понедельник, 13 июля 2009 г.

АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905): «Сталепрокатный завод», «Сокол, преследующий голубя»

Художник АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905), Немецкая школа. «Сокол, преследующий голубя» . Ок. 1846 г. Холст, масло. Берлин, Национальная галерея
Художник АДОЛЬФ МЕНЦЕЛЬ (1815—1905), Немецкая школа. «Сталепрокатный завод» . 1875 г. Холст, масло. Берлин, Национальная галерея

Интерес к производственной теме и к образам представителей пролетариата не был случайным в творчестве величайшего немецкого художника-реалиста XIX века Адольфа Менделя. Современник быстрого промышленного развития Германии, он не мог не видеть роста рядов пролетариата. Поражаясь мощи индустрии, сменившей примитивные ремесла, он восхищался и теми, кто приводил в движение все эти машины, кто вкладывал свой труд в невиданные дотоле изделия. «Современные циклопы» — так первоначально хотел назвать свою картину художник, имея в виду мифических гигантов древности. Но как подлинный реалист Менцель видел и оборотную сторону - нечеловеческую тяжесть выматывающего труда и правдиво передал это в своей картине, явившейся первым в мировом искусстве произведением, посвященным подобной теме.

Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541—1614) - «Святое семейство»


Художник Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541 — 1614), Испанская школа. «Святое семейство». (Деталь) Холст, масло. 1585 г. Толедо. Госпиталь Тавера

Мировосприятие Эль Греко глубоко отлично от жизнеутверждающего оптимизма художников Возрождения. В его творчестве мы не находим той красоты реального мира, которым не уставали восхищаться итальянские мастера первой половины века. Отталкиваясь от поздних работ Тициана и Тинторетто, он доводит до крайней степени мысль о трагичности существования человека, о сложном конфликте его с окружающим миром, отказывая последнему в каких бы то ни было чувственных материальных ценностях. Следствием этого явилось полное пренебрежение обрисовкой места действия, и чаще всего Эль Греко переносит свои религиозные персонажи в небесные сферы, трактуя всю сцену как явление человеку высших духовных сил. Исключая религиозно-мистическую окраску его произведений, следует признать необычайно проявившийся в них психологический дар художника. Образы Эль Греко дают нам возможность осознать всю меру тончайшей духовной настроенности внутренней жизни человека.

Мы воспроизводим здесь деталь его картины «Святое семейство», известной в нескольких вариантах.

Мадонна кормит грудью сына, и ее лицо неизъяснимо прекрасно отражением той нравственной и грустной нежности, которая наполнила ее душу. То нервно-острыми, быстрыми мазками, то легчайшими прикосновениями кисти лепит Эль Греко ее удлиненное лицо с огромными черными глазами, резкими ритмами линий покрывала оттеняя хрупкость ее облика. Одухотворенный, поэтический женский образ воспринимается как прекрасная мечта, овладевшая душой мастера и воплощенная им с благоговейным и страстным восхищением.

«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.

К.М. Ломыкин - «Пришла весна»

Художник К.М. Ломыкин, Русская школа. «Пришла весна».

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754): «Давид с головой Голиафа», «Юный знаменосец»

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Итальянская школа. «Давид с головой Голиафа». Холст, масло. 84,5х99 см. Дрезденская картинная галерея
Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Итальянская школа. «Юный знаменосец». Холст, масло. 87х71 см. Дрезденская картинная галерея

воскресенье, 12 июля 2009 г.

А.Лайкмаа (1866-1942) - «Зимний пейзаж»

Художник А.Лайкмаа (1866-1942), Эстонская живопись. «Зимний пейзаж». Таллин. Государственный художественный музей

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610) - «Побитие камнями святого Стефана» +

ЭЛЬСХЕЙМЕР (Elsheimer) Адам (1578-1610), немецкий живописец рисовальщик и гравёр. Учился у Ф. Уффеборха. В 1598 г. работал в Венеции, с 1600 г. до конца жизни - в Риме. Писал небольшие по формату пейзажи замечательны интимным поэтическим восприятием природы, тонкой передачей дневного или ночного освещения, а также картины на библейские и мифологические темы

АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Побитие камнями святого Стефана». Около 1600 г. Медь, масло. Национальная галерея Шотландии. Эдинбург
АДАМ ЭЛЬСГЕЙМЕР (1578—1610). Немецкая школа. «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» Медь, масло. Дрезденская картинная галерея
Выдающаяся роль в создании бытового жанра принадлежит Адаму Эльсгеймеру. Из наследия древнеримского поэта Овидия (I век н. э.) заимствовал он историю Филемона и Бавкиды — двух нежно любящих друг друга фригийских крестьян. Когда к ним в дом под видом странников зашли боги Юпитер и Меркурий, они оказали им радушный прием. В награду за праведную жизнь боги исполнили их единственную просьбу: дали им умереть в один день. С большой теплотой и мягким юмором изобразил Эльсгеймер обоих стариков и их гостей — сохраняющего величие да-же в этой скромной обстановке Юпитера и веселого проказника Меркурия. Свет от лампады на столе и от свечи в руках Филемона придает особую интимность этой сцене.

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) - «Венера перед зеркалом»

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576)
Итальянская школа
«Венера перед зеркалом» 1555 г.
Собрание Меллон, Вашингтон

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Мифологическая тема — одна из центральных тем в творчестве Тициана и, пожалуй, в наибольшей степени выражает его языческое жизнерадостное, чувственное мироощущение. В картинах на сюжеты античных легенд искусство Тициана приобретает подлинно светский характер и звучит как мощный ликующий гимн земной человеческой жизни.

Образ Венеры, богини любви и красоты,— излюбленный мотив великого венецианского художника, неоднократно использован им в его произведениях. В нем он воплощает свой идеал здоровой чувственной женской красоты, полный чарующей прелести женственности и мягкого душевного обаяния.

«Венера с зеркалом» — шедевр его кисти — относится к поздним годам, когда Тициан добивается тончайшей нюансировки цветовых тонов, как бы свечения краски изнутри, что вызывает ощущение необычайной жизненности изображения, в особенности, когда он пишет обнаженное тело. Полуобернувшись к зрителю, Венера смотрит в зеркало, и мы встречаемся с ее спокойным взглядом в ее зеркальном отражении. Ее образ не придуман художником, он найден в жизни. Перед нами цветущая пышной зрелой красотой женщина, белокурая венецианка, чуть изнеженная, тело которой как бы излучает тепло. Художник заставляет любоваться несколько ленивой грацией ее движений, нежной розовой кожей» всем ее существом, радостным и спокойным.

Подобно Рафаэлю и Леонардо, Тициан стремится выразить свое представление о гармоническом духовном и физическом совершенстве человека, однако больше подчеркивая в нем чувственно-эмоциональные черты.

Д.В. Лебедев - «Над Волгой»

Художник Д.В. Лебедев, Русская школа. «Над Волгой».