Произведения Николая Петровича Крымова прочно вошли в историю советского изобразительного искусства.
Крымов—живописец-лирик. В окрестностях Подмосковья он находил для себя неисчерпаемое множество мотивов и тем. Подолгу работая под Звенигородом или Тарусой — живописнейших местах среднерусской полосы — художник в окружающей природе черпал творческое вдохновение. Мир его на редкость цельной души был одарен удивительной чуткостью к прекрасному. Он умел не только видеть красоту в самых непритязательных на первый взгляд вещах, но и передать ее зрителю со всей непосредственностью своего поэтического восприятия природы.
Крымов вырос в художественной среде, воспитавшей в нем привязанность к живописи, музыке, театру. Он родился в Москве в 1884 году в семье художника. Отец был его первым наставником и учителем. Когда двадцатилетний Крымов в 1904 году успешно выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учителями стали замечательные русские художники В. Серов, Н. Касаткин и др.
Как личность и художник Крымов формировался в пору расцвета русского искусства, связанной с блестящей плеядой живописцев. С некоторыми из них — К. Коровиным, И. Остроуховьм — он был связан узами крепкой дружбы. Других—И. Репина, И. Левитана, М. Врубеля — почитал с величайшим благоговением. Все они вместе привили Крымову огромную любовь к природе и искусству.
В кругу таких выдающихся мастеров не так-то просто было молодому художнику избежав подражания найти собственный изобразительный язык и манеру письма. Однако Крымов сумел обрести себя, сумел сказать свое слово в искусстве. Он никогда не пытался «петь» голосом чуждым, себе не свойственным. Его как художника более всего привлекала в живописи область пейзажа, преимущественно камерного по характеру, в которой он обнаружил неиссякаемый запас неожиданных откровений, высокую поэзию чувств и тонкий, проникновенный лиризм.
Уже ранние работы Крымова обратили на себя внимание. Еще студентом он участвовал на очередной ученической выставке в 1906 году работой «Крыши под снегом».
Окончив училище в 1911 году, Крымов стал одним из типичных представителей московской живописной школы с ее любовью к колориту, материальности мира в его бесконечно сложных цветовых отношениях.
Как художник Крымов сложился сравнительно быстро. Его путь в искусстве был достаточно ровным. Крымов не знал тех мучительных поисков и противоречивых сомнений, которым были подвержены большинство живописцев в начале 900-х годов XX века. Изменения, которые претерпевало его искусство, вызывались не столько отказом от прежних творческих принципов и постановкой новых художественных проблем, сколько более вдумчивым и глубоким взглядом на природу — единственную властительницу его мыслей и чувств. Непосредственность восприятия природы в сочетании с поэтической настроенностью души мастера сообщали особую одухотворенность его работам. Они обладают той степенью художественного обобщения, которое делает любой из его пейзажей не случайным и пассивным слепком с действительности, а произведением подлинного искусства.
В ранних пейзажах Крымова — «Гроза» (1908), «Туча» (1910), «Желтый сарай» (1909), «Ветреный день» (1908) — проявился интерес художника к необычным явлениям в природе, стремление подчеркнуть в ней романтику. Нависшие темные облака, взметнувшиеся под порывом сильного ветра ветви деревьев и кустарников, неожиданная яркость освещенных мест и сгущенность теней — во всем этом художник находил для себя увлекательные задачи. Способность видеть тончайшие тональные переходы цвета, его нюансы, умение передать их пластическим языком живописи сделали Крымова своего рода поэтом света.
Действительно, без света природа кажется мертвой. Только свет сообщает ей ощущение жизни и неисчерпаемого богатства красок. Вот отчего так много сил и внимания художник уделял особенностям пространственного восприятия цвета в разное время дня. Стремление проникнуть в «душу» природы, различное ее состояние, стало определяющим лейтмотивом произведений Крымова. Его полотна рождают впечатление то раннего, подернутого утренним туманом часа («Рассвет», 1912), то передают ощущение знойного полдня, когда солнце в зените («Летний день», 1909), то наполняют нас чувством умиротворенного покоя во время вечерних сумерек («Вечер», 1916) или заката («Летний вечер», 1933).
Крымов избегал манерности и стилизации. С большой настойчивостью развивал точность глаза. Художник любил природу такой, какая она есть — без прикрас. Но умел видеть ее возвышенной и прекрасной. В простом и обыденном находил свою красоту и поэзию, будь то заснеженные крыши домов в тихом арбатском переулке, залитая солнцем купа деревьев или заброшенная старая мельница.
Каждое лето и осень проводя в излюбленных местах Подмосковья, Крымов создал множество пейзажей подлинно национальной, русской природы. Среди них—«Русская деревня» (1925), «Вечер в Звенигороде» (1927), «Поздний луч» (1935), «Саввинская слобода» (1943), «Солнечный день в июне» (1947) и многие, многие другие. Все они, взятые вместе, составляют любимый художником образ родной страны.
Исключительно внимательному изучению природы Крымов отдавался со всей серьезностью и присущей ему страстностью. Накопленные знания я наблюдения вылились у него в теорию, свою стройную систему, которой он пользовался как в творчестве, так и в многолетней педагогической деятельности, начиная со Вхутемаса и Полиграфического института и кончая Художественным училищем памяти 1905 года, где он преподавал.
Основным условием реалистической живописи Крымов считал верную передачу тона, то есть степень светосилы цвета видимого материала. Он говорил, что неверно взятый в тоне цвет—уже не цвет, а краска, которой нельзя верно передать материальность объема и пространства. Считал, что цвет — это душа живописи, ее красота и выразительность.
Исключительно требовательный к себе, Крымов был неутомимым в работе. Эти качества он стремился привить и своим ученикам. Их было у Крымова очень много. Все они оставили о нем светлые и теплые воспоминания.
Есть еще одна область искусства, в которой Крымов оставил заметный след. Увлекающаяся, общительная натура художника еще в юности привела его на подмостки сцены, когда он для литературно-художественного кружка написал эскизы декораций. Декорации были исполнены с большой выдумкой и чувством юмора. Именно эти черты сделали Крымова незаурядным декоратором пьес А. Островского. Особый блеск и остроумие отличают декорации художника к комедии Островского «Горячее сердце», поставленной К. Станиславским в Московском Художественном театре в 1926 году. Здесь элементы гротеска и реальной обстановки в обрисовке купеческого быта сочетались с той подлинной театральностью, которые сделали эту работу непреходящим явлением в истории советского театрально-декорационного искусства.
В целом жизнь и творчество Н. П. Крымова — пример беспредельного служения искусству, бескорыстного отношения к нему.
Крымов скончался в преклонном возрасте в Москве в 1958 году. Ему было присвоено высокое звание народного художника РСФСР. Он был избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР.
Е. Костина
Серый день. 1923 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Деревенский пейзаж с мостиком
Солнечный день. 1905 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Зимой в провинции. 1933 г. ГТГ
Домик в Тарусе. 1930 г. ГТГ
Утро в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького. 1937 г. ГТГ
Речка Разводная. 1921 г.
Пейзаж с мельницей. Около 1910 г. Музей-квартира И.И. Бродского. Филиал НИ музея Академии художеств СССР
Речка. 1926 г. ГТГ
Русская деревня. 1925 г.