воскресенье, 5 октября 2008 г.

К.Я. Крыжицкий (1858-1911)

Художник К.Я. Крыжицкий (1858-1911), Русская школа. «Сельская улица». Харьковский государственный музей изобразительных искусств

К.Я. Крыжицкий (1858-1911)

Художник К.Я. Крыжицкий (1858-1911), Русская школа. «Повеяло весной». 1910 г. Харьковский государственный музей изобразительных искусств

К.Я. Крыжицкий (1858-1911), Русская школа

Художник К.Я. Крыжицкий (1858-1911), Русская школа. «Пейзаж». 1896 г.Акварель. Частное собрание, Москва

суббота, 4 октября 2008 г.

Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа. "Его превосходительству Министру финансов..." Из серии "Ящик для писем". 1837 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа."Спляшем канканчик, но тихонечко, не надо досаждать властям" Из серии "В костюмах грузчиков". 1841 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа."Честное имя дороже позолоченного балкона" Из серии "Лоретки". 1843 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа."212-я статья гражданского кодекса: "супруги обязаны взаимно хранить верность , помогать друг другу". Из серии "Парижские студенты". 1839 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа."Это более, чем пантронташ!" Из серии "Лоретки". 1843 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа."Ступай, дитя, доставь себе наивное удовольствие соответственно твоему возрасту". Из серии "Карнавал в Париже". 1843 г.

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа. "Отдых". Акварель.

Поль Гаварни (1804-1866)

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа. "Разговор". Акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Поль Гаварни (1804-1866)

Художник Поль Гаварни (1804-1866). Французская школа. "Подача петиций". Итальянский карандаш, акварель, тушь. Государственный Эрмитаж

пятница, 3 октября 2008 г.

Александр Дмитриевич Литовченко (1835- 1890)

Литовченко, Александр Дмитриевич (1835-1890) - живописец. С 1855 г. учился в Академии художеств у Ф.А. Бруни. В 1863 г. участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским. Член Артели художников. В 1868-м за картину "Сокольничмй времён царя Алексея Михайловича" получил звание академика. С 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. Работал в жанре исторической живописи ("Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею", 1875,ГРМ) и как портретист ("Портрет художника В.Г. Шварца", 1870, ГТГ). Его работы имеются также в Киевском музее русского искусства, иузеях Архангельска, Курска, Н.Новгорода, Алматы, Харькова.
Художник А.Д. Литовченко (1835- 1890), Русская школа. «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею». 1875 г. Холст, масло. 153х236 см. Государственный Русский музей (Из подборки "Художники-передвижники".

Академическое искусство рисовало Ивана Грозного в виде мелодраматического злодея. В противовес этому Александр Дмитриевич Литовченко в картине, экспонированной на пятой передвижной выставке, раскрыл в Грозном черты государственного деятеля. (Позднее, после смерти художника, полотно было показано на XIX выставке Товарищества). 
Богатства царских сокровищниц издревле составлялись преимущественно из "поминок" - подарков иноземных государей. Показывая их на аудиенции, Грозный как бы развёртывает перед иноземными гостями широкую сеть связей московской державы. Он стремится убедить своих собеседников в выгодах, которые сулят их государству торговые отношения с Россией. 
Характерно, что главный герой противопоставлен тупому боярству, настроенному неприязненно к "нехристям". Косность бояр была присуща и их потомкам - помещичьему классу пореформенной России. Поэтому борьба вокруг имени Грозного в русской историографии второй половины XIX века, объяснялась далеко не только лишь научными задачами. Примечательно, что либеральный журнал "Всемирная иллюстрация", комментируя картину Литовченко, именно на её материалах даже оправлывал внутреннюю политику Грозного: "Грозный по свойству ума и ходу времени не может так легко оцениваться как мелкие тираны, лившие кровь по прихоти. Самая дальновидность внутренней политики, стремившейся к поднятию городской жизни, требовала уничтожения гнёта боярского класса.

Владислав Антонович Скок

Художник Владислав Антонович Скок, Русская школа.«Основатели Москвы».