ПЕРУДЖИНО (Perugino; наст. имя Пьетро Ваннуччи, Vannucci) (ок. 1450 — февраль, 1523, Фонтиньяно), итальянский художник, один из крупных мастеров ренессансной живописи конца 15 — начала 16 в.
Ранний периодО юных годах Перуджино почти ничего не известно. Согласно Дж. Вазари учился сперва в Перудже (отсюда и его прозвище — «перуджинец»), а затем во Флоренции, в мастерской А. Веррокьо, где познакомился с молодым Леонардо да Винчи; тот же автор называет и еще одного его учителя — Пьеро делла Франческа, в последнем случае его сотоварищем по учебе должен был быть Л. Синьорелли, влияние которого Перуджино, несомненно, испытал. В 1472 упоминается как член «Компании Св. Луки» (гильдии флорентийских живописцев).
В 1470-е гг. написал целый ряд алтарных образов («Поклонение волхвов», ок. 1475; и др.). Получив достаточную известность, был приглашен в Рим, где по поручению папы Сикста VI расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане (1478-82). Позднее, в 1535-36, большая часть этих росписей была уничтожена, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Единственной сохранившейся сикстинской фреской Перуджино, написанной им целиком собственноручно, является знаменитая «Передача ключей апостолу Петру». Творчески усвоив разнородные влияния, Перуджино выработал свой собственный метод, полный глубоко прочувствованной, умиротворенной гармонии; в «Передаче ключей» эта гармония усилена и просторным городским антуражем, в центре которого, как символ будущей Церкви (первосвященником которой становится Петр), красуется центрический храм, идеально отвечающий архитектурным принципам ренессансного гуманизма.
Учитель РафаэляПеруджино и впоследствии не раз писал фрески (росписи училища Колледжо-дель-Камбио в Перудже, с 1496; и др.), однако вошел в историю все же, в первую очередь, как мастер алтарной картины. Именно в его творчестве сформировался тот классический тип большого живописного алтаря, который в полной мере именно «классичен», будучи основанным на глубоко композиционно и колористически продуманном, чуждом резких диссонансов, равновесии. Такое равновесие вкупе с мягким, задумчивым лиризмом характерно для лучших его произведений («Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем», 1480-е; «Видение Св. Бернара», 1490-91; и др.). Эта созерцательная задумчивость доминирует даже в предельно драматическом по своему сюжету «Положении во гроб» (1507).
На рубеже 15-16 вв. (после 1494) в мастерской Перуджино, вероятно, работал молодой Рафаэль. Впрочем, вполне возможно, что последний был не столько непосредственным учеником Перуджино, сколько его подражателем (в ранние годы) и продолжателем. Предполагают также, что они сотрудничали друг с другом (в том числе в росписях Колледжо-дель-Камбио). Во всяком случае, в историю Перуджино вошел как главный наставник юного Рафаэля, завещавший ему свои творческие принципы (которые и имели вполне самоценное значение, пролагая путь «ренессансному классицизму»).
М. Н. Соколов
Художник Пьетро Перуджино (1445-1523), Итальянская школа (умбрийская школа), «Мужской портрет» ("Портрет молодого человека") Холст (переведено с дерева), масло. 40,5х25,5. Государственный Эрмитаж
Художник Пьетро Перуджино (1445-1523), Итальянская школа (умбрийская школа), «Мадонна с младенцем» Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина