«Перов № 2», — так называл Владимира Егоровича Маковского В. В. Стасов после выступления художника на седьмой передвижной выставке, а по поводу «Осужденного» — лучшей из десяти экспонированных картин, он сказал: «...краса и блеск нынешней выставки». В этих словах сквозила гордость жизнеспособностью Товарищества, в котором любая потеря, даже такая, как уход В. Г. Перова, немедленно восполнялась.
«Перед картиной Маковского плачут», — писал Н. Н. Крамской. Действительно, художник показал типическую для конца 1870-х годов сцену-увод заключенного после оглашения приговора из зала суда для отправления в тюрьму. Отображен момент, когда рушатся все надежды его близких, потому такого трагизма полны позы его родителей, стариков, крестьян.
Реакционная пресса пыталась изо всех сил внушить зрителю убеждение в жизненной недостоверности запечатленного эпизода. В качестве главного «козыря» она использовала интеллигентность облика героя, не способную-де выдавать в нем крестьянского сына, выходца из народа. Между тем живописец верно подметил формирование особой социальной категории, которая в условиях «вываривания мужика в фабричном котле», то есть в общественной жизни большого города, подымалась (в том числе и во внешнем облике) до уровня так называемого просвещенного общества. Однако главное заключалось в том, что именно эти люди начинали осознавать социальную несправедливость царящих законов и вступали в конфликт с ними.
В. Е. Маковский (1846-1920) Осужденный. 1879 г. Холст, масло. 76,5X113 см Государственный Русский музей«Перед картиной Маковского плачут», — писал Н. Н. Крамской. Действительно, художник показал типическую для конца 1870-х годов сцену-увод заключенного после оглашения приговора из зала суда для отправления в тюрьму. Отображен момент, когда рушатся все надежды его близких, потому такого трагизма полны позы его родителей, стариков, крестьян.
Реакционная пресса пыталась изо всех сил внушить зрителю убеждение в жизненной недостоверности запечатленного эпизода. В качестве главного «козыря» она использовала интеллигентность облика героя, не способную-де выдавать в нем крестьянского сына, выходца из народа. Между тем живописец верно подметил формирование особой социальной категории, которая в условиях «вываривания мужика в фабричном котле», то есть в общественной жизни большого города, подымалась (в том числе и во внешнем облике) до уровня так называемого просвещенного общества. Однако главное заключалось в том, что именно эти люди начинали осознавать социальную несправедливость царящих законов и вступали в конфликт с ними.
67. Из подборки «Художники-передвижники». Выпуск V
Комментариев нет:
Отправить комментарий