воскресенье, 8 ноября 2009 г.

Пьетро Перуджино (1445-1523)

ПЕРУДЖИНО (Perugino; наст. имя Пьетро Ваннуччи, Vannucci) (ок. 1450 — февраль, 1523, Фонтиньяно), итальянский художник, один из крупных мастеров ренессансной живописи конца 15 — начала 16 в.
Ранний период
О юных годах Перуджино почти ничего не известно. Согласно Дж. Вазари учился сперва в Перудже (отсюда и его прозвище — «перуджинец»), а затем во Флоренции, в мастерской А. Веррокьо, где познакомился с молодым Леонардо да Винчи; тот же автор называет и еще одного его учителя — Пьеро делла Франческа, в последнем случае его сотоварищем по учебе должен был быть Л. Синьорелли, влияние которого Перуджино, несомненно, испытал. В 1472 упоминается как член «Компании Св. Луки» (гильдии флорентийских живописцев).
В 1470-е гг. написал целый ряд алтарных образов («Поклонение волхвов», ок. 1475; и др.). Получив достаточную известность, был приглашен в Рим, где по поручению папы Сикста VI расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане (1478-82). Позднее, в 1535-36, большая часть этих росписей была уничтожена, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Единственной сохранившейся сикстинской фреской Перуджино, написанной им целиком собственноручно, является знаменитая «Передача ключей апостолу Петру». Творчески усвоив разнородные влияния, Перуджино выработал свой собственный метод, полный глубоко прочувствованной, умиротворенной гармонии; в «Передаче ключей» эта гармония усилена и просторным городским антуражем, в центре которого, как символ будущей Церкви (первосвященником которой становится Петр), красуется центрический храм, идеально отвечающий архитектурным принципам ренессансного гуманизма.
Учитель Рафаэля
Перуджино и впоследствии не раз писал фрески (росписи училища Колледжо-дель-Камбио в Перудже, с 1496; и др.), однако вошел в историю все же, в первую очередь, как мастер алтарной картины. Именно в его творчестве сформировался тот классический тип большого живописного алтаря, который в полной мере именно «классичен», будучи основанным на глубоко композиционно и колористически продуманном, чуждом резких диссонансов, равновесии. Такое равновесие вкупе с мягким, задумчивым лиризмом характерно для лучших его произведений («Богоматерь с младенцем и юным Иоанном Крестителем», 1480-е; «Видение Св. Бернара», 1490-91; и др.). Эта созерцательная задумчивость доминирует даже в предельно драматическом по своему сюжету «Положении во гроб» (1507).
На рубеже 15-16 вв. (после 1494) в мастерской Перуджино, вероятно, работал молодой Рафаэль. Впрочем, вполне возможно, что последний был не столько непосредственным учеником Перуджино, сколько его подражателем (в ранние годы) и продолжателем. Предполагают также, что они сотрудничали друг с другом (в том числе в росписях Колледжо-дель-Камбио). Во всяком случае, в историю Перуджино вошел как главный наставник юного Рафаэля, завещавший ему свои творческие принципы (которые и имели вполне самоценное значение, пролагая путь «ренессансному классицизму»).
М. Н. Соколов


Художник Пьетро Перуджино (1445-1523), Итальянская школа (умбрийская школа), «Мужской портрет» ("Портрет молодого человека") Холст (переведено с дерева), масло. 40,5х25,5. Государственный Эрмитаж

Художник Пьетро Перуджино (1445-1523), Итальянская школа (умбрийская школа), «Мадонна с младенцем» Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

суббота, 7 ноября 2009 г.

Овчаров А.В. - «Встреча»


Художник Овчаров А.В., Русская школа. «Встреча» ("В.И. Ленин с детьми").

А.П. Охлупин - «Зелёная улица»


Художник А.П. Охлупин, Русская школа. «Зелёная улица».

В.А. Орлова - «В аксаковских местах»


Художник В.А. Орлова, Русская школа. «В аксаковских местах».

Шарль Эмиль Жак (1813—1894)


Художник Шарль Эмиль Жак (1813—1894), Французская школа. «Стадо овец на водопое». Холст, масло. 56,5х81,5 см.  Государственный Эрмитаж
 
Художник Шарль Эмиль Жак (1813—1894), Французская школа. «Пастушка со стадом в поле». Холст, масло. Государственный Эрмитаж

пятница, 6 ноября 2009 г.

Л.Ф. Жодейко (1826-1878) - «Портрет молодой женщины»

Богатство никогда не было мерилом таланта в истории изобразительного искусства. Примеров даже сверхталантов в живописи, умиравших в нищете, достаточно. Сверхталантом Леонид Флорианович Жодейко не был. Был крепким мастером по написанию портретов и изображению бывших какое-то время популярными женских головок. Скончался же художник после тяжелой и продолжительной болезни в крайней бедности. Ее величество судьба распорядилась таким образом в отношении Л.Ф. Жодейко. Хотя бывала к нему и благосклонна. Подающий надежды портретист прошел курс в Академии художеств (1846—1854) под руководством профессора А.Т. Маркова. В 1858 году за картину "Умывающаяся девушка" Л.Ф. Жодейко присвоили звание академика портретной живописи. С середины 1850-х годов он — участник ежегодных академических выставок. Его работы ("Женская головка", 1865; "Портрет г. Фурругельм", 1868; "Два этюда женской головки", 1872; "Портрет самого художника", 1876; "Портрет госпожи Куликовой", 1877) приносят живописцу известность. К сожалению, болезнь лишает художника возможности работать, а затем и вовсе забирает в мир иной. Очарование былых творений Л.Ф. Жодейко, возможно, скрашивало ему последние дни.
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=361

Художник Л.Ф. Жодейко (1826-1878), Русская школа. «Портрет молодой женщины»Азербайджанский государственный музей искусства им. Р. Мустафаева

Сальватор Роза (1615—1673) - «Морской берег с разбойниками»



Художник Сальватор Роза (1615—1673), Итальянская школа «Морской берег с разбойниками» . Холст, масло. 52,5х91,5. Государственный Эрмитаж

Жмакин В.И. (род. 1828 г.), Соседов В.П. (род. 1929 г.)


Художники Жмакин В.И. (род. 1828 г.), Соседов В.П. (род. 1929 г.) Русская школа. «Узбекистан индустриальный». 1960 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.
 
Художник Жмакин В.И. (род. 1828 г.). Русская школа. «Женщина без паранджи».  (В первые годы Советского Узбекистана).