вторник, 7 апреля 2009 г.

Венгерская живопись

Летом 1968 года в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была развернута выставка произведений венгерской живописи. Хронологические рамки экспонируемых полотен — 1896 — 1945 годы — вполне закономерны для истории Венгрии. Год 1896, так называемый «Миллениум», был годом тысячелетия венгерского народа, год 1945 — рождения Венгерской Народной Республики.
С середины прошлого столетия венгерская живопись завоевывает прочное место на международных выставках. Творчество Михая Мункачи, Ласло Паала, Шимона Холлоши прочно входит в европейскую культуру. Но, несмотря на значительные успехи национального искусства, талантливые молодые художники-венгры в течение многих десятилетий вынуждены были получать образование вдали от родины, чаще всего в академиях Вены и Мюнхена.
Большим событием в культурной жизни Венгрии было создание в 1896 году творческого объединения, известного под названием «Надьбаньская школа». В Надьбаньи (живописное селение возле шахтерского городка) обосновалась первая колония художников, здесь развились и созрели основные направления современного венгерского искусства.
>Основатель школы Шимон Холлоши (1847—1918), глубокий и оригинальный художник, целиком еще связан с традициями XIX века, но его смелые высказывания о задачах искусства и выдающийся талант педагога привлекли к нему молодежь. Холлоши был учителем и многих русских художников: В. Фаворский, К. Истомин, А. Кравченко, Б. Терновец прошли замечательную школу Холлоши. С глубочайшей благодарностью вспоминал впоследствии своего учителя Фаворский: «Он первый открыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду...» Эта художественная правда и глубоко этическая искренность в изображении жизни стали знаменем надьбаньцев. Требования, выдвигаемые Надьбаньской школой, переросли чисто Художественные рамки, они заключали в себе принципы самоопределения новой венгерской живописи. Острое чувство национального своеобразия изображаемого проявилось как протест против официального академизма, насаждаемого австро-венгерской монархией.
Бела Грюнвальд Ивани (1867 —1960) — один из учеников и последователей Холлоши. Ему принадлежит большое полотно «Сушка одежды». Простой, незатейливый сюжет под кистью Ивани преображается в яркое, красочное произведение.
Карой Ференци (1862 — 1917) наряду с Холлоши является одним из основателей школы. Он приехал в Надьбанью уже сложившимся мастером. Здесь он проводит десять лет — с 1896 по 1906 год. В противоположность мятежному и стремительному характеру творчества Холлоши, Ференци в своих полотнах спокойно и обстоятельно воссоздает быт и природу Надьбаньи. Принадлежащее его кисти полотно «Весенний пейзаж» — светлое, написанное крупными живописными пятнами, — глубоко поэтично.
Творчество Дьюлы Руднаи (1878 — 1957) тоже целиком вышло из Надьбаньской школы. Но в произведениях Руднаи больше, чем в творчестве других художников, сохраняются традиции XIX века — социальная заостренность его искусства идет от Мункачи. Вместе с тем в созданных художником портретах, написанных густыми пастозными мазками, всегда присутствует романтическая взволнованность.
Некоторое время в Надьбаньи жил и работал Йожеф Коста (1861—1949). Чаще всего его привлекали сцены из крестьянской жизни. Иногда он писал картины на библейские сюжеты, но и в них он вводил яркие образы венгерских крестьян, сильных и мужественных.
По примеру Надьбаньи в начале XX века в разных местах Венгрии возникают колонии художников. Деятельность Адольфа Фенеша (1867 — 1945) связана со вторым художественным центром страны — Сольноком. Своеобразие картин Фенеша, его жанровых сцен, пейзажей и натюрмортов, широко популярных в Венгрии, заключено в присущем художнику чувстве монументальности.
Вибрирующий солнечный свет пронизывает и все полотна Иштвана Чока (1866-1961). Созданный им цикл «Жизнь Зюзю» — это своеобразный рассказ о детстве и юности его героини.
Вильмош Аба-Новак (1894—1941) принадлежит к более позднему поколению сольнокских художников. Пестрые и всегда очень нагруженные жанровые сцены повторяются у художника в бесчисленных вариантах. Острота и юмор в характеристике персонажей снимает налет бытовизма.
Самым значительным художественным явлением десятых годов XX века было рождение в 1911 году художественной группы «Восьмерка» (Ньолцак). В нее входили: Д. Цигань, Б. Цобель, Л. Тихани, Р. Берень, О. Марфи, Б. Пор, Д. Орбан. Во главе группы стоял художник Карой Керншток (1873 — 1940), который с самого начала своего творчества выступил как пролетарский художник (одна из его первых работ — «Агитатор в заводской столовой»). Членов этой группы объединяли общие прогрессивные устремления. Участники объединения «Ньолцак» порой упрощали или даже огрубляли образы в противовес царившей в ту пору академической лакировке и слащавости. Натюрморт Циганя с нарочито подобранными предметами — одно из наиболее характерных произведений художников группы «Ньолцак».
Деятельность «Восьмерки» расширяется и активизируется в период между двумя войнами. Большой творческий подъем переживают все участники объединения в период создания Венгерской социалистической республики: в июне 1919 года в Будапеште открывается первая художественная выставка, на которой участвовали все члены группы.
В период, предшествовавший первой мировой войне, успешно выступили также художники, учившиеся в Париже. Они развивали свое искусство на основе достижений французских импрессионистов.
Янош Васари (1867 — 1939) — художник редкого живописного темперамента. Немногими, тщательно отобранными средствами он создает яркий, запоминающийся образ. Таков его пейзаж «Вид Ассизи».
Тивадар Михай Чонтвари Костка (1853 —1919) не примыкал ни к одной из групп. Его пейзажные композиции, как бы раздвигающие рамы картины, в которых сами пейзажи превращаются в видения, очень интересны. Особенно выразителен в полотнах Чонтвари цвет, напряженный и динамичный.
Творческий путь большинства венгерских художников во второй четверти века сложен и противоречив. Годы исканий и революционного подъема сменили черные дни фашистской реакции, когда многие деятели культуры вынуждены были покинуть родину. Но и в этот период в Венгрии были созданы значительные, полные силы произведения. Первое место среди художников-борцов занимает Дьюла Деркович (1894 — 1934). Ученик Кернштока, он очень рано вступил на путь самостоятельных исканий. «Мы должны создать взаимосвязь между изящными искусствами и идеями...» — говорил он. Сознательное кадрирование композиции, плоскостное решение, укрупнение форм — этими приемами художник достигает ощущения редкой выразительности образа.
Традиционная тема венгерской живописи — жизнь деревни — нашла свое отражение в полотнах Иштвана Сени (1894 — 1960). Он пишет задумчивых, углубленных в себя сельских жителей. Глубоко лиричная трактовка образов и нежные пастельные тона в его картинах способствуют передаче атмосферы тишины и покоя.
Венгерская живопись первой половины XX века — яркая страница в истории венгерского искусства. Полотна, созданные в недавнем прошлом, хранятся теперь в Национальной галерее в Будапеште, и лучшие традиции этих произведений находят свое продолжение в искусстве народной Венгрии
Н.Рыбакова

Комментариев нет: