Имя живописца Евсея Евсеевича Моисеенко стало известно вскоре после Великой Отечественной войны. В 1947 г. картиной «Генерал Доватор» он защитил диплом в Академии художеств, и с этого времени произведения его появлялись почти на всех ленинградских и всесоюзных выставках, привлекая к себе все большее внимание зрителей. Это были полотна, рассказывающие об Отечественной войне, о мирных буднях советских людей — строителей повой жизни. Но чаще и охотнее всего художник обращался к волнующим событиям гражданской войны, близким его сердцу, памятным по далеким дням деревенского детства. Картины «За власть Советов», «Орленок», «Прощание», «Трубач Первой Конной», созданные в 50-х гг., показали Моисеенко как художника очень эмоционального, талантливого, чрезвычайно требовательного к себе.
В 1957 г. на выставке, посвященной 40-летию Великого Октября, экспонировалось большое полотно Моисеенко -- «Первая Конная», над которым художник работал несколько лет.
Черная туча, закрывшая полнеба, и яркое слепящее солнце, беспокойный бег теней и отблески далеких костров, трепетное нетерпение коней и откинувшаяся назад лихая фигура юного трубача — все в картине полно волнения, контрастов, движения и того неповторимого аромата романтики, который так отвечает нашему представлению о днях гражданской войны, о славных боевых походах Красной конницы.
То, что было присуще ранним произведениям Моисеенко — романтическая приподнятость чувств, глубоко народное восприятие и толкование событий, смелость и темпераментность живописного языка — раскрылось в этой картине особенно сильно и ярко.
А через четыре года на большой всесоюзной выставке мы увидели другое полотно Моисеенко — «Красные пришли» — и еще более убедительно и властно были захвачены горячей взволнованностью автора, силой его воображения и блестящим мастерством.
Красные пришли... Нет, не пришли — они влетели, стремительно, как вихрь, в спящее село и пронеслись на горячих конях, оставив позади вспыхнувшие в окнах приветливые огни, распахнутые калитки, мелькнувшие навстречу улыбки...
«Красные пришли» — это песнь о гражданской войне, о мужестве ее героев, песнь, рвущаяся вперед, пламенная, победная, как мелодии тех незабываемых лет. Революционный пафос, страстное сочувствие героям, идущим в бой за счастье народа, вера в победу — все это дано художником в живописном образе высокого романтического звучания. Моисеенко-романтик выразил себя здесь с наибольшей щедростью и полнотой.
Творчество художника всегда в той или иной степени отражает его жизнь. Судьба Мои-сеенко сложна и нелегка. Он родился в 1916 г. в семье многодетного белорусского крестьянина. Мальчишкой запомнил навсегда приход красных в родное село...
В школе увлекался рисованием. После семи классов поступил учиться в Московский художественно-промышленный техникум, затем в ленинградскую Академию художеств. Когда заканчивал ее, началась Великая Отечественная война. Студентом ушел в народное ополчение, сражался на Ленинградском фронте, потом, вместе с частью, попал в окружение и плен.
Страшные годы в фашистском концлагере оставили в памяти неизгладимый след...
Но не сразу обращается художник в своем творчестве к этой трагической теме. Должны были пройти годы, чтобы боль если не утихла, то не мешала выбрать из всех впечатлений самые главные, те, которые выразили бы сущность минувших событий.
В 1960г. Моисеенко пишет картину «Ополченцы». В ней все — суровая правда. Будни войны, таящие в себе подлинный героизм и величие подвига. Участник ополчения, художник видит тех, кто встал на защиту родного города, своей страны, не промелькнувшими мимо легендарными богатырями, — он всматривается в их лица, заглядывает в глаза и открывает нам думы и чувства своих героев.
В 1962 г. на выставке в Москве, посвященной Всемирному конгрессу за разоружение и мир, экспонировалась серия картин Моисеенко «Этого забыть нельзя». Восемь небольших полотен — восемь трагических страниц из жизни узников фашистского лагеря смерти, безымянных героев, в страданиях и даже в смерти своей утверждающих право человека быть человеком. Эта серия создана живой памятью художника, болью его сердца. Она звучит страстным протестом против того, что было, и призывом
Почти двадцать лет творческого пути — немалый срок для художника. Талант его мужает за эти годы, становится более глубоким и зрелым. Произведения Моисеенко последних лет бесспорно свидетельствуют об этом. Художник как бы сдерживает стремительный полет своих мыслей и чувств и делается более вдумчивым и сосредоточенным.
На республиканской выставке в Москве в 1964 г. экспонировалось три больших полотна Е. Моисеенко: «Земля», «Товарищи», «Сергей Есенин с дедом».
...До самого горизонта расстилается перед нами земля, черная, поднятая, засеянная руками людей. Они стоят здесь, на этой земле, три тракториста, три друга. Нелегкий их труд окончен. Большие, спокойные, сильные, крепко стоят они на земле, как бы прислушиваясь к ее могучему дыханию. Очень разные по характерам и типажу, эти три человека захвачены единым чувством глубокого удовлетворения от выполненного ими извечно великого дела.
В картине «Земля» нет никакого действия и рассказа. Но есть удивительное ощущение необъятности, мощи земли и беспредельное уважение к труду человека. В этом цельном, захватывающем образе могучего человека на огромной земле — смысл картины, сущность ее, сила воздействия на зрителя. И подлинная гражданственность мировоззрения художника, выраженная талантливым живописным языком.
Две другие картины Моисеенко—«Товарищи» и «Сергей Есенин с дедом», очень разные по теме, образам, настроению — близки «Земле» по принципу художественного мышления автора. В них тоже нет действия. Внутренний мир человека, его духовный настрой, поддержанный, усиленный природой, всегда единой с человеком, по существу составляет содержание каждой из них. В картине «Сергей Есенин с дедом» — это щемящее чувство любви к родной природе, русской деревне и мудрое видение отчаяния, безысходности жизни дореволюционной деревни.
В «Товарищах», посвященных столь дорогой художнику теме гражданской войны,— элегическая напевность, задумчивая созерцательность, окрашенная романтикой, легендой. И везде — глубокая правда художественного образа, страстное отношение художника к тому, о чем он говорит, высокое профессиональное мастерство.
Моисеенко великолепно владеет умением создавать большие, композиционно сложные полотна. Но он — и мастер пейзажа, и замечательный портретист. Его маленькие пейзажные этюды, его натюрморты и портреты неизменно отличаются чисто «моисеенковской» взволнованностью чувств и подлинным артистизмом исполнения. Мы всегда узнаем Моисеенко по особой, очень индивидуальной манере письма. Его живопись темпераментна, смела и в высшей степени артистична. Кажется, кисть его кладет краску на холст очень легко, щедро, порой почти стихийно, а между тем она лепит форму всегда предельно точно и верно, всегда — основываясь на натуре. И всегда — подчиняясь замыслу автора, служа активнейшим средством выявления содержания его картин. Придавая огромное значение пластическому, живописному строю холста, Моисеенко во главу угла ставит образное решение его, выражающее определенную идейную направленность. Его искусство гражданственно, национально, романтически приподнято. Оно никогда не оставляет зрителя равнодушным. Оно заставляет его думать, чувствовать, волноваться.
Творческий путь Моисеенко далеко не завершен. Художник много работает, постоянно ищет, всегда полон новых замыслов.
Свое мастерство, свой опыт Моисеенко передает будущим художникам — студентам живописного факультета Института им. И. Е Репина, где он руководит мастерской.
То, что уже создано Моисеенко, по заслугам оценено народом, — он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в августе 1965 г. правительство присвоило ему высокое звание народного художника РСФСР, а в октябре 1966 г. за картину «Красные пришли» художник удостоен Государственной премии РСФСР.
В 1957 г. на выставке, посвященной 40-летию Великого Октября, экспонировалось большое полотно Моисеенко -- «Первая Конная», над которым художник работал несколько лет.
Черная туча, закрывшая полнеба, и яркое слепящее солнце, беспокойный бег теней и отблески далеких костров, трепетное нетерпение коней и откинувшаяся назад лихая фигура юного трубача — все в картине полно волнения, контрастов, движения и того неповторимого аромата романтики, который так отвечает нашему представлению о днях гражданской войны, о славных боевых походах Красной конницы.
То, что было присуще ранним произведениям Моисеенко — романтическая приподнятость чувств, глубоко народное восприятие и толкование событий, смелость и темпераментность живописного языка — раскрылось в этой картине особенно сильно и ярко.
А через четыре года на большой всесоюзной выставке мы увидели другое полотно Моисеенко — «Красные пришли» — и еще более убедительно и властно были захвачены горячей взволнованностью автора, силой его воображения и блестящим мастерством.
Красные пришли... Нет, не пришли — они влетели, стремительно, как вихрь, в спящее село и пронеслись на горячих конях, оставив позади вспыхнувшие в окнах приветливые огни, распахнутые калитки, мелькнувшие навстречу улыбки...
«Красные пришли» — это песнь о гражданской войне, о мужестве ее героев, песнь, рвущаяся вперед, пламенная, победная, как мелодии тех незабываемых лет. Революционный пафос, страстное сочувствие героям, идущим в бой за счастье народа, вера в победу — все это дано художником в живописном образе высокого романтического звучания. Моисеенко-романтик выразил себя здесь с наибольшей щедростью и полнотой.
Творчество художника всегда в той или иной степени отражает его жизнь. Судьба Мои-сеенко сложна и нелегка. Он родился в 1916 г. в семье многодетного белорусского крестьянина. Мальчишкой запомнил навсегда приход красных в родное село...
В школе увлекался рисованием. После семи классов поступил учиться в Московский художественно-промышленный техникум, затем в ленинградскую Академию художеств. Когда заканчивал ее, началась Великая Отечественная война. Студентом ушел в народное ополчение, сражался на Ленинградском фронте, потом, вместе с частью, попал в окружение и плен.
Страшные годы в фашистском концлагере оставили в памяти неизгладимый след...
Но не сразу обращается художник в своем творчестве к этой трагической теме. Должны были пройти годы, чтобы боль если не утихла, то не мешала выбрать из всех впечатлений самые главные, те, которые выразили бы сущность минувших событий.
В 1960г. Моисеенко пишет картину «Ополченцы». В ней все — суровая правда. Будни войны, таящие в себе подлинный героизм и величие подвига. Участник ополчения, художник видит тех, кто встал на защиту родного города, своей страны, не промелькнувшими мимо легендарными богатырями, — он всматривается в их лица, заглядывает в глаза и открывает нам думы и чувства своих героев.
В 1962 г. на выставке в Москве, посвященной Всемирному конгрессу за разоружение и мир, экспонировалась серия картин Моисеенко «Этого забыть нельзя». Восемь небольших полотен — восемь трагических страниц из жизни узников фашистского лагеря смерти, безымянных героев, в страданиях и даже в смерти своей утверждающих право человека быть человеком. Эта серия создана живой памятью художника, болью его сердца. Она звучит страстным протестом против того, что было, и призывом
Почти двадцать лет творческого пути — немалый срок для художника. Талант его мужает за эти годы, становится более глубоким и зрелым. Произведения Моисеенко последних лет бесспорно свидетельствуют об этом. Художник как бы сдерживает стремительный полет своих мыслей и чувств и делается более вдумчивым и сосредоточенным.
На республиканской выставке в Москве в 1964 г. экспонировалось три больших полотна Е. Моисеенко: «Земля», «Товарищи», «Сергей Есенин с дедом».
...До самого горизонта расстилается перед нами земля, черная, поднятая, засеянная руками людей. Они стоят здесь, на этой земле, три тракториста, три друга. Нелегкий их труд окончен. Большие, спокойные, сильные, крепко стоят они на земле, как бы прислушиваясь к ее могучему дыханию. Очень разные по характерам и типажу, эти три человека захвачены единым чувством глубокого удовлетворения от выполненного ими извечно великого дела.
В картине «Земля» нет никакого действия и рассказа. Но есть удивительное ощущение необъятности, мощи земли и беспредельное уважение к труду человека. В этом цельном, захватывающем образе могучего человека на огромной земле — смысл картины, сущность ее, сила воздействия на зрителя. И подлинная гражданственность мировоззрения художника, выраженная талантливым живописным языком.
Две другие картины Моисеенко—«Товарищи» и «Сергей Есенин с дедом», очень разные по теме, образам, настроению — близки «Земле» по принципу художественного мышления автора. В них тоже нет действия. Внутренний мир человека, его духовный настрой, поддержанный, усиленный природой, всегда единой с человеком, по существу составляет содержание каждой из них. В картине «Сергей Есенин с дедом» — это щемящее чувство любви к родной природе, русской деревне и мудрое видение отчаяния, безысходности жизни дореволюционной деревни.
В «Товарищах», посвященных столь дорогой художнику теме гражданской войны,— элегическая напевность, задумчивая созерцательность, окрашенная романтикой, легендой. И везде — глубокая правда художественного образа, страстное отношение художника к тому, о чем он говорит, высокое профессиональное мастерство.
Моисеенко великолепно владеет умением создавать большие, композиционно сложные полотна. Но он — и мастер пейзажа, и замечательный портретист. Его маленькие пейзажные этюды, его натюрморты и портреты неизменно отличаются чисто «моисеенковской» взволнованностью чувств и подлинным артистизмом исполнения. Мы всегда узнаем Моисеенко по особой, очень индивидуальной манере письма. Его живопись темпераментна, смела и в высшей степени артистична. Кажется, кисть его кладет краску на холст очень легко, щедро, порой почти стихийно, а между тем она лепит форму всегда предельно точно и верно, всегда — основываясь на натуре. И всегда — подчиняясь замыслу автора, служа активнейшим средством выявления содержания его картин. Придавая огромное значение пластическому, живописному строю холста, Моисеенко во главу угла ставит образное решение его, выражающее определенную идейную направленность. Его искусство гражданственно, национально, романтически приподнято. Оно никогда не оставляет зрителя равнодушным. Оно заставляет его думать, чувствовать, волноваться.
Творческий путь Моисеенко далеко не завершен. Художник много работает, постоянно ищет, всегда полон новых замыслов.
Свое мастерство, свой опыт Моисеенко передает будущим художникам — студентам живописного факультета Института им. И. Е Репина, где он руководит мастерской.
То, что уже создано Моисеенко, по заслугам оценено народом, — он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в августе 1965 г. правительство присвоило ему высокое звание народного художника РСФСР, а в октябре 1966 г. за картину «Красные пришли» художник удостоен Государственной премии РСФСР.
И. Никифоровская
Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа. «Портрет скульптора Рыбалко». 1958 г. Холст, масло. 96х115. Иркутский областной художественный музей |
Художник Е.Е. Моисеенко (род. 1916), Русская школа . «Первая конная». 1957 г. Холст, масло. 200х380. Государственный художественный музей. г. Сумы |
Комментариев нет:
Отправить комментарий