среда, 1 апреля 2009 г.

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) - «Динарий кесаря»

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)
Итальянская школа
«Динарий кесаря»
Около 1516 Дерево, масло. 75x56
Дрезденская картинная галерея
Тициан — величайший живописец Венеции Высокого и позднего Возрождения. Наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело он наиболее полно выразил гуманистические идеи своего времени. Творчество Тициана прошло сложную эволюцию. В ранних произведениях он воспевает радость бытия, красоту человека и природы с почти языческим чувственным преклонением перед окружающей действительностью. Позднее, в период крушения идеалов Ренессанса в Италии, Тициан в мощных и величавых образах отразил трагические противоречия жизни.
Творческий диапазон художника необычайно широк: он автор огромных алтарных полотен, портретов, картин на мифологические темы. Произведения Тициана воплощают глубокую веру в красоту, достоинство и благородство человека. Ярким примером тому является картина «Динарий кесаря» — шедевр раннего периода творчества.
Сюжетом картины является евангельская легенда. Однажды фарисей спросил Христа, следует ли платить дань римскому цезарю. Христос ответил: «Воздайте богу богово, а кесарю кесарево». Эти слова позволили художнику выразить глубокую уверенность в победе истины, добра и красоты.
Фигура Христа занимает основную часть картины, как бы вытесняя фарисея за ее пределы. Лицо Христа озарено внутренним светом; его безупречно правильные черты отмечены мудростью, благородством, величавым достоинством. По сравнению с ним лицо фарисея — олицетворение низости, алчности, коварства. Столь же выразителен диалог рук.
Мощный красочный аккорд красно-синих одежд Христа поражает глубиной и звучностью цвета, рядом с ним меркнет белая рубашка фарисея. Этот поединок двух образов разрешается полным и безоговорочным торжеством человеческого благородства и мудрости.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640) - «Вирсавия»

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640)
Фламандская школа.
«Вирсавия».
Около 1635 Дерево, масло. 175x126
Дрезденская картинная галерея
Питер Пауль Рубенс стоял во главе фламандской школы живописи. Слава Рубенса, как лучшего живописца Фландрии, разносторонне образованного человека, блистательного собеседника, удачливого дипломата, привлекала к нему многочисленных почитателей и заказчиков, среди которых были монархи крупнейших стран Европы.
Картина «Вирсавия» относится к последнему десятилетию жизни мастера, когда, удалившись от дел, он ограничивает круг заказов и пишет картины собственноручно. В этот период Рубенс написал свои лучшие произведения.
Сюжетом картины послужила библейская легенда о любви царя Давида к прекрасной Вир-савии. Этот сюжет использовали многие художники: он дает возможность различных решений — драматических и лирических. Рубенса не привлекают сюжетные коллизии легенды. Для него библейская тема служит скорее предлогом, позволяющим воспеть цветущую красоту женщины. Полуобнаженная Вирсавия сидит у бассейна. Служанка бережно расчесывает золотые пряди волос своей госпожи. Смуглая кожа служанки и черная — негритенка, принесшего записку царя Давида, подчеркивают жемчужный цвет тела красавицы. В образе Вирсавии Рубенс запечатлел национальный фламандский тип красоты, непременным условием которого были белокурые волосы и пышные формы. С несравненным мастерством написано тело Вирсавии, оно кажется живым и теплым от цветных рефлексов, падающих от красного покрывала, нежность кожи оттеняется мехом теплой шубки.
Картина написана свободными мазками, сияющими, горячими красками. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры. Все художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека.

Хосе де Рибера (ок.1591-1652) - Св. Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

ХУСЕПЕ (ХОСЕ) ДИ РИБЕРА (1591—1652)
Испанская школа
Св. Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом. 1641
Холст, масло. 202x152
Дрезденская картинная галерея
Рибера — один из ведущих художников Испании XVII века. В его творчестве воплощены прогрессивные черты испанской культуры XVII века — гуманизм, демократизм, реалистическое мировосприятие, явившиеся величайшим завоеванием в борьбе против феодализма и церковной реакции.
Художественная манера Риберы складывается под сильным влиянием знаменитого итальянского живописца Караваджо. Вслед за ним Рибера ищет героев среди простого народа, использует сильные контрасты света и тени, добивается мощной пластической моделировки фигур. Мерилом красоты здесь становится нравственное совершенство человека.
«Св. Инесса», одна из лучших картин художника, была написана в период расцвета его творчества. Сюжетом послужила легенда о юной девушке-христианке, красота которой привлекла внимание знатного римлянина. Разгневанный отказом, он приказал бросить ее обнаженной на потеху толпе. Но совершилось чудо — внезапно выросшие длинные волосы скрыли наготу девушки, а с неба к ней спустился ангел с покрывалом. Рибера опускает многочисленные подробности легенды. Инесса изображена стоящей на коленях в мрачной темнице. Девушка обречена на смерть, но ничто не в силах сломить ее волю и преданность убеждениям. Беззащитность, хрупкость Инессы только подчеркивают душевную стойкость и мужество. Прелестное лицо девушки исполнено такого очарования, что по праву входит в галерею самых прекрасных и возвышенных женских образов в истории мировой живописи. Считают, что художник изобразил одну из своих дочерей. Колорит картины выдержан в золотисто-коричневатых тонах. Огромную роль играет свет: он озаряет лицо, золотит каштановые волосы, создает ощущение глубины и пространства.

вторник, 31 марта 2009 г.

Евсей Евсеевич Моисеенко (род. 1916)

Имя живописца Евсея Евсеевича Моисеенко стало известно вскоре после Великой Отечественной войны. В 1947 г. картиной «Генерал Доватор» он защитил диплом в Академии художеств, и с этого времени произведения его появлялись почти на всех ленинградских и всесоюзных выставках, привлекая к себе все большее внимание зрителей. Это были полотна, рассказывающие об Отечественной войне, о мирных буднях советских людей — строителей повой жизни. Но чаще и охотнее всего художник обращался к волнующим событиям гражданской войны, близким его сердцу, памятным по далеким дням деревенского детства. Картины «За власть Советов», «Орленок», «Прощание», «Трубач Первой Конной», созданные в 50-х гг., показали Моисеенко как художника очень эмоционального, талантливого, чрезвычайно требовательного к себе.
В 1957 г. на выставке, посвященной 40-летию Великого Октября, экспонировалось большое полотно Моисеенко -- «Первая Конная», над которым художник работал несколько лет.
Черная туча, закрывшая полнеба, и яркое слепящее солнце, беспокойный бег теней и отблески далеких костров, трепетное нетерпение коней и откинувшаяся назад лихая фигура юного трубача — все в картине полно волнения, контрастов, движения и того неповторимого аромата романтики, который так отвечает нашему представлению о днях гражданской войны, о славных боевых походах Красной конницы.
То, что было присуще ранним произведениям Моисеенко — романтическая приподнятость чувств, глубоко народное восприятие и толкование событий, смелость и темпераментность живописного языка — раскрылось в этой картине особенно сильно и ярко.
А через четыре года на большой всесоюзной выставке мы увидели другое полотно Моисеенко — «Красные пришли» — и еще более убедительно и властно были захвачены горячей взволнованностью автора, силой его воображения и блестящим мастерством.
Красные пришли... Нет, не пришли — они влетели, стремительно, как вихрь, в спящее село и пронеслись на горячих конях, оставив позади вспыхнувшие в окнах приветливые огни, распахнутые калитки, мелькнувшие навстречу улыбки...
«Красные пришли» — это песнь о гражданской войне, о мужестве ее героев, песнь, рвущаяся вперед, пламенная, победная, как мелодии тех незабываемых лет. Революционный пафос, страстное сочувствие героям, идущим в бой за счастье народа, вера в победу — все это дано художником в живописном образе высокого романтического звучания. Моисеенко-романтик выразил себя здесь с наибольшей щедростью и полнотой.
Творчество художника всегда в той или иной степени отражает его жизнь. Судьба Мои-сеенко сложна и нелегка. Он родился в 1916 г. в семье многодетного белорусского крестьянина. Мальчишкой запомнил навсегда приход красных в родное село...
В школе увлекался рисованием. После семи классов поступил учиться в Московский художественно-промышленный техникум, затем в ленинградскую Академию художеств. Когда заканчивал ее, началась Великая Отечественная война. Студентом ушел в народное ополчение, сражался на Ленинградском фронте, потом, вместе с частью, попал в окружение и плен.
Страшные годы в фашистском концлагере оставили в памяти неизгладимый след...
Но не сразу обращается художник в своем творчестве к этой трагической теме. Должны были пройти годы, чтобы боль если не утихла, то не мешала выбрать из всех впечатлений самые главные, те, которые выразили бы сущность минувших событий.
В 1960г. Моисеенко пишет картину «Ополченцы». В ней все — суровая правда. Будни войны, таящие в себе подлинный героизм и величие подвига. Участник ополчения, художник видит тех, кто встал на защиту родного города, своей страны, не промелькнувшими мимо легендарными богатырями, — он всматривается в их лица, заглядывает в глаза и открывает нам думы и чувства своих героев.
В 1962 г. на выставке в Москве, посвященной Всемирному конгрессу за разоружение и мир, экспонировалась серия картин Моисеенко «Этого забыть нельзя». Восемь небольших полотен — восемь трагических страниц из жизни узников фашистского лагеря смерти, безымянных героев, в страданиях и даже в смерти своей утверждающих право человека быть человеком. Эта серия создана живой памятью художника, болью его сердца. Она звучит страстным протестом против того, что было, и призывом
Почти двадцать лет творческого пути — немалый срок для художника. Талант его мужает за эти годы, становится более глубоким и зрелым. Произведения Моисеенко последних лет бесспорно свидетельствуют об этом. Художник как бы сдерживает стремительный полет своих мыслей и чувств и делается более вдумчивым и сосредоточенным.
На республиканской выставке в Москве в 1964 г. экспонировалось три больших полотна Е. Моисеенко: «Земля», «Товарищи», «Сергей Есенин с дедом».
...До самого горизонта расстилается перед нами земля, черная, поднятая, засеянная руками людей. Они стоят здесь, на этой земле, три тракториста, три друга. Нелегкий их труд окончен. Большие, спокойные, сильные, крепко стоят они на земле, как бы прислушиваясь к ее могучему дыханию. Очень разные по характерам и типажу, эти три человека захвачены единым чувством глубокого удовлетворения от выполненного ими извечно великого дела.
В картине «Земля» нет никакого действия и рассказа. Но есть удивительное ощущение необъятности, мощи земли и беспредельное уважение к труду человека. В этом цельном, захватывающем образе могучего человека на огромной земле — смысл картины, сущность ее, сила воздействия на зрителя. И подлинная гражданственность мировоззрения художника, выраженная талантливым живописным языком.
Две другие картины Моисеенко—«Товарищи» и «Сергей Есенин с дедом», очень разные по теме, образам, настроению — близки «Земле» по принципу художественного мышления автора. В них тоже нет действия. Внутренний мир человека, его духовный настрой, поддержанный, усиленный природой, всегда единой с человеком, по существу составляет содержание каждой из них. В картине «Сергей Есенин с дедом» — это щемящее чувство любви к родной природе, русской деревне и мудрое видение отчаяния, безысходности жизни дореволюционной деревни.
В «Товарищах», посвященных столь дорогой художнику теме гражданской войны,— элегическая напевность, задумчивая созерцательность, окрашенная романтикой, легендой. И везде — глубокая правда художественного образа, страстное отношение художника к тому, о чем он говорит, высокое профессиональное мастерство.
Моисеенко великолепно владеет умением создавать большие, композиционно сложные полотна. Но он — и мастер пейзажа, и замечательный портретист. Его маленькие пейзажные этюды, его натюрморты и портреты неизменно отличаются чисто «моисеенковской» взволнованностью чувств и подлинным артистизмом исполнения. Мы всегда узнаем Моисеенко по особой, очень индивидуальной манере письма. Его живопись темпераментна, смела и в высшей степени артистична. Кажется, кисть его кладет краску на холст очень легко, щедро, порой почти стихийно, а между тем она лепит форму всегда предельно точно и верно, всегда — основываясь на натуре. И всегда — подчиняясь замыслу автора, служа активнейшим средством выявления содержания его картин. Придавая огромное значение пластическому, живописному строю холста, Моисеенко во главу угла ставит образное решение его, выражающее определенную идейную направленность. Его искусство гражданственно, национально, романтически приподнято. Оно никогда не оставляет зрителя равнодушным. Оно заставляет его думать, чувствовать, волноваться.
Творческий путь Моисеенко далеко не завершен. Художник много работает, постоянно ищет, всегда полон новых замыслов.
Свое мастерство, свой опыт Моисеенко передает будущим художникам — студентам живописного факультета Института им. И. Е Репина, где он руководит мастерской.
То, что уже создано Моисеенко, по заслугам оценено народом, — он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в августе 1965 г. правительство присвоило ему высокое звание народного художника РСФСР, а в октябре 1966 г. за картину «Красные пришли» художник удостоен Государственной премии РСФСР.
И. Никифоровская
Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Портрет скульптора Рыбалко». 1958 г. Холст, масло. 96х115. Иркутский областной художественный музей

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа . «Первая конная». 1957 г. Холст, масло. 200х380. Государственный художественный музей. г. Сумы

Евсей Евсеевич Моисеенко (род. 1916)

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Хозяйка». 1960 г. Холст, масло. 110х140. Мастерская художника

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Деревня». 1960 г. Холст, масло. 50х70. Мастерская художника

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Наташа». 1963 г. Холст, масло. 80,5х50. Мастерская художника

Работы Е.Е. Моисеенко (род. 1916) в Государственном Русском музее

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Старая Бухара». 1964 г. Холст, масло. 64х75,5. Государственный Русский музей
Моисеенко, Евсей Евсеевич (10.09.1916 - 29.11.1988). Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессор. Портретист, пейзажист. Автор произведений, посвященных темам гражданской и Великой Отечественной войн, жизни современной деревни. Родился в 1916 году в местечке Уваровичи (б. Гомелев-ский уезд). Учился в 1931 —1935 гг. в Московском художественно-промышленном техникуме им. М. И. Калинина у Б. Н. Ланге, С. Ф. Николаева, в" 1935—1941 гг. (окончил в 1947 г.) Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у А. А. Осмеркина. Основные произведения: «Красные пришли» (1961, ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Сергей Есенин с дедом» (1964, ГРМ), «Товарищи» (1964 ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Из детства» (1964, ГРМ), «Вестники» (1967, ГТГ), «Черешня» (1969, МК РСФСР), «Победа» (1972, ГРМ), «Озеро» (1973, ГТГ), «Яблони» (1973, ГТГ), «Открытое окно» (1973, ГТГ), «Мальчишки» (1974, ГТГ), «Пушкин в Михайловском» (1974, ГТГ), «В Болдино» (1974, ГТГ).
Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Сергей Есенин с дедом». 1964 г. Холст, масло. 194х131. Государственный Русский музей

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Красные пришли». 1960 г. Государственный Русский музей. Всесоюзная художественная выставка 1961 года. Холст, масло. 200х360 см

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Коктебель». 1960 г. Холст, масло. 78х78. Государственный Русский музей

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Овражек». 1964 г. Холст, масло. 50х70. Государственный Русский музейь

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Земля». 1964 г. Холст, масло. 200х250. Государственный Русский музей

Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Товарищи». 1964 г. Холст, масло. 195х130. Государственный Русский музей

понедельник, 30 марта 2009 г.

Шпалера «Чудо в Листре»

«Чудо в Листре».
Шпалера фабрики Мортлейк исполненная по картону Рафаэля. XVII век. Государственный Эрмитаж.

Николай Александрович Фёдоров (1810-1847) - Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Художник Николай Александрович Фёдоров (1810-1847), Русская школа. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Санкт-Петербург. Большой театр. 1812 г. Бумага, акварель, белила. 22,8х34,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.