понедельник, 13 июля 2009 г.

Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614) - «Святое семейство»


Художник Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541 — 1614), Испанская школа. «Святое семейство». (Деталь) Холст, масло. 1585 г. Толедо. Госпиталь Тавера

Мировосприятие Эль Греко глубоко отлично от жизнеутверждающего оптимизма художников Возрождения. В его творчестве мы не находим той красоты реального мира, которым не уставали восхищаться итальянские мастера первой половины века. Отталкиваясь от поздних работ Тициана и Тинторетто, он доводит до крайней степени мысль о трагичности существования человека, о сложном конфликте его с окружающим миром, отказывая последнему в каких бы то ни было чувственных материальных ценностях. Следствием этого явилось полное пренебрежение обрисовкой места действия, и чаще всего Эль Греко переносит свои религиозные персонажи в небесные сферы, трактуя всю сцену как явление человеку высших духовных сил. Исключая религиозно-мистическую окраску его произведений, следует признать необычайно проявившийся в них психологический дар художника. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека.

Мы воспроизводим здесь деталь его картины «Святое семейство», известной в нескольких вариантах.

Мадонна кормит грудью сына, и ее лицо неизъяснимо прекрасно отражением той нравственной и грустной нежности, которая наполнила ее душу. То нервно-острыми, быстрыми мазками, то легчайшими прикосновениями кисти лепит Эль Греко ее удлиненное лицо с огромными черными глазами, резкими ритмами линий покрывала оттеняя хрупкость ее облика. Одухотворенный, поэтический женский образ воспринимается как прекрасная мечта, овладевшая душой мастера и воплощенная им с благоговейным и страстным восхищением.

«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.

К.М. Ломыкин - «Пришла весна»

Художник К.М. Ломыкин, Русская школа. «Пришла весна».

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754): «Давид с головой Голиафа», «Юный знаменосец»

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Итальянская школа. «Давид с головой Голиафа». Холст, масло. 84,5х99 см. Дрезденская картинная галерея
Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Итальянская школа. «Юный знаменосец». Холст, масло. 87х71 см. Дрезденская картинная галерея

воскресенье, 12 июля 2009 г.

А.Лайкмаа (1866-1942) - «Зимний пейзаж»

Художник А.Лайкмаа (1866-1942), Эстонская живопись. «Зимний пейзаж». Таллин. Государственный художественный музей

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610) - «Побитие камнями святого Стефана» +

ЭЛЬСХЕЙМЕР (Elsheimer) Адам (1578-1610), немецкий живописец рисовальщик и гравёр. Учился у Ф. Уффеборха. В 1598 г. работал в Венеции, с 1600 г. до конца жизни - в Риме. Писал небольшие по формату пейзажи замечательны интимным поэтическим восприятием природы, тонкой передачей дневного или ночного освещения, а также картины на библейские и мифологические темы

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Побитие камнями святого Стефана». Около 1600 г. Медь, масло. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург
АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» Медь, масло. Дрезденская картинная галерея
Выдающаяся роль в создании бытового жанра принадлежит Адаму Эльсгеймеру. Из наследия древнеримского поэта Овидия (I век н. э.) заимствовал он историю Филемона и Бавкиды — двух нежно любящих друг друга фригийских крестьян. Когда к ним в дом под видом странников зашли боги Юпитер и Меркурий, они оказали им радушный прием. В награду за праведную жизнь боги исполнили их единственную просьбу: дали им умереть в один день. С большой теплотой и мягким юмором изобразил Эльсгеймер обоих стариков и их гостей — сохраняющего величие да-же в этой скромной обстановке Юпитера и веселого проказника Меркурия. Свет от лампады на столе и от свечи в руках Филемона придает особую интимность этой сцене.

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) - «Венера перед зеркалом»

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)
Итальянская школа
«Венера перед зеркалом» 1555 г.
Собрание Меллон, Вашингтон

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Д.В. Лебедев - «Над Волгой»

Художник Д.В. Лебедев, Русская школа. «Над Волгой».

суббота, 11 июля 2009 г.

Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г.—1485/95) - «Иоанн Креститель в пустыне»

Художник Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г. — 1485/95), Нидерландская школа. «Иоанн Креститель в пустыне». Около 1485. Государственный музей. Берлин — Далем
«Советский художник» Москва. 1967 9-652. Ц. 3 к.

Развитие реалистических тенденций в живописи Северных Нидерландов началось лишь во второй половине XV века. Замечательным представителем северонидерландского Возрождения можно назвать Гертгена Тот Синт Янса, прожившего недолгую жизнь в монастыре иоаннитов в Гарлеме. Его произведения обнаруживают связь с творчеством Гуго ван дер Гуса и знание южнонидерландского искусства его времени.

Тонким, нежным, просветленным лиризмом отличается его картина «Иоанн Креститель в пустыне». Святой патрон монастыря изображен художником в виде простого босоногого человека, облаченного в грубую одежду, сидящего на камне на берегу ручья, который змейкой вьется меж невысоких холмов. В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. Стройные деревца стоят словно стражи душевного состояния человека, погруженного в глубокое раздумье. Природа оказывается его верной союзницей, естественной желанной средой, где в уединении он обретает самого себя, где более свободно протекает его духовная жизнь. Рядом с Иоанном белый ягненок — его атрибут и вместе с тем живое существо. Птицы и звери украшают пейзаж, ясный и спокойный, пронизанный мягкими лучами золотистого солнца. Удивительно найдена поза Иоанна, подпершего рукой голову, для выражения состояния полной отрешенности от внешнего мира и своей собственной плоти в момент горестных тяжелых размышлений. В изображении природы Гертген достигает единства, отказавшись от деления пейзажа на планы, ограниченные кулисами. В европейском искусстве эта картина является первым решительным шагом к формированию пейзажа как самостоятельного жанра.