четверг, 30 июля 2009 г.

Ламберт Сустрис (1515/20-после 1568) - «Юпитер и Ио»

Художник Ламберт Сустрис (1515/20-после 1568), Нидерландская школа, «Юпитер и Ио» Масло, холст. 205,5х275,5 Государственный Эрмитаж

среда, 29 июля 2009 г.

Пьеро делла Франческа (Около 1410/1420—1492) - «Прибытие царицы Савской к царю Соломону»

Художник Пьеро делла Франческа (Около 1410/1420—1492),Итальянская школа «Прибытие царицы Савской к царю Соломону». 1452—1466 Фреска церкви Сан Франческо в Ареццо

«Изобразительное искусство». Москва. 1971

Выдающимся созданием Пьеро делла Франческа в монументальной живописи является цикл росписей в церкви Сан Франческо в Ареццо. В них полиостью раскрылся его эпический талант. Медленно и неторопливо развертывается перед глазами зрителей история о животворящем кресте. Ветвь, посаженная на могиле Адама, разрастается в дерево, на котором будет распят Христос. Посетив Соломона, царица Савская узнает это дерево в ступени храма и пророчествует о его судьбе. В цикле фресок показаны и другие эпизоды чудесной легенды. Но их ценность не в иллюстрации религиозного сюжета, а в завершенных, как формула, величавых идеальных образах людей. Они имперсональны, в них нет ничего характерного, чувственного или типического. Все вместе и каждый отдельно призваны служить выражению возвышенного представления художника о мощи и достоинстве рода людского. Кроме того, в торжественной застылости фигур, их жестов ощущается героический пафос давних времен. В остальном же великий художник стремится воспроизвести свои жизненно-правдивые наблюдения, будучи особенно точен в костюмах. В «Прибытии царицы Савской» композиция строго уравновешена двумя огромными деревьями и пологими холмами. Великолепно рассчитано перспективное сокращение фигур по мере удаления в глубину. На первом плане коленопреклоненная царица и женщины из ее свиты. Их лица невозмутимы и бесстрастны. Складки одежд падают ясным торжественным ритмом. Свет заливает всю композицию, образуя воздушную среду, объединяющую все краски в гармонический цветовой ансамбль.

Описание с другой открытки:

Композиция распадается на два эпизода. Левая часть, которая воспроизводится на данной открытке, изображает царицу Савскую, преклонившую колени перед священным деревом, и сопровождающих ее женщин. С удивительным чувством ритма строит художник эту сцену, чередуя фигуры и пространственные интервалы. Действие уподоблено торжественной процессии шествующих мимо зрителя персонажей. Несмотря на объемность фигур, данных в различных поворотах, Пьеро делла Франческа сохраняет ощущение плоскости стены, развивая действие как бы параллельно ей. Хотя персонажи библейской легенды одеты в современные художнику костюмы, сцена лишена бытовых деталей и жанровых подробностей. Повествование полно возвышенной эпической силы. В лицах и фигурах персонажей зрителя поражает архитектурная построенность, совершенство обобщенной монументальной формы. Молодые женщины из свиты царицы в своих свободно ниспадающих одеяниях уподобляются стройным античным колоннам. Герои Пьеро делла Франчески, полные классического спокойствия, величаво бесстрастные и возвышенные, кажутся воплощением постигнутых художником законов красоты и гармонии. Фигуры объединены с пространством световоздушной средой. Отдельные тона: кирпично-красный, бледно-розовый, сиреневый, зеленый и сине-голубой смягчены светом, объединяющим все в единое целое
.

Джованни Антонио Больтраффио (1467-1561) - «Св. Себастьян»

Художник Джованни Антонио Больтраффио (1467-1561), Итальянская школа, «Св. Себастьян». Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Маркантонио Раймонди(ок.1480-ок.1527/34) - «Триумф Галатеи»

Художник Маркантонио Раймонди(ок.1480-ок.1527/34), Итальянская школа, «Триумф Галатеи» (с рисунка Рафаэля), гравюра резцом. Государственный Эрмитаж

Франческо Мельци (1493- ок.1570)

Франческо Мельци (итал. Francesco Melzi, ок.1491, Милан — между 1568 и 1570, Ваприо д’Адда, провинция Милан) — итальянский живописец ломбардской школы, любимый ученик Леонардо и его главный творческий наследник.

Франческо Мельци был знаком с Леонардо ещё с детства. В 1506 г. пятнадцатилетним юношей поступил в мастерскую Леонардо, сопровождал учителя в Риме в 1513 и Париже в 1517. В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать из-за паралича руки, а его миланский ученик (им мог быть только Мельци) писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя. Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитая «Коломбина» из Эрмитажа. После смерти своего наставника 2 мая 1519 г. Мельци остался его наследником в соответствии с завещанием от 25 апреля 1519 г. Как следует из записей слуги Леонардо Баттиста де Вилланис от 10 августа 1519 г., до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италии наследник Леонардо вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци писал не очень много. Спорным является авторство поздней картины Мельци «Портрет молодого человека с попугаем», который имеет мало общего с творчеством Леонардо и больше напоминает римскую школу Рафаэля.

Мельци занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи. Он издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Trattato della Pittura».

Мельци умер приблизительно в 1570 г. почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо Мельци быстро распродали наследие Леонардо, которое он так берёг. Часть наследия великого Леонардо была из-за этого навсегда утеряна.
Художник Франческо Мельци (1493- ок.1570), Итальянская школа, Ломбардская щкола. «Женский портрет». Холст, масло (переведено с дерева), 76х63, исполнена ок. 1520 г. Государственный Эрмитаж.
Эта картина долгое приписывалась кисти учителя Мельци - Леонардо да Винчи и была известна под названиеями "Коломбина" (от названия цветка - колумбики - в руке женщины), "Флора" и "Тщеславие". Предполагается картина является портретом одной из дам при дворе Франциско Первого, Франсуаза Баба де ла Бурдезьер - известна в ряде вариантов.
Художник Франческо Мельци (1493- ок.1570), Итальянская школа, Ломбардская щкола. «Вертумн и Помона». Берлин. Государственный музей.
Сюжет картины заимствован из Метаморфоз Овидия. Помона - римская богиня плодов, возлюбленная Вертумна - этруского бога садов и обработки земли, который мог принимать любой образ. Под видом старухи он явился к Помоне и убедил её стать его женой. Также Вертумнсчитается богом всяких перемен (течения рек, времён года, и др.). В Др. Риме Вертумн также считался покровителем торговли.
Странно, но на одном из сайтов утверждается что: у этой картины несколько забавная история: ее принадлежность кисти Мельци была установлена лишь в 1995 году, когда наконец-то сумели обнаружить на ней подпись Мельци, которая была стерта в XVIII веке одним из продавцов картины, дабы выдать ее за работу Леонардо. Однако на открытке, с репродукцией этой картины, изданной в 1959 году, автором назван именно Ф. Мельци.

вторник, 28 июля 2009 г.

Андреа дель Костаньо (1423—1457) - «Пиппо Слано»

Художник Андреа дель Костаньо (1423—1457), Итальянская школа. «Пиппо Слано» . Около 1450 г.

Фреска. 2,50X1,62 Флоренция. Монастырь Санта Аполлония

Одно из лучших созданий Костаньо — фрески в одном из залов виллы Пандольфи-ни (Леньяйа), перенесенные впоследствии в монастырь Санта Аполлония во Флоренции, превращенный в музей Костаньо. Росписи включают девять фигур, выполненных на темно-зеленом и темно-красном фоне, которые отделены друг от друга имитированными живописью пилястрами. Среди них—изображение великих поэтов и писателей Италии, а также военачальников-кондотьеров. Образ кондотьера Филиппе Сколари, прозванного флорентинцами Пиппо Спано, долгое время воевавшего на Востоке, а в конце жизни ставшего правителем Хорватии, поражает неукротимой силой натуры, неистовой, гордой и честолюбивой, знающей цену своей несокрушимой воле.

Поза кондотьера дерзко вызывающа: он прочно стоит на широко расставленных ногах, пробуя гибкость своего меча; в чертах лица—высокомерное презрение к врагу. Фигура Пиппо Спано производит впечатление статуи—настолько сильно подчеркнута художником пластика его объемно вылепленного, закованного в броню тела. Нога кондотьера выдвинута за край ниши, как бы за пределы плоскости стены. Эту пластическую иллюзию усиливает ракурс: фигура видна немного снизу, и перспективное сокращение ее вверх создает впечатление, будто фигура несколько запрокинута назад. Пиппо Спано—типичный образ эпохи Воз рождения»

Издательство «Советский художник»

А04725-64 г. 9-1760. 3. 80. Т. 50000. Ц. 3 к. Экспериментальная типография ВНИИПП,

Антонио Мариа Дзанетти (1680-1757) - «Старик с книгой»

Художник Антонио Мариа Дзанетти (1680-1757), Итальянская школа,Венецианская школа. «Старик с книгой». Кьяроскуро (цветная, тональная гравюра на дереве) с четырёх досок: три отттенка зелёного и песочно-жёлтый тон. С рисунка Пармиджано (1503-1540). Собрание гравюрного кабинета Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Гравёр итальянской (венецианской) школы, стремился возродить технику кьяроскуро. Работал с оригиналовы Пармиджано (1503-1540). В 1749 г. он отпечатал свои кьяроскуро в 33 экземплярах, полсе чего уничтожил доски, чтобы никто впоследствии не смог исказить его замыслы.

Джотто ди Бондоне (1267-1337) - «Иоаким у пастухов»

Художник Джотто ди Бондоне (1267-1337), Итальянская школа, «Иоаким у пастухов». Фреска капеллы дель Арена в Падуе