926 г. Государственный музей Революции СССР
Конец разрухи на транспорте. 1931 г.