вторник, 2 февраля 2010 г.

Н.П. Ульянов (1875-1949) - «А.П. Чехов»

В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством. Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова"). Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947). Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга. Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.
Художник Николай Павлович Ульянов  (1875-1949),   Русская школа. «А.П. Чехов».

О.В. Толстой (род. 1927 г) - «Зреют хлеба».

Художник Олег Владимирович Толстой (род. 1927 г),   Русская школа. «Зреют хлеба».

Н.П. Толкунов - «Вручение Ф.Э. Дзержинскому постановления СНК об образовании ВЧК»

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, доцент. В 1942 г. окончил Московский художественный институт, учился у С. Герасимова. Участник всесоюзных , республиканских и областных художественных выставок с 1938 г. Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова с 1960 г. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, во многих региональных музеях и зарубежных коллекциях.
Художник Николай Павлович Толкунов (род. 1917 г.), Русская школа. «Вручение Ф.Э. Дзержинскому постановления СНК об образовании ВЧК».1953 г. Музей пограничных войск СССР. 20 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров принял постановление об организации Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК явилась органом диктатуры пролетариата по защите государственной безопасности Советской республики. Председателем ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский.

Елена Ильинична Табакова (род. 1919 г.) - «Весна»

Живописец. Член Союза художников СССР. Кандидат искусствоведения, доцент.
Дипломная работа в ВАХ - "Десант", оценка - отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено квалификация художника живописи. Учитель - Иогансон.
Художник Елена  Ильинична Табакова (род. 1919 г.),   Русская школа. «Весна».

Леонид Петрович Тихомиров (род. 1925 г.) - «Абрамцево. Май»

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник России, действительный член Международной академии "Творчество". В пейзажах художника обращение к лучшим традициям русской реалистической живописи середины XIX-XX вв., стремление вскрыть самую суть явления природы. Его наследие сегодня обогащает современную культуру давно знакомым и предельно понятным всем искусством. Творчество Л.П. Тихомирова на редкость устойчиво. Он строго и последовательно придерживается национальной традиции, черпающей вдохновение как в природе, так и в искусстве предшественников: передвижников и живописцев Союза русских художников. Широко известны его пейзажи и портреты, в том числе портрет балерины Галины Улановой.
Художник Леонид Петрович Тихомиров (род. 1925 г.),   Русская школа. «Абрамцево. Май».

понедельник, 1 февраля 2010 г.

Александр Григорьевич Тышлер (род. 1898 г.) - Эскиз декорации к пьесе В.А. Катанина «Они знали Маяковского»

Тышлер (Джин-Джих-Швиль) Александр Григорьевич [26.07.1898 (Мелитополь)- 1980  ].
Советский театральный художник, живописец и график, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).
Учился в Киевском художественном училище (1912-17). Член ОСТа (с 1925).
Работы Т. отличаются порой причудливой фантастикой и метафоричностью образов, декоративностью. В оформлении спектаклей Т. часто обращается к легко трансформируемым сценическим конструкциям, в основе которых лежит принцип устройства помоста народного площадного театра.
Некоторым, преимущественно станковым, работам Т. свойственны черты мистической символики, экспрессионистского, обостренно субъективного восприятия действительности.
Произведения: "Король Лир" Шекспира (1935), "Фрейлехс" З. Шнеера (1945; Государственная премия СССР, 1946) - оба в Московском еврейском театре; серии "Махновщина" (1922-65), "Фашизм" (1966-68). Награжден орденом "Знак Почёта".
Художник Александр Григорьевич Тышлер (род. 1898 г.),   Русская школа. Эскиз декорации к пьесе В.А. Катанина «Они знали Маяковского». Академический театр им. А.С. Пушкина. Ленинград.  1954 г. Бумага, акварель 66,5х90 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) - Эскиз декорации к опере И.И. Дзержинского «Надежда Светлова»

[31.7(13.8).1900, Москва, — 6.5.1948, там же], советский театральный художник и живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Учился в Петроградских свободных художественных мастерских (1918—21) у К. С. Петрова-Водкина. Среди работ Д.: "Егор Булычов и другие" Горького (1932) — в Театре им. Е. Вахтангова в Москве; "Анна Каренина" по Толстому (1937), "Три сестры" Чехова (1940), "Последняя жертва" А. Н. Островского (1944; Государственная премия СССР, 1946) — во МХАТе (где в 1941—1948 Д. — главный художник); "Пиковая дама" Чайковского (1931, 1944), "Вражья сила" Серова и "Проданная невеста" Сметаны (обе постановки — 1948; Государственная премия СССР, 1948, 1949) — в Большом театре в Москве; "Орлеанская дева" Чайковского (1945; Государственная премия СССР, 1946) — в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Д. было присуще глубокое проникновение в дух эпохи, умение тонкой, порой почти станковой живописностью декораций создать психологическую атмосферу спектакля. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.
Лит.: Костина Е. М., Дмитриев, М., 1957.
Художник Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948),   Русская школа. Эскиз декорации к опере И.И. Дзержинского «Надежда Светлова». Музыкальный театр им. К.С. Станиславкого и В.И. Немировича-Данченко. Москва.  1943 г. Холст, масло 57х70,5 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Н.Ф. Денисовский (25.02.1901 - 1981) - «Улица в Риге»

Денисовский Николай Федорович (1901, Москва – 1981, Москва) Заслуженный художник РСФСР.
Учился в СХПУ (1911 – 1917), во Вхутемасе в Москве у Г. Якулова (1918 – 1919).
По предложению Наркомпроса вместе с другими одиннадцатью первыми выпускниками Вхутемаса организовал Общество молодых художников (ОБМОХУ), располагавшееся
в бывшем магазине ювелира и миниатюриста Фаберже. Совместно с В. Маяковским
Н. Денисовский создаёт серию плакатов для Наркомздрава. Эта работа стала решающей
в судьбе художника, определила его «основной жанр» – плакат.
Кисти Денисовского принадлежит также целый ряд портретов государственных деятелей
и людей искусства. В годы первых пятилеток художник выпустил серию графических агитальбомов. Иллюстрировал немало книг, в том числе и первые издания произведений
В. Маяковского.
Во время Великой Отечественной войны стал одним из организаторов «Окон ТАСС», возродивших традиции «Окон РОСТА», оружием сатиры сражавшихся с врагом.
Н. Ф. Денисовский был доцентом живописи, заведующим кафедрой в Московском государственном институте прикладного и декоративного искусства, деканом живописного факультета художественно-технического института в Ленинграде.
Его произведения находятся в ГТГ, Пермской художественной галерее, Челябинской областной картинной галерее и других собраниях.
Художник Н.Ф. Денисовский (25.02.1901 - 1981),   Русская школа. «Улица в Риге».