понедельник, 12 июля 2010 г.

Американская гравюра - 1

Из проспекта выставки американской гравюры в Ленинграде:
До второй половины XiX века гравюра играла основную роль в иллюстрации книг, брошюр и газет. Однако с появлением фотографии и фотографирования гравюра по дереву, офорт и литография утратили своё было значение как единственное средство воспроизведения изображений и с тех пор стали исключительным достоянием художников. 
За последние несколько десятков лет в американской графике наблюдается возрождение эстампа, проходящее так бурно и продуктивно, что сейчас  художественная гравюра приобрела небывалое ещё значение. Всё больше живописцев и скульпторов главным образом проявляют свой талант за гравировальным станком. Одни придерживаются традиционных методов, другие проводят смелые эксперименты с новыми инструментами, материалами, приёмами. Среди новых методов особенно интересны: гравировка по люциту (твёрдая прозрачная пластмасса), использование картона для рельефности и замена резца проволочной сеткой. 
Поиски новых методов и стилей характерны для американских гравёров наших дней. У современной гравюры немного общего со скромным одноцветным оттиском, знакомым нам с XV века. Она отличается багатой гаммой красок и искусным оформлением, не уступающими другим формам изобразительных искусств. 
Многие художники- гравёры занимаются и педагогической деятельностью. Они работают в графических мастерских разбросанных по всей стране, и преподают в высших учебных заведениях, где графическое искусство часто включается в учебную программу. Не меньший интерес к графике проявляет и публика. Ежегодно растёт число выставок графики, устраиваемых музеями, картинными галереями, учебными заведениями. Значительно увеличился спрос на гравюры у населения, которое покупает по доступным ценам подлинники художественных произведений.
Гэро Энтризиан
"Лаймы, листва и цветы", литография, 1959 год (64,7 х 87,6 см).

суббота, 10 июля 2010 г.

ПАБЛО ПИКАССО И РУИС (1881—1973) - «Портрет Сюзанны Брох»

ПАБЛО ПИКАССО И РУИС (1881—1973)
Испанская школа
«Портрет Сюзанны Брох». 1904
Холст, масло. 65 X 54
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Крупнейший мастер двадцатого столетия, острый самобытный талант которого определил почти все основные направления в живописи первой половины века, активный борец за мир и яркая личность эпохи, Пабло Пикассо родился в испанском городе Малаге. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, преподавателя рисования Хосе Руиса Бласко, затем учился в Школе искусств в Барселоне и Академии живописи в Мадриде. В 1901 году Пикассо в первый раз приехал в Париж и сразу' попал в гущу различных художественных течений начала века. Спустя год Пикассо навсегда переезжает во Францию, живет там всю оставшуюся жизнь и умирает во французском городе Мужене. «Голубой период» в творчестве Пикассо — это своего рода ностальгия по Испании, стране его детства и юности. Именно к этому периоду относится и репродуцируемый «Портрет Сюзанны Брох», выполненный в лучших традициях европейского портретного искусства. В поисках монументального образа художник прибегает к обобщенным формам: плотной массой падают иссиня-черные волосы, обрамляющие сильное волевое лицо. Глубокий темно-синий фон, переходящий в черный, кажется сгущенной атмосферой, в которой невозможно дышать: молодая женщина с трудом поворачивает к зрителю свою тяжелую голову. Драматизм доходит здесь до космической вневременной отстраненности, что не мешает, однако, живо чувствовать индивидуальность портретируемой.
© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЕРНЕР (1775—1851) - «Замок Кэрнарвон»

ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЕРНЕР (1775—1851)
Английская школа
«Замок Кэрнарвон»
Холст, масло. 96 X 140
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


В историю европейского искусства Тернер вошел как один из крупнейших представителей английской пейзажной школы. Уже во второй половине XVIII века в творчестве таких ведущих живописцев Англии, как Рейнолдс и Гейнсборо, заметно пристальное внимание к природе. Но отдельным жанром пейзаж становится лишь с приходом в английское искусство двух художников — Констебла и Тернера. Если Констебл был родоначальником реалистического пейзажа (он первым стал заканчивать работы на натуре), то Тернер интерпретировал состояние природы: его пейзажи — результат романтического переосмысления окружающего мира, что сближает художника с английскими романтиками в литературе.

Тернер родился в Лондоне, он не получил систематического школьного образования, но, будучи одержим искусством, закончил школу при королевской Академии художеств и стал действительным членом Академии. Живописные поиски Тернера во многом предвосхитили появление импрессионистов. Особенно пристально его творчество изучал Клод Моне. В поздних произведениях Тернера все мысли и чувства художника направлены на передачу атмосферы, окутывающей предметы. Именно к этому периоду принадлежит и полотно «Замок Кэрнарвон», в котором силуэты башен замка почти сливаются с очертаниями мачт и парусов рыбачьих шхун, отчего все изображенное в картине кажется миражем, напоминающим видения фантастических кораблей из морских легенд о Летучем голландце

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.

ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

пятница, 9 июля 2010 г.

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839—1906) - «Большая пиния»

ПОЛЬ СЕЗАНН (1839—1906)
Французская школа
«Большая пиния» (Пейзаж в Эстаке). Около 1892
Холст, масло. 84 X 92
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Поль Сезанн родился в зажиточной семье на юге Франции, в городе Эксе. В 1861 году он приезжает в Париж и поступает в Академию Сюиса, где сближается с Камилем Писсарро, в будущем одним из пяти ведущих импрессионистов. В 1879 году Сезанн возвращается на родину в Прованс и в течение двадцати семи лет почти безвыездно живет там, участвуя в выставках импрессионистов. Художник создал свою собственную живописную систему, оказавшую большое влияние на искусство будущих поколений. Главной задачей его творчества были поиски внутренней закономерности связей живой материи, стремление привести в гармонию все многообразие рассеянных в природе форм и объемов, пластически воссоздать средствами живописи целостный облик видимого мира.

Пейзажи, аналогичные «Большой пинии» из Сан-Паулу, хранятся также в музеях других стран. Не случайно Сезанн писал, что он «любит это дерево, как старого друга». Приведенная в уравновешенную композицию структура пространства, соединившая в себе статику и динамику форм, рождает собирательный образ дерева вообще. Однако материальная достоверность изображенного заставляет нас видеть в картине именно данную пинию, что, несомненно, расширяет рамки одного жанра: пейзаж с деревом воспринимается как портрет этого дерева. Его застылая тяжеловесная вещность напоминает статичные объемные структуры предметов на многочисленных сезанновских натюрмортах

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к

См. также:

Клод Моне (1840-1926) - «В лодке»


КЛОД МОНЕ (1840—1926)
Французская школа
«В лодке». Около 1874
Холст, масло. 133 X145
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия

Оскар Клод Моне родился в Гавре в зажиточной буржуазной семье. Свой путь художника он начал с карикатур, на которые случайно обратил внимание известный в то время мастер Эжен Буден, посоветовавший юному карикатуристу учиться живописи. Против воли родителей Моне едет в Париж и поступает в Академию Сюиса. Но его пребывание там было вскоре прервано двухлетней службой в армии в Африке. В 1862 году Моне снова в Париже: он окончательно порывает с родителями, отказывается от ненавистного ему имени Оскар, поступает в мастерскую известного преподавателя живописи швейцарца Глейра, где знакомится со своими будущими единомышленниками Базилем, Ренуаром и Сислеем, и в художественной среде Парижа появляется новое имя — Клод Моне. Весной 1874 года в помещении, арендованном в центре Больших бульваров фотографом Надаром, открывается организованная только что покинувшими мастерскую Глейра молодыми живописцами выставка, которой суждено было стать очередным знамением века. Клод Моне представил на ней ставшее затем программным полотно «Впечатление. Восход солнца», которое дало название целому направлению (по-французски I`impression — впечатление) в живописи второй половины девятнадцатого столетия.

Полотно «В лодке» было написано в Аржантейе. В нем художник ставит перед собой задачу сделать человеческую фигуру частью пейзажа, окутать ее воздухом и светом, добиться естественного слияния красок живой и неживой материи, сделать картину частицей жизни, кусочком бытия. В одном из писем Моне писал: «Я опять взялся за невозможное: воду с травой, которая колеблется в ее глубине. Когда смотришь — чудесное зрелище, но можно сойти с ума, когда пытаешься написать»

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:

четверг, 8 июля 2010 г.

Эдуард Мане (1832-1883) - «Амазонка»

ЭДУАРД МАНЕ (1832—1893)
Французская школа
«Амазонка» . Около 1875
Холст, масло. 90x116
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Эдуард Мане — блестящий мастер-реалист, определивший развитие французской живописи второй половины девятнадцатого столетия, родился в Париже в семье судьи департамента Сены. Родители мечтали для сына о карьере юриста, но Эдуард Мане после трехмесячного пребывания юнгой на борту учебного корабля, добился согласия отца на поступление в Школу изящных искусств в мастерскую знаменитого в свое время салонного живописца Тома Кутюра. Однако настоящую школу Мане прошел в Лувре, копируя старых мастеров. В 1856 году он предпринял путешествие в Голландию, Германию и Австрию, а в 1865 — в Испанию. Новаторские полотна художника вызывали протест у буржуазной публики. В защиту творчества Мане выступил французский писатель Эмиль Золя: его поддержку искусства молодого мастера трудно переоценить. Колористические открытия Мане оказали огромное воздействие на будущих импрессионистов, которые считали его своим учителем.

Картина «Амазонка» представляет собой композиционный портрет жены художника, в девичестве Сюзанны Лен-хоф, известной пианистки, о таланте которой с похвалой отзывался великий Ференц Лист. Портрет написан с большой нежностью, мастер словно любуется моделью. Об отношении художника к жене красноречиво свидетельствует такой биографический факт. Во время франко-прусской войны 1870 года три брата Мане ушли волонтерами защищать Париж. 23 ноября 1870 года Эдуард Мане пишет жене из осажденного Парижа: «Я наполнил комнату твоими портретами... обнимаю тебя так же сильно, как я тебя люблю...»

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:


ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828) - «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте»

ФРАНСИСКО ГОЙЯ И ЛУСИЕНТЕС (1746—1828) Испанская школа «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» Холст, масло. 189 X 114 Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


Франсиско Гойя — один из величайших художников мира, творчество которого знаменует новый взлет испанского искусства на рубеже XVIII и XIX веков. Гойя продолжил традиции испанских мастеров семнадцатого столетия, золотого века ее культуры, и прежде всего Веласкеса. Романтический реализм Гойи активно противостоит современному ему академическому искусству с его жесткими канонами, ставшими впоследствии тормозом поступательного развития европейского искусства. Творчество Гойи разнообразно, диапазон его исканий необычайно широк: превосходный портретист, автор драматических композиций и праздничных полотен, настенных росписей и графических серий, он вошел в историю искусства как блестящий живописец с неповторимой и яркой индивидуальностью, со сложным, до конца неразгаданным до сих пор духовным миром.

Портрет занимает особое место в творчестве Гойи. В последний период жизни художник писал только близких ему по душевному складу людей. К таким портретам относится и «Портрет дона Хуана Антонио Льоренте» — священника-энциклопедиста, друга художника, так же как и он, страдавшего из-за несовершенства политической и культурной жизни страны, задавленной реакцией. В этом портрете Гойя уходит от изображения аксессуаров, мешающих передаче психологии модели: лишь красная лента с висящим на ней орденом, кольцо на пальце и смятый платок в руке оживляют коричнево-черную гамму картины. Из этого темного пространства светлым, розово-охристым тоном вырывается лицо Льоренте — мягкой лепки, с живыми темными глазами и приветливо-улыбчивым ртом

© «Изобразительное искусство». Москва. 1988 9-2076. 130000. 1837. 5 к.
ОТПРАВЛЯТЬ ПО ПОЧТЕ ТОЛЬКО В КОНВЕРТЕ

См. также:
ФРАНСИСКО ДЕ ГОЙЯ (1746—1828)

среда, 7 июля 2010 г.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890) - «Прогулка в сумерках»

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853—1890)
Голландская школа
«Прогулка в сумерках». 1889
Холст, масло. 49 X 45
Музей искусств в Сан-Паулу. Бразилия


В бразильском музее хранятся три полотна трагического арльского периода в творчестве замечательного голландского живописца Винсента Ван Гога, которого по праву считают своим художником и французы.

Винсент Ван Гог родился в Голландии в семье сельского пастора. Умер художник на юге Франции. В шестнадцать лет Ван Гог покинул родной дом, поступив продавцом в гаагский художественный салон, затем некоторое время был воспитателем в частной школе в Англии, продавцом книжного магазина в Дортрехте и проповедником Евангелия в Боринаже, угольном районе Бельгии. Именно здесь он начал делать зарисовки, упорно овладевая мастерством рисунка. В 1885 году появились первые живописные произведения Ван Гога. В 1886 году художник приехал в Париж.

Полотно «Прогулка в сумерках», написанное во время пребывания в больнице Сен-Реми, относится к серии пейзажей с оливковыми деревьями. Стремление передать состояние наступающей ночи, порождающей беспокойство и тревогу, отчетливо звучит в напряженном пафосе оранжево-синего колорита, неустойчиво повисшем, как бы затянутом вуалью серпе луны, в притаившихся купах деревьев, в нервной жестикуляции рук идущей пары, как будто ускорившей шаги. Сопоставлением двух основных цветов — желтого и синего — и промежуточного — зеленого — художник добивается высшей степени эмоционального накала. Одержимость, с какой Ван Гог отдавался живописи, звучит в его словах: «... я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка»