пятница, 25 июня 2010 г.
Франсуа Рейкхальс (после 1600—1647) - "Плоды и омар на столе"
Художник Франсуа Рейкхальс (после 1600—1647) - "Плоды и омар на столе". 1640 г. Дерево, масло. 70х118 см.. Ленинград. Государственный Эрмитаж. Голландская школа
Ярлыки:
голландская школа,
Эрмитаж
четверг, 24 июня 2010 г.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Художник Леонардо да Винчи (1452-1519), Итальянская школа . «Портрет Моны Лизы Джоконды» 1503—1506 гг. Лувр. Париж
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в Винчи близ Флоренции, учился у знаменитого флорентийского скульптора и живописца Андреа Вероккио, работал в различных городах Италии. Незадолго до смерти По приглашению французского короля Франциска I переехал во Францию, где и умер в замке Амбуаз в 1519 г.
Портрет жены неаполитанского купца Моны Лизы Джоконды был написан Леонардо во Флоренции в 1503—1506 гг. Леонардо работал над ним в течение почти 4-х лет. Труднейшая задача, которую поставил великий художник, сводилась к тому, чтобы на картине был запечатлен не один какой-либо момент состояния человека, а сложный и длительный процесс его душевной жизни. Рас-сказывали, что Леонардо во время работы приглашал музыкантов, артистов, шутов, чтобы развлечь Джоконду и увидеть на ее лице проявление различных чувств. Леонардо открыл светотень как новое изобразительное средство, позволявшее выявить в портрете скрытый психологический мир человека. Легкая дымка — «сфумато» — окутала всю фигуру молодой женщины. Это «сфумато» создает неуловимую эмоциональную среду и подобно музыке вызывает в нас ощущение внутреннего богатства человека.
Нежнейшей светотеневой лепкой лица Леонардо достигает изумительной мягкости переходов и дает почувствовать не только теплоту ее кожи, но и, по словам Вазари, как бы биение пульса. Классически строгая построенность портрета, чеканный силуэт и линейные ритмы сообщают образу Джоконды величавость и цельность. Однако ее нежная улыбка в соединении с открытым взглядом умных, чуть насмешливых глаз и «сфумато» раскрывают противоречивость, зыбкость и многогранность ее натуры. Именно эта неуловимость скрытых чувств заставляет многих критиков находить образ Моны Лизы загадочным и таинственным.
«Советский художник» Москва 1965 9-95. Ц. 3 к.
Художник Леонардо да Винчи (1452-1519), Итальянская школа . «Тайная Вечеря» 1497—1498 гг. Фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане
Фреска «Тайная вечеря» — самое прославленное произведение Леонардо да Винчи. В этой стенной росписи Леонардо использует евангельскую легенду о последней трапезе Христа с учениками. Однако традиционный сюжет претворен великим художником в событие человеческого значения, потому что он трактует его как психологический конфликт между благородством и низостью, верностью и предательством, как разоблачение и осуждение зла.
Фигура Христа помещена в середине, на фоне самого большого окна, к ней сходятся все линии перспективы, она является смысловым центром всей картины. Христос только что произнес свои слова: «Один из вас предаст меня». Апостолы, встревоженные его предсказанием, испытывают глубочайшее волнение, проявляющееся у каждого в зависимости от его характера и темперамента.
Размещенные группами по три человека, согласно строгому композиционному порядку, они вместе с тем вносят в картину основной драматический накал. Их жесты, мимика выражают сложную гамму испытываемых ими чувств. Особенно выразительна группа по правую руку от Христа. Кроткий Павел опускает глаза, вспыльчивый, неукротимый Петр хватается за нож, испуганный Иуда отпрянул в ужасе, сжимая кошель с деньгами. Его зловещий профиль дан рядом с юношеским лицом Иоанна, что позволяет сразу выделить его среди остальных учеников. Никогда еще в истории искусства не было столь сильного изображения человеческих страстей, многообразных в своей пластической выразительности.
Роспись «Тайная вечеря» написана с необычайной живописной тонкостью, богатством цветовых оттенков и рефлексов, редких в стенной росписи, и может быть отнесена к числу самых великих творений монументального искусства.
«Советский художник» Москва 1965 9-95. Ц. 3 к.
См. также:
Леонардо да Винчи (1452-1519) - «Мадонна Литта»
Ярлыки:
Итальянская школа,
Лувр
Василий Васильевич Верещагин (1842—1904)
Художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) - «У крепостной стены "Пусть войдут"». 1871 г. Государственная Третьяковская галерея. Русская школа |
Художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) - «Забытый солдат». 1881-1885 гг. Холст, масло. 455х293 см. Николаевский Государственный художественный музей им. В.В. Верещагина |
См. также:
Верещагин В.В.
Ярлыки:
ВЕРЕЩАГИН,
Верещагин В.В.,
ГТГ,
Николаев,
русская школа
среда, 23 июня 2010 г.
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Портрет Аньоло Дони»
Художник РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Портрет Аньоло Дони». Галерея Питти, Флоренция. Итальянская школа
См. также:
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
См. также:
РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
Ярлыки:
Итальянская школа,
Питти,
Рафаэль
Пьетро да Кортона (1596—1669)- Деталь плафона палаццо Питти во Флоренции
Художник Пьетро да Кортона (1596—1669)- Деталь плафона палаццо Питти во Флоренции. 1641—1647 гг. Итальянская школа
А-09986-64 г. 9-153. 3 411. Экспер. тип. Тираж 21 ООО. Цена 3 коп.
Монументальная живопись получила в Италии XVII века особенно широкое распространение. Однако задачи ее во многом отличны от задач монументальной живописи эпохи Возрождения. Пьетро да Кортона и другие художники-монументалисты разрабатывают новую систему декоративного ансамбля: их живопись не только не подчеркивает плоскость стены, а, напротив, стремится создать обманчивое впечатление пространственной глубины. Это прежде всего относится к росписи потолков—плафонов. Расположение фигур в сложных ракурсах, перспективное построение пространства, изображение неба с клубящимися облаками — все это создает иллюзию продолжения архитектурных форм интерьера, зрительно расширяет внутреннее пространство здания, создавая пышное и захватывающее зрелище. Для росписей плафонов чаще всего использовались мифологические или аллегорические сюжеты. На плафоне палаццо Питти Кортона изобразил аллегорические фигуры, олицетворяющие «Золотой и серебряный века». Художник обнаруживает замечательное мастерство в передаче фигур в сложных ракурсах. в умении располагать их в ритмически сопоставленные группы. Плафоны, выполненные Пьетро да Кортона, отличаются хорошим вкусом, они лишены вычурности и перегрузки деталями, что отчасти было характерно для других мастеров итальянской декоративной живописи XVII века.
См. также:
ПЬЕТРО ДА КОРТОНА (1596—1669)
Ярлыки:
Итальянская школа,
Питти
Микеланджело да Караваджо (1573-1610) - «Мученичество апостола Петра»
Художник Микеланджело да Караваджо (1573-1610) - «Мученичество апостола Петра».
Холст, масло. 230X175. Рим. Церковь Санта Мария дель Пополо. Итальянская школаВ 1600—1601 гг. Караваджо выполнил две большие картины для украшения боковых стен капеллы Черази в римской церкви Санта Мария дель Пополо. Первоначально написанные Караваджо картины не понравились заказчикам за «отсутствие благородства» и не были приняты. Ему пришлось написать новые. На одном из полотен изображено «Мученичество апостола Петра». В этой картине на тему евангельской легенды художник создал реалистический образ сильного человека. Напряжение тел палачей, поднимающих крест, построение композиции по диагонали, как бы разворачивающее движение в глубину, контрасты света и тени создают ощущение борьбы сильных земных страстей, столь характерное для многих произведений Караваджо. Человеческие фигуры заполняют все пространство картины, что придает ей исключительную монументальность. Поражает мастерство Караваджо: точный рисунок, построение фигур в пространственных сокращениях, колористическое богатство насыщенных желтых и синих, словно пылающих, тонов, усиливающих эмоциональное напряжение изображаемой сцены.
См. также:
МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610)
Аннибале Карраччи (1560—1609) - "Отдых на пути в Египет"
Художник Аннибале Карраччи (1560—1609) - "Отдых на пути в Египет". Около 1600 г. Холст, масло. Круг, диам. 82,5. Ленинград. Государственный Эрмитаж. Итальянская школа
А-09986-64 г. 9-153. 3 411.
Экспер тип. Тираж 21 ООО. Цена 3 коп.
Картина написана на евангельский сюжет В композиции отчетливо видно воздействие на искусство А. Карраччи творчества Рафаэля и венецианских художников Высокою Возрождения. Тип мадонны вызывает в памяти образы мадонн Рафаэля, да и сама композиция в форме тондо (круг) была типична для картин великих мастеров Возрождения. А. Карраччи с большим профессиональным уменьем вписывает фигуры в круг: позы Марии и ангелов как бы создают ритм полукруглых линий, вторящий форме композиции. Слитность фигур с пейзажем и та роль, которую художник отводит изображению природы, несомненно навеяны искусством венецианцев XVI века. А. Карраччи сделал пейзаж средой, в которой существуют его герои. Величавое и умиротворенное состояние природы перекликается с настроением персонажей. Аннибале Карраччи по праву можно назвать одним из основоположников классического пейзажа.
См. также:
Аннибале Карраччи (1560-1609)
вторник, 22 июня 2010 г.
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Художник ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640). «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпена». Эскиз. Дерево, масло. 28х37 см. Фламандская школа. Киевский музей западного и восточного искусства
Художник ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640) «Портрет Елены Фоурмен с детьми». Ок. 1637 Париж. Лувр«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 ООО. 5-я т. 3. 1392. 2 1 2 1 2 8 1
В последнее десятилетие жизни великого художника настает период высшей зрелости и совершенства его художественного мастерства. Несмотря на тяжелую болезнь, его художественная деятельность не теряет своей напряженной интенсивности. Он выполняет большие заказы, целые серии картин для Испании и Англии, создает в эскизах грандиозный проект праздничного оформления Антверпена. Но вместе с тем его все более привлекает интимная, лирическая сторона жизни, красота человеческих взаимоотношений. Тема любви и счастья в творчестве Рубенса звучит с новой силой и вызвана отчасти страстной привязанностью к его второй жене, прелестной Елене Фоурмен. Несмотря на разницу возрастов, поздний брак Рубенса был счастливым союзом красоты и таланта. Художник оставил много портретов этой белокурой цветущей красавицы с полным нежным телом, воплощение здоровья, женской прелести, душевной безмятежности. Своей волшебной кистью великий живописец стремился передать как бы само благоухание ее дивной атласной кожи, теплоту легкого розового румянца, пушистую россыпь коротких золотистых волос.
«Портрет Елены Фоурмен с детьми» может быть отнесен к подлинным шедеврам европейской живописи. Молодая женщина сидит в кресле, обнимая маленького сына, старшая девочка стоит около ее колен, следя за порхающей птичкой, привязанной за веревочку. Портрет остался незаконченным — намеренно или случайно, мы не знаем.
Пленительная красота и святость материнства впервые раскрыты художником в образе земной женщины, а не мадонны. На фоне портрета видна колонна, частый атрибут в парадных портретах Рубенса, но по всей видимости, нежная трогательность сцены заставила художника отказаться от обычных приемов завершения картины, оставив все недосозданным, недосказанным, в чуть мечтательной дымке.
Художник ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640). «Умирающая Клеопатра». Фламандская школа. Потсдам. Дворец Сан-СусиХудожник ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577—1640). «Пастушечья сцена». 1636-1638 гг. Холст, масло. 114х91 см. Фламандская школа. Государственный Эрмитаж.«Портрет Елены Фоурмен с детьми» может быть отнесен к подлинным шедеврам европейской живописи. Молодая женщина сидит в кресле, обнимая маленького сына, старшая девочка стоит около ее колен, следя за порхающей птичкой, привязанной за веревочку. Портрет остался незаконченным — намеренно или случайно, мы не знаем.
Пленительная красота и святость материнства впервые раскрыты художником в образе земной женщины, а не мадонны. На фоне портрета видна колонна, частый атрибут в парадных портретах Рубенса, но по всей видимости, нежная трогательность сцены заставила художника отказаться от обычных приемов завершения картины, оставив все недосозданным, недосказанным, в чуть мечтательной дымке.
См. также
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)
Ярлыки:
Киев,
Лувр,
Питер-Пауль Рубенс (1577—1640),
Потсдам,
Фламандская школа,
Эрмитаж
Подписаться на:
Сообщения (Atom)