Голландская школа
«Еврейское кладбище»
Холст, масло. 84x95
Дрезденская картинная галерея
Пейзаж занимает почетное место в искусстве Голландии XVII века. Выдающимся представителем этого жанра был Якоб ван Рейсдал. Величайшим завоеванием голландского живописца явилось реалистическое изображение мотивов родной природы. Рейсдал опередил свое время, обогатив пейзаж человеческими переживаниями и раздумьями. В его работах редко встречается столь милое сердцу голландца прославление мирной красоты природы. Напротив, жизнь с ее бурными конфликтами и неустроенностью вторгается в его полотна, сталкивается в вечной борьбе природных стихий.
Наиболее сложным и трагическим произведением Рейсдала является «Еврейское кладбище» — картина, исполненная философских размышлений о жизни и смерти, о месте человека в мире. Полотно написано в темных сине-зеленых тонах. При вспышке молнии зритель успевает заметить уголок заброшенного кладбища, развалины древнего храма, мраморные надгробия — свидетельства давно ушедшей человеческой жизни. Мрачные тучи закрывают горизонт. Неподвижность развалин оттеняет бурную жизнь природы. Стремительный поток — образ времени — шумит среди камней. Тень борется со светом и побеждает его. Краток век человека, тщетны его усилия в земной суете, но бесконечна жизнь природы. Это умозаключение художника не только результат субъективных переживаний, оно подсказано временем.
Творчество Рейсдала не нашло широкого признания современников. Он был забыт уже к концу жизни и умер в нищете. Только в XIX веке была по достоинству оценена его роль в развитии жанра пейзажа: Гете назвал Рейсдала «мыслителем и поэтом».
Наиболее сложным и трагическим произведением Рейсдала является «Еврейское кладбище» — картина, исполненная философских размышлений о жизни и смерти, о месте человека в мире. Полотно написано в темных сине-зеленых тонах. При вспышке молнии зритель успевает заметить уголок заброшенного кладбища, развалины древнего храма, мраморные надгробия — свидетельства давно ушедшей человеческой жизни. Мрачные тучи закрывают горизонт. Неподвижность развалин оттеняет бурную жизнь природы. Стремительный поток — образ времени — шумит среди камней. Тень борется со светом и побеждает его. Краток век человека, тщетны его усилия в земной суете, но бесконечна жизнь природы. Это умозаключение художника не только результат субъективных переживаний, оно подсказано временем.
Творчество Рейсдала не нашло широкого признания современников. Он был забыт уже к концу жизни и умер в нищете. Только в XIX веке была по достоинству оценена его роль в развитии жанра пейзажа: Гете назвал Рейсдала «мыслителем и поэтом».
Комментариев нет:
Отправить комментарий