Жан-Батист-Симеон Шарден (1693—1779)
«Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц. 3 к.
Французская школа
Прачка. Около 1737 г. Государственный Эрмитаж. Ленинград
Жан-Батист-Симеон Шарден, выдающийся французский художник XVIII века, посвятил свое творчество изображению жизни простых людей, принадлежащих, как и он сам, к третьему сословию. Органически связанный с ними своей жизнью, вкусами и симпатиями, сын ремесленника, скромный труженик, Шарден вводит зрителя в привычный повседневный мир их деятельности и забот. Эта глубокая личная привязанность художника к своим героям придает его картинам неповторимое лирическое обаяние. Ласковый внимательный взгляд Шардена подмечает не только характерность обычных действий людей, занятых домашним трудом, но и душевную красоту, мягкость, теплоту, благодаря чему скромные занятия обретают поэтическое содержание.
«Прачка», как и все жанровые композиции Шардена, очень проста по своему сюжету, Все здесь отвечает глубокой жизненной правде — и спокойные размеренные движения женщин, и выбор, и расположение предметов, и простота обстановки скромного жилища. Во всем, что изображено художником, чувствуется глубокая внутренняя взаимосвязь. Отдельные детали картины — кошка, настороженно следящая за чем-то, что отвлекло также внимание и ее хозяйки, метла в углу и другие — дополняют рассказ художника о мирном спокойном существовании человека. Тонко подобранные, неяркие краски объединяет мягкий, рассеянный свет, создающий особое ощущение тишины, покоя и домашнего уюта.
Ж а н-Б а т и с т-Симеон Шарден (1693—17 Французская школа.
«Советский художник» Москва 1965 9-1747. Ц, 3 к.
Натюрморт (атрибуты искусства). Около 1766
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва
Натюрморты Шардена — одна из вершин реалистической живописи Европы XVIII века. Художник уделяет им в своем творчестве не меньшее внимание, чем своим жанровым сценам. Обычно примером его изображения служит незатейливая утварь домашнего обихода или веши, связанные с интеллектуальной деятельностью человека. В отличие от его голландских предшественников Шардена интересует не столько неповторимое своеобразие форм предметов, их строения, материала, поверхности, сколько сопричастность предметов жизни человека, их взаимосвязи. Одухотворенность его натюрмортов, их тонкий лиризм проистекают от особого ощущения интимности, близости этой связи; кажется, что изображенные Шарденом вещи несут на себе следы прикосновения рук человека, отзвуки его душевного состояния, желаний, интересов.
«Атрибуты искусства»—это изображение предметов, которыми пользуются художники. Это не рабочие инструменты, а вещи, которые раскрывают мир духовных и художнических интересов Шардена,—гравюры, книги, рисунки, гипсовая голова Меркурия работы его современника — скульптора Пигаля, словом то, что способно вдохновить художника в процессе творчества. Шарден блестяще соединяет сочиненность композиции со свободой и естественностью расположения предметов.
Мягкий, но звучный колорит, золотистый свет, окутывающий натюрморт, усиливают ощущение интимности и душевной теплоты.
См. также:
Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779)