пятница, 10 июля 2009 г.

Антонио Поллайоло (1429—1498)

Художник Антонио Поллайоло (1429—1498) Итальянская школа «Портрет молодой дамы». Милан. Музей Польди-Пеццоли «Изобразительное искусство». Москва. 1971 9 - 189 Ц.3к.

Антонио Поллайоло представляет собой индивидуальность, типичную для эпохи Возрождения своими разносторонними способностями. Он был скульптором, живописцем, гравером, золотых дел мастером. Работал во Флоренции и Риме.

Искусство Поллайоло отмечено печатью экспериментаторства, поисков в той же степени, что и у других мастеров кватроченто, но пронизано большей рассудочностью и стремлением к анализу. Трезвый рационализм, логика и отточенная завершенность пластического воплощения привлекали к Поллайоло многих восхищенных поклонников, среди которых был и Микеланджело.

«Портрет молодой дамы» Поллайоло неожиданно раскрывает перед нами лирическую сторону дарования художника, которую обычно он искусно скрывал под маской мужественной серьезности. Профильное изображение человека было излюбленным в ту эпоху у портретистов и возникло под влиянием античных медалей. Кроме того, флорентийские художники предпочитали его из-за тех богатых линейно-пластических возможностей, которые оно предоставляет художнику. И действительно, сколько точного расчета было нужно Поллайоло, чтобы вкомпоновать погрудное изображение молодой и прелестной женщины в узкую вертикальную плоскость холста. Контурная линия мягко и деликатно обрисовывает форму, давая ощутить ее характерность и красоту. Прозрачные, еле уловимые тени легко моделируют объемы, так как портрет создавался при ярком дневном свете. Фигура юной женщины выделяется прекрасным силуэтом на голубом небе с маленькими пушистыми облачками. Его чистота и спокойствие соотнесены с внутренним миром модели, полным гордого достоинства.

Портрет принадлежит к числу бесспорных шедевров кватроченто.

Н.Ф. Лапшин (1888-1942) - «Ленинград. В Михайловском саду»

Лапшин, Николай Фёдорович (1888-1942) - график, акварелист, живописец. Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1911-1912), Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912-1916) у И.Я. Билибина и А.А. Рылова и в частных студиях. Член Объединения новых течений (1919-1922), Общества художников-индивидуалистов (1922-1924) и "Четырёз искусств" (1928). Иллюстрировал научно-художественные книги, исполнял акварельные пейзажи Ленинграда. Преподавал в Высших художественно-технических мастерских, Ленинградском полиграфическом техникуме и других заведениях. Его работы имеются в Государственном Русском музее.
Художник Н.Ф. Лапшин (1888-1942), Русская школа. «Ленинград. В Михайловском саду» 1938 г. Акварель, бумага. 32х44. Государственный Русский музей

Жан Франсуа Милле (1814-1875)

Художник Жан Франсуа Милле (1814-1875). Французская школа. «Кашка». Холст, масло. 140х99. Марсель. Музей изящных искусств
Художник Жан Франсуа Милле (1814-1875). Французская школа. «Крестьянка, стерегущая корову». 1859 г. Музей в Бург ан Бресс

четверг, 9 июля 2009 г.

А.Лященко - «Нашли лодыря»

Художник А.Лященко, Русская школа. «Нашли лодыря»

В.В. Лебедев (род. 1891 г.) - «Цветы в кувшине» +

Лебедев, Владимир Васильевич (1891-1967) - график и живописец. Муж С.Д.Лебедевой. Учился в Академии художеств (1910-1911) у Ф.А. Рубо и в студии М.Д. Берштейна и Л.В. Шервуда (1912-1916). В 1910-е гг. был сотрудником журналов "Сатирикон" и "новый Сатирикон". Ниходился под влиянием кубизма. Автор гротескно-сатирического цикла "Прачки" (1920-1925). В 1920-е гг. исполнил около 600 плакатов для петроградских "Окон РОСТА". Позже перешёл к иллюстрации детских книг и станковой графике, эволюционируя от кубического схематизма к живописной трактовке. Иллюстрировал многие книги С.Я. Маршака, Дж.Р. Киплинга. После 1936 г. переключился на живопись, писал портреты и натюрморты. Его работы имеются в Государственном Русском музее, музеях Владимира, Новокузнецка, Омска, Томска, Алматы.
Художник В.В. Лебедев (род. 1891 г.), Русская школа. «Цветы в кувшине». Государственный Русский музей
Художник В.В. Лебедев (род. 1891 г.), Русская школа. «Иллюстрация к стихотворению С.Я. Маршака». Цветная автолитография

среда, 8 июля 2009 г.

К.М. Ломыкин (род. 1924 г.) - «Весна идёт»

Художник К.М. Ломыкин (род. 1924 г.), Русская школа. «Весна идёт». 1961 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года

М.И. Лихачёв: «На родных просторах» ...

Художник М.И. Лихачёв, Русская школа. «Выходной день»

Художник М.И. Лихачёв, Русская школа. «Праздник»
Художник М.И. Лихачёв, Русская школа. «На родных просторах»
Лихачев Михаил Иванович (4.09.1919 - 13.02.1997).  Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный художник РСФСР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Награжден дипломом первой степени Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР (1952) за картину «На родных просторах». В Воронеже его именем названа одна из улиц и на доме, где он жил в 1962–1981 гг. (улица Пушкинская, д.7) установлена мемориальная доска (1999).
Родился в с.Бабяково под Воронежем. Жил, работал и умер в Воронеже. Учился в изостудии «Пищевик» при ДК г.Воронежа до 1935 г. у Александра Алексеевича Бучкури (ученик И.Е.Репина). Затем работал декоратором при Воронежском драматическом театре, после чего был художником передвижного театра. Участник Великой Отечественной войны. После войны продолжил образование у Б.В.Иогансона в его московской изостудии (1946–1947), в центральной студии «ВсеКоХудожник» в Москве.
Член Союза художников СССР (1946). С 1948 г. участник зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Известные его картины: «Наши пришли» (1948), «Тост за героиню труда» (1949), «Свекловичницы» (1959), «Тревожные 20-е годы» (1967). Среди наиболее известных портретов: «Ленин в Разливе» (1960), «Портрет актера А.П.Чернова» (1947), «Портрет артистки Р.А.Мануковской» (1962), «Портрет писателя И.В.Сидельникова» (1979). Картины «На родных просторах», «Комсомольцы на снегозадержании» и «Когда это кончится?» многократно репродуцировались и приобрели широкую популярность. Его картина «На родных просторах» тиражировалась на открытках, ее очень хотела приобрести Третьяковка, но в итоге упомянутое произведение искусства досталось гостинице «Интурист».
В 1982 г. в серии «Художники Российской Федерации» был издан набор репродукций М.Лихачева. Даже у самого нетерпимого искусствоведа язык не повернется назвать Михаила Ивановича художником конъюнктурным. Да, соцреализм, но, видимо, лучшие его образцы. Радость, но не пафос. Философия, но не партийная, а общечеловеческая. Трактористы и прочие передовики производства интересны автору в числе других примет времени, особенных и узнаваемых лиц человеческих: «Старуха», «Пьяница», «Аннушка», «Бабуля», «Рыбачок», «Натурщик» – прекрасная галерея лиц, характеров, судеб, трагедий и взлетов. Пронзителен драматизм работы «Нашла сына»: под огромным небом на огромном холме запятой скрючилась плачущая фигура. Его лучшие картины, несмотря на простые, непритязательные сюжеты, как бы не открывающие ничего нового, неожиданного, оказываются богаты внутренним подтекстом, вызывают серьезные мысли и берут зрителя за живое. Персональная выставка «Гордости российского искусства» в Воронеже (1999). Представлены 70 этюдов мастера из различных частных коллекций. Картина «Свекловичницы» – работа, к которой придраться нельзя. Здесь нет идеализации, как во многих произведениях той эпохи. Все герои Лихачева – живые люди.
Картины М.И.Лихачева находятся в ГТГ, в Воронежском областном художественном музее им. И.Н.Крамского и в частных коллекциях. Практически все наследие художника вывезено в США, там же издан иллюстрированный альбом, посвященный его творчеству «Tradition rediscovered. The Finley collection». Библиография: Имя М.Лихачева упоминается в ряде отечественных каталогов, а также в справочнике «Russian and Soviet paintings 1900–1980s», изданном в Лондоне в 1998 г. на 187 стр.

О.А. Лагода-Шишкина (1850-1881) - «Девочка в траве»

Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850-1881) - живописец, акварелистка, рисовальщица. Посещала Академию художеств в 1875-1876 гг. Одна из первых женщин, принятых в Академию в качестве вольнослушательницы. Далее занималась в мастерской И.И. Шишкина, в 1880 г. стала его женой. Работала в основном как пейзажистка. После безвременной смерти жены И.И. Шишкин издал альбом с 50 её работами, выполненными фототипией (1887). Её произведения имеются в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее
Художник О.А. Лагода-Шишкина (1850-1881), Русская школа. «Девочка в траве». 1880 г. Государственная Третьяковская галерея