пятница, 10 апреля 2009 г.

Адриан Михайлович Ермолаев (род. 1900)

Художник Ермолаев А.М. (род. 1900), Русская школа, Иллюстрации к повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». 1944 г.

А.Г. Шполянская - «Заре навстречу»

Художник А.Г. Шполянская, Русская школа. «Заре навстречу».

З.И. Шолтес. Закарпатские виды

Художник З.И. Шолтес, Украина. «Зима на Верховине».
Художник З.И. Шолтес, Украина. «Тересвянская долина».

Е.М. Харитоненко (род. 1920) - «Леночка», «Электросварщица»

Художник Е.М. Харитоненко (род. 1920), Русская школа. «Электросварщица»
Художник Е.М. Харитоненко (род. 1920), Русская школа. «Леночка». 1960 г. Выставка изобразительного искусства Белорусской ССР. 1960 г.

четверг, 9 апреля 2009 г.

Шевчено Тарас Григорьевич

В центре творчества Тараса Шевченко всегда был человек, неповторимый и уникальный в стремлении к гармонии и счастью, личность, способная взглянуть в лицо судьбе и даже бросить ей вызов. Для художника освещенное счастьем лицо человека - наибольшая ценность. Но почему же так непросто достичь гармонии< в человеческих отношениях, если все созданы по образу и подобию Божию? Шевченко верил, что "если бы красота ... хотя на половину человечества имела свое благодетельное влияние, тогда бы мы быстро близились к совершенству Свои композиции художник строит как своеобразные диалоги между персонажами, придавая большое значение языку жестов и взгляду глаз. Это никак не идиллия, но всегда - таинство соединения и перетекания энергии радости и тревоги, грусти и любви. Его человек не затерян в толпе, он раскрывается в непосредственных, естественных взаимоотношениях в кругу семьи, среди друзей, прикосновении любящих сердец. Художник не подчеркивает социальный статус своих героев, для >него в первую очередь важна сама личность.
Мир человеческих отношений в произведениях Шевченко подчеркивается мягким светотеневым моделированием. Соединяя широкую заливку и мелкий "иголочный" мазок, художник достигает особенной пластичности, обволакивая персонажи тонкой вибрацией воздуха. Его фигуры будто освещены внутренним светом. Вынужденный ограничиваться монохромной гаммой, художник достиг богатой тональной градации в передаче предметного и духовного миров. Шевченко часто рисовал детей, любуясь их непосредственностью и открытостью. Ему это хорошо удавалось поскольку он сам сохранил детскую искренность и чувствительность к миру.
В последние годы жизни у Шевченк было много почитателей и славы, хотя в его произведениях все чаще звучала тема одиночества. Но это лишь иной регистр взаимности когда окруженный золотой тишиной безмолвия человек раскрывается навстречу Всевышнему. Его искусство - концентрированная воля к жизни и свету, способная открыть мудрый взгляд на наш конфликтный мир:
... Добре жить
Тому, чия душа і дума
Добро навчилася любить!
Не раз такому любо стане,
Не раз барвінком зацвіте.
Отак, буває в темну яму
Святеє сонечко загляне,
І в темній ямі, як на те,
Зелена травка проросте.Мария. Рисунок по поэме А.С. Пушкина "Полтава". 1840. Бумага, акварель
Портрет Вари и Василька Репниных. 1844. Холст, масло
Портрет Анны Закревской. 1943. Холст, масло
У огня. 1848-1849. Бумага, карандаш, сепия
Молитва по усопшим. 1856-1857. Бумага, сепия
Среди разбойников. 1856-1857. Бумага, тушь, бистр
Портрет Агаты Усковой с дочерью Натальей. 1854. Бумага, сепия
Крестьянская семья. 1843. Холст, масло
Man was always in the centre of Taras Shevchenko's artistic world, an inimitable human being unique in his longing for harmony and happiness, the personality able to confront fate and even to challenge it. Man's face lit up with happiness is the greatest treasure for any artist. But why is it so difficult to reach harmony in human relations if all of us are created after 'God's image and likeness`? Shevchenko believed that "if beauty ... had its beneficial influence at least on a half of mankind then we should swiftly approach perfection."
The artist built his compositions as original dialogues between characters attaching great importance to the language of gestures and looks. It is by no means an idyll but always a mystery of unity and transference of energy of joy and anxiety, sorrow and love. His man is not lost in the crowd, he is shown in ingenuous natural interrelations: in the family circle, among friends, in the contact of loving hearts. The artist does not emphasise the social status of his characters, for him the personality itself is of paramount importance.
Shevchenko conveys the world of human relations through soft chiaroscuro modelling. Combining broad wash drawing and fine 'needle' strokes, the artist attains a special plasticity enveloping his characters in a subtle air vibration. His figures seem to be brightened up with an inner light. Not going beyond a monochrome colour scheme, the artist achieves rich tonal gradation in representing object and spiritual worlds.
Shevchenko often drew children admiring their ingenuousness and openheartedness. He succeeded in this, as he himself had retained childlike sincerity and sensitiveness.
In his last years Shevchenko had many admirers and much fame though the theme of loneliness sounded in his works more and more often. But this is only another register of interaction when surrounded by "the golden peace of silence" man opens up to the Most High.
His art is a concentrated will to live and striving for light able to form a wise judgement of our conflict world:
...Life is pleasant
To him whose soulful thoughts have learned to love
The way of goodness; for it often happens
That such a man feels pleasure as intense
As if a bed of flowering periwinkle
Covered all life, as if the blessed son
Were peering down into a shadowy pit
And in that dark pit, unexpectedly
A carpet of green grass spread all about.

среда, 8 апреля 2009 г.

Шевчено Тарас Григорьевич

Портрет Йосипа Рудзинського. 1845. Холст, масло
Сваты. 1844. Бумага, офорт
Киргизёнок. 1856-1857. Бумага, сепия
Катерина. 1842. Холст, масло
Две девушки. 1858. Бумага, офорт, аквантина

Шевчено Тарас Григорьевич

У центрі мистецького світу Тараса Шевченка завжди була людина неповторна й унікальна у прагненні гармонії і щастя особистість здатна поглянути в обличчя долі і навіть кинути їй виклик. Для митця осяяне щастям обличчя людини - найвища цінність у природі. Але чому так важко досягти гармонії у людських взаєминах, якщо всіх нас створено "за образом і подобою Божою "? Шевченко вірив, що "коли б краса ... бодай на половину людства мала свій благодійний вплив, тоді б ми швидко наближалися до досконалості ...".
Свої композиції художник будує як своєрідні діалоги між персонажами надаючи великого значення мові жестів і очей. Це аж ніяк не ідилія, але завжди - таїнство увзаємнення і перетікання енергії радості і тривоги, смутку і кохання. Його людинане загубилася в натовпі, вона розкривається у безпосередніх природних стосунках: у колі родини, серед друзів, у дотику люблячих сердець. Художник не наголошує на соціальному статусі своїх героїв, для нього насамперед важить сама особистість.
Світ людських стосунків у творах Шевченка увиразнено м'яким світлотіньовим моделюванням. Поєднуючи широку заливку і дрібний голковий мазок художник досягає особливої пластичності огортаючи персонажі тонкою вібрацією повітря. Його постаті немов осяяні внутрішнім світлом. Змушений обмежуватися монохромною гамою, художник досяг багатої тональної градації у передачі предметного і духовного світів.
Шевченко часто малював дітей, милуючись їхньою безпосередністю і відкритістю. Йому це добре вдавалося, бо й сам він зберіг дитячу щирість і чутливість до світу.
В останні роки життя Шевченкові не бракувало шанувальників і слави, проте в його творах дедалі частіше звучала тема самотності. Але це лише інший регістр взаємності, коли оточена "золотою тишею мовчання" людина розкрива­ється назустріч Всевишньому.
Його мистецтво - концентрована воля до життя і світла, здатна відкрити мудрий погляд на наш конфліктний світ:
... Добре жить
Тому, чия душа і дума
Добро навчилася любить!
Не раз такому любо стане,
Не раз барвінком зацвіте.
Отак, буває в темну яму
Святеє сонечко загляне,
І в темній ямі, як на те,
Зелена травка проросте.
Цыганка-ворожка. 1841. Бумага, акварель
Она в своём быту. 1859. Бумага, плюр, офорт, аквантина
Среди товарищей. 1851. Бумага, сепия, белила
Мальчик-натурщик. 1860. Бумага, сепия, карандаш
Нищий на кладбище. 1859. Бумага, офорт, аквантина

вторник, 7 апреля 2009 г.

Венгерская живопись

Летом 1968 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была развернута выставка произведений венгерской живописи. Хронологические рамки экспонируемых полотен — 1896 — 1945 годы — вполне закономерны для истории Венгрии. Год 1896, так называемый «Миллениум», был годом тысячелетия венгерского народа, год 1945 — рождения Венгерской Народной Республики.
С середины прошлого столетия венгерская живопись завоевывает прочное место на международных выставках. Творчество Михая Мункачи, Ласло Паала, Шимона Холлоши прочно входит в европейскую культуру. Но, несмотря на значительные успехи национального искусства, талантливые молодые художники-венгры в течение многих десятилетий вынуждены были получать образование вдали от родины, чаще всего в академиях Вены и Мюнхена.
Большим событием в культурной жизни Венгрии было создание в 1896 году творческого объединения, известного под названием «Надьбаньская школа». В Надьбаньи (живописное селение возле шахтерского городка) обосновалась первая колония художников, здесь развились и созрели основные направления современного венгерского искусства.
>Основатель школы Шимон Холлоши (1847—1918), глубокий и оригинальный художник, целиком еще связан с традициями XIX века, но его смелые высказывания о задачах искусства и выдающийся талант педагога привлекли к нему молодежь. Холлоши был учителем и многих русских художников: В. Фаворский, К. Истомин, А. Кравченко, Б. Терновец прошли замечательную школу Холлоши. С глубочайшей благодарностью вспоминал впоследствии своего учителя Фаворский: «Он первый открыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду...» Эта художественная правда и глубоко этическая искренность в изображении жизни стали знаменем надьбаньцев. Требования, выдвигаемые Надьбаньской школой, переросли чисто Художественные рамки, они заключали в себе принципы самоопределения новой венгерской живописи. Острое чувство национального своеобразия изображаемого проявилось как протест против официального академизма, насаждаемого австро-венгерской монархией.
Бела Грюнвальд Ивани (1867 —1960) — один из учеников и последователей Холлоши. Ему принадлежит большое полотно «Сушка одежды». Простой, незатейливый сюжет под кистью Ивани преображается в яркое, красочное произведение.
Карой Ференци (1862 — 1917) наряду с Холлоши является одним из основателей школы. Он приехал в Надьбанью уже сложившимся мастером. Здесь он проводит десять лет — с 1896 по 1906 год. В противоположность мятежному и стремительному характеру творчества Холлоши, Ференци в своих полотнах спокойно и обстоятельно воссоздает быт и природу Надьбаньи. Принадлежащее его кисти полотно «Весенний пейзаж» — светлое, написанное крупными живописными пятнами, — глубоко поэтично.
Творчество Дьюлы Руднаи (1878 — 1957) тоже целиком вышло из Надьбаньской школы. Но в произведениях Руднаи больше, чем в творчестве других художников, сохраняются традиции XIX века — социальная заостренность его искусства идет от Мункачи. Вместе с тем в созданных художником портретах, написанных густыми пастозными мазками, всегда присутствует романтическая взволнованность.
Некоторое время в Надьбаньи жил и работал Йожеф Коста (1861—1949). Чаще всего его привлекали сцены из крестьянской жизни. Иногда он писал картины на библейские сюжеты, но и в них он вводил яркие образы венгерских крестьян, сильных и мужественных.
По примеру Надьбаньи в начале XX века в разных местах Венгрии возникают колонии художников. Деятельность Адольфа Фенеша (1867 — 1945) связана со вторым художественным центром страны — Сольноком. Своеобразие картин Фенеша, его жанровых сцен, пейзажей и натюрмортов, широко популярных в Венгрии, заключено в присущем художнику чувстве монументальности.
Вибрирующий солнечный свет пронизывает и все полотна Иштвана Чока (1866-1961). Созданный им цикл «Жизнь Зюзю» — это своеобразный рассказ о детстве и юности его героини.
Вильмош Аба-Новак (1894—1941) принадлежит к более позднему поколению сольнокских художников. Пестрые и всегда очень нагруженные жанровые сцены повторяются у художника в бесчисленных вариантах. Острота и юмор в характеристике персонажей снимает налет бытовизма.
Самым значительным художественным явлением десятых годов XX века было рождение в 1911 году художественной группы «Восьмерка» (Ньолцак). В нее входили: Д. Цигань, Б. Цобель, Л. Тихани, Р. Берень, О. Марфи, Б. Пор, Д. Орбан. Во главе группы стоял художник Карой Керншток (1873 — 1940), который с самого начала своего творчества выступил как пролетарский художник (одна из его первых работ — «Агитатор в заводской столовой»). Членов этой группы объединяли общие прогрессивные устремления. Участники объединения «Ньолцак» порой упрощали или даже огрубляли образы в противовес царившей в ту пору академической лакировке и слащавости. Натюрморт Циганя с нарочито подобранными предметами — одно из наиболее характерных произведений художников группы «Ньолцак».
Деятельность «Восьмерки» расширяется и активизируется в период между двумя войнами. Большой творческий подъем переживают все участники объединения в период создания Венгерской социалистической республики: в июне 1919 года в Будапеште открывается первая художественная выставка, на которой участвовали все члены группы.
В период, предшествовавший первой мировой войне, успешно выступили также художники, учившиеся в Париже. Они развивали свое искусство на основе достижений французских импрессионистов.
Янош Васари (1867 — 1939) — художник редкого живописного темперамента. Немногими, тщательно отобранными средствами он создает яркий, запоминающийся образ. Таков его пейзаж «Вид Ассизи».
Тивадар Михай Чонтвари Костка (1853 —1919) не примыкал ни к одной из групп. Его пейзажные композиции, как бы раздвигающие рамы картины, в которых сами пейзажи превращаются в видения, очень интересны. Особенно выразителен в полотнах Чонтвари цвет, напряженный и динамичный.
Творческий путь большинства венгерских художников во второй четверти века сложен и противоречив. Годы исканий и революционного подъема сменили черные дни фашистской реакции, когда многие деятели культуры вынуждены были покинуть родину. Но и в этот период в Венгрии были созданы значительные, полные силы произведения. Первое место среди художников-борцов занимает Дьюла Деркович (1894 — 1934). Ученик Кернштока, он очень рано вступил на путь самостоятельных исканий. «Мы должны создать взаимосвязь между изящными искусствами и идеями...» — говорил он. Сознательное кадрирование композиции, плоскостное решение, укрупнение форм — этими приемами художник достигает ощущения редкой выразительности образа.
Традиционная тема венгерской живописи — жизнь деревни — нашла свое отражение в полотнах Иштвана Сени (1894 — 1960). Он пишет задумчивых, углубленных в себя сельских жителей. Глубоко лиричная трактовка образов и нежные пастельные тона в его картинах способствуют передаче атмосферы тишины и покоя.
Венгерская живопись первой половины XX века — яркая страница в истории венгерского искусства. Полотна, созданные в недавнем прошлом, хранятся теперь в Национальной галерее в Будапеште, и лучшие традиции этих произведений находят свое продолжение в искусстве народной Венгрии
Н.Рыбакова