среда, 20 августа 2008 г.

Теодор Жерико (1791-1824)

Художник Теодор Жерико (1791-1824). Французская школа. Офицер гвардейских егерей при Ангрифе. 1812 г. Париж, Лувр

Теодор Жерико (1791-1824)

Художник Теодор Жерико (1791-1824). Французская школа. Офицер конных егерей императорской гвардии идущей в атаку. Эскиз. 1812 г. Париж, Лувр

Теодор Жерико (1791-1824)

Художник Теодор Жерико (1791-1824). Французская школа. Бег свободных лошадей в Риме. 1817 г. Холст, масло. Париж, Лувр

Теодор Жерико (1791-1824)

Художник Теодор Жерико (1791-1824). Французская школа. Голова лошади. Холст, масло. Париж, Лувр

Неизвестный французский мастер XV-XVI веков

Неизвестный французский мастер XV-XVI веков. Французская школа. Женский портрет. Париж, Лувр.

вторник, 19 августа 2008 г.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471—1528)

Художник АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471—1528). Немецкая школа, Четыре апостола. 1526 Дерево, масло. Каждая створка 215x76 Старая Пинакотека. Мюнхен
Альбрехт Дюрер, имя которого стало символом немецкого Возрождения, — великий живописец, гравер, рисовальщик и теоретик искусства, родился в Нюрнберге. Здесь он начал учиться у отца — золотых дел мастера, затем у Михаэля Вольгемута. Как было принято тогда, молодой художник много странствовал. Жизненный кругозор, интеллектуальная и новаторская направленность творчества, научные достижения — свидетельства универсальности его личности — выдвинули Дюрера в один ряд с гениями Леонардо и Микеланджело. Искусство немецкого мастера с наибольшей полнотой выразило идеалы и дух национальной культуры.
«Четыре апостола» — своего рода духовное завещание Дюрера. В образах Иоанна и Петра (на левой створке), Марка и Павла (на правой створке) воплощены размышления художника о мире, о вере, о человеке. Под фигурами святых помещены цитаты из писаний каждого из них. Эти тексты не только объясняют позицию самого Дюрера, но и истолковывают нравственно-этическую атмосферу, утвердившуюся в Нюрнберге после победы протестантизма. В этих тщательно отобранных строках евангелистов — предостережение от человеческих заблуждений, от слов лжепророков и пагубных истин.
В эпоху Реформации напряжение борьбы идей выплескивалось подчас в индивидуализм, одержимость, субъективизм, за которыми следовали разочарование и скепсис. Подобные чувства, вызванные учением Лютера, его радикализмом, не прошли мимо внутренних исканий художника.
Отражение духовных и социальных бурь несут в себе суровые и величественные образы апостолов. Однако потрясения времени не сокрушили ясность и твердость их убеждений. Каждый кажется олицетворением уверенного в своих силах, интеллекте человека новой эпохи, пробудившей его огромную творческую энергию.

АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (около 1480—1538)

Художник АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (около 1480—1538). Дунайская школа. История Сусанны. 1526 Дерево, масло. 76x61 Старая пинакотека. Мюнхен

Альбрехт Альтдорфер — самый яркий и значительный мастер так называемой Дунайской школы, в которую обычно включают художников эпохи Возрождения южнонемецких и австрийских земель. Баварец по происхождению, он большую часть жизни провел в Регенсбурге, здесь открыл мастерскую и, как доподлинно известно, был избран членом городского совета, а затем стал главным архитектором.

Необычайное обаяние живописи Альтдорфера, обращавшегося к мифологическим и историческим сюжетам, религиозно-мистическим сценам, пейзажу, заключено в его своеобразном мировосприятии — восторженном восхищении красотой окружающего, похожего на сказку мира. Его картины полны таинственной жизни, они озарены какой-то внутренней радостью, исходящей из очарования поистине волшебной природы — дремучих лесов, мерцающих горных цепей, старых замков, причудливых городов.

Альтдорфер писал, однако, не только призрачные, волшебные видения, окрашенные меланхолической мечтательностью. Нередко могучая природа обретала силой воображения художника подлинно вселенский размах — пробуждались скрытые в ней стихии. Драматизмом космических коллизий и грандиозностью происходящего захватывает ирреальный мир «Битвы Александра Македонского при Иссе» (1529).

«История Сусанны» предстает в совершенно иной эмоциональной тональности, в созерцательно-мечтательной, идиллической интонации. Атмосфера композиции определяется медлительным, лирическим повествованием. Эпизоды библейской легенды (Сусанна со служанками в саду, неправедные старцы наблюдают за ней, старцы обвиняют Сусанну в прелюбодеянии, пророк Даниил доказывает лживость их слов, возмущенный народ побивает камнями лжецов) разыгрываются в фантастическом, величественном мире, уподобленном садам Эдема. Главное здесь — завораживающий, чудесный пейзаж и великолепный мраморный дворец. Именно он своей необычностью и эффектной декоративностью цвета сообщает всему изображению сказочно-романтическое звучание.

АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (около 1480—1538)

Художник АЛЬБРЕХТ АЛЬТДОРФЕР (около 1480—1538). Дунайская школа. Битва Александра Македонского с Дарием при Иссе. 1528 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.