вторник, 18 ноября 2008 г.

Жан Клуэ (?-1541) - «Портрет Франциска I»

Художник Жан Клуэ (?-1541), Французская школа. «Портрет Франциска I». Дерево, масло. 96х74 см. Париж. Лувр


Жан Клуэ принадлежит к плеяде выдающихся французских портретистов XVI века. Сохранилось, к сожалению, лишь небольшое число произведений, которые без сомнения можно приписать его кисти. Родом из Нидерландов, он обосновался в Париже в 1516 году и стал впоследствии королевским живописцем. Используя сложившийся тип поясного портрета, он сумел придать ему свой особый неповторимый стиль. Портрет французского короля Франциска I может служить тому блестящим примером. В нем с редким чувством меры художник раскрывает величие короля и полководца, придав его фигуре торжественную осанку. Вместе с тем, он подчеркивает присущую Франциску галантность, благодаря которой тот прослыл первым кавалером Франции. Тщеславное желание нравиться соединено в модели с живым и насмешливым умом, который выдает взгляд прищуренных, устремленных на зрителя глаз. Декольтированный по моде того времени» которую, впрочем, разрешали себе немногие, король облачен в роскошные шитые золотом одежды, украшенные золотой цепью с медалью св. Михаила.
Основным художественным средством Клуэ делает рисунок, проявляя при этом поразительную изобретательность и художественную точность. Лаконичная простая линия силуэта превращается у него во множество то плавно текущих, то динамических, узорных, волнообразных, но всегда поражающих своим изяществом и выразительностью линий. Не случайно, что большинство его последователей, так же как и их модели, предпочитали графические портреты живописным, ценя в них более всего свежесть первого впечатления и красоту штриха.

А.П. Левитин (род. 1922),Юрий Нилович Тулин (1921-1986) - «Свежий номер стенгазеты»

Художник А.П. Левитин (род. 1922),Юрий Нилович Тулин (1921-1986), Русская школа. «Свежий номер стенгазеты». 1952 г.

А.П. Левитин (род. 1922)

Художник А.П. Левитин (род. 1922), Русская школа. «Обмен стахановским опытом». Всесоюзная художественная выставка 1951 года.
Художник А.П. Левитин (род. 1922), Русская школа. «В пути».
Художник А.П. Левитин (род. 1922), Русская школа. «Рядовой Октября». 1960 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года.

А.П. Левитин (род. 1922) - «Тёплый день»

Художник А.П. Левитин (род. 1922), Русская школа. «Тёплый день». 1957 г. Государственный Русский музей

К.К. Куцепио (род. 1911)

Художник К.К. Куцепио (род. 1911), Русская школа. «Осенний букет». 1959 г.
Художник К.К. Куцепио (род. 1911), Русская школа. «Космея».
Художник К.К. Куцепио (род. 1911), Русская школа. «Сирень».
Художник К.К. Куцепио (род. 1911), Русская школа. «Перед спектаклем площадь Свердлова. Москва».

А.И. Игнатьев (род. 1906). Заслуженный деятель искусств Каргизской ССР

Художник А.И. Игнатьев (род. 1906), Русская школа. Заслуженный деятель искусств Каргизской ССР «Табунщики». 1960 г.
Художник А.И. Игнатьев (род. 1906), Русская школа. Заслуженный деятель искусств Каргизской ССР «Весна в горах Тянь-Шаня».
Художник А.И. Игнатьев (род. 1906), Русская школа. Заслуженный деятель искусств Каргизской ССР «В горах Тянь-Шаня».

понедельник, 17 ноября 2008 г.

Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543) в галерее Уффици

Художник Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543), Немецкая школа. «Автопортрет». 1542. Рисунок цветными карандашами 23х18 см. Галерея Уффици. Флоренция
Художник Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543), Немецкая школа. «Сэр Ричард Сауфуэлл». 1536. Дерево. 47х38 см. Галерея Уффици. Флоренция

Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543) - «Портрет купца Георга Гисце»

Художник Ганс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497/8-1543), Немецкая школа. «Портрет купца Георга Гисце». 1532. Дерево. 96х86 см. Картинная галерея в Берлине

Среди выдающихся мастеров немецкого Возрождения Ганс Гольбейн занимает одно из наиболее почетных мест. Он родился в Аугсбурге зимой 1497—1498 гг. в семье художника, поэтому часто к его имени прибавляют эпитет Младший, чтобы отличить от отца. В 1515 году вместе с братом он поселяется в швейцарском городе Базеле, где работает более десяти лет.
По рекомендации выдающегося гуманиста в писателя Эразма Роттердамского он направляется в 1526 году в Англию, где близко знакомит-ся с автором «Утопии» Томасом Мором, бывшим тогда канцлером. В 1532 году он навсегда переезжает в Лондон и становится придворным художником английского короля.
Гольбейн приобрел европейскую славу как замечательный портретист. Портрет немецкого купца Георга Гисце был написан им вскоре по прибытии в Лондон. Тщательность отделки деталей, введение интерьера со множеством подробностей, характеризующих род занятий портретируемого, свидетельствуют о желании художника раскрыть все присущее ему мастерство живописца.
Тридцатичетырёхлетний Гисце изображён распечатывающим письмо от своего брата из Германии; все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), "разбросанные художником вогруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. В ходе работы Гольбейн внёс существенные изменения в композицию картины. Первоначально Гисце сидел анфас, а левый и правый стелажи располагались симметрично относительно друг друга. Похоже, именнб эта правильная симметрия в конце концов не устроила художника, и он, безжалостно разрушив её, существенно оживил произведение.
Он добивается полного портретного сходства, отмечая это на листке бумаги, прикрепленном к стене двумя кусочками воска. Кроме того на этом листке указаны имя героя, его возраст и дата написания картины. С левой стороны, прямо на стене, под полочкой помещена ещё одна надпись. Она представляет собой девиз героя с его собственноручной подписью. Девиз гласит: "Nulla sine merore voluptas" ("Нет радости без горя"). Это высказывание перекликается со слегка напряжённым выражением лица Гисце. Справа помещены адресованные купцу письма. Его имя при этом даётся в различной транскрипции, подчёркивая международный характер его торговой джеятельности. Стеклянная ваза, написанная с непревзойдённым мастерством, стоит на застеленном ковриком столе - все эти детали призваны выразить любовь Гисце к изящным, дорогим и красивым вещам.
Однако в этой полной власти над натурой, трезвом рационализме описания присутствует ясная расстановка акцентов. Человеческая фигура доминирует над всем четким обобщенным силуэтом, массой и цветом. Сдержанное движение рук, поворот головы вызывает ощущение скрытой силы характера, а выражение глаз выдает прозаическую расчетливость ума. Вместе с тем, Гольбейн наделяет свою модель тем чувством достоинства, цельности и значительности, которое несет в себе отражение гуманистических позиций великого художника.