суббота, 19 февраля 2011 г.

Леонид Иванович Соломаткин

Из Википедии: Леонид Иванович Соломаткин (1837, Суджа, Курская губерния — 1883, Санкт-Петербург) — русский художник середины XIX века, жанрист.
Родился в бедной семье. Осиротел в юном возрасте и был вынужден много работать. Был чумаком, благодаря чему посетил множество российских городов и деревень. Благодаря той среде, в которой он жил, Леонид Соломаткин прекрасно разбирался в народной жизни, что отразилось на его творчестве.
Соломаткин начал рисовать и делать наброски ещё будучи чумаком. В 1855 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился живописи до 1860 года. В 1861—1866 является вольноприходящим учеником Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году за картину «Именины дьячка» получил малую серебряную медаль.
Художник писал жанровые сцены из жизни простого народа. Одной из самых известных его работ является картина «Славильщики-городовые» (1864), которая впоследствии выдержала ряд авторских повторений. Среди других его работ: «Охотник» (1861), «У питейного дома» (1867), «Постоялый двор» (1870), «Пирушка», «За пенсией» (обе 1878).
Несмотря на получение художественного образования, Леонид Соломаткин вплоть до самой кончины вёл бедное существование, и даже не всегда имел постоянное место для ночлега. Умер художник в больнице для бедных в 1883 году и похоронен 6 (18) июня.
Исследователи отмечают, что Соломаткин испытал на себе влияние жанровой живописи В. Г. Перова и творчества малых голландцев, которое он изучал в Эрмитаже. Автору присуща чёткость рисунка и яркость и насыщенность колорита.
 Славильщики-городовые - именно эта картина принесла художнику первый успех
 Масленница
 Метель
 Утро у трактира
 Препровождение арестованных
Зимние картины Леонида Соломаткина прямо таки заставляют чувствовать мороз, а в такой мороз совсем неплохо обзавестись приличной шубой, тем более что сейчас наступает сезон распродаж зимней одежды. Вот: дешевые шубы из норки скидки , чего бы не воспользоваться.
Однако зима скоро пройдёт и  настанет дачный сезон, а там надо подновить теплицы, чтобы овощи пораньше созрели и на столе появились свежие витамины. А теплицым нужна недорогая пленка полиэтиленовая с доставкой.
Ну, а тут ещё имеются предложения по оборудованию домов, квартир и магазинов рулонными ставнями и воротами, посмотрите рольставни установка цены, насколько выгодны эти предложения.

ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ

Загонек В.Ф. Начало пахоты 1976 г. 47х50.
«Рябинушка», «Утром», «Моросит» — за каждым из этих названий встает богатый красками, эмоционально выразительный, пронизанный тонким душевным лиризмом образный мир, созданный мастерством и вдохновенным творчеством художника Вячеслава Францевича Загонека. Каждая его картина, словно песня, сложенная о родной земле, — то величественная, как громады Тянь-Шзньских гор, то незатейливая и скромная, как суровая природа северного  холодного края. А то ласковая, с  легкой печалью и в то же время  звучащая радостным, звонким напевом, как белоствольная русская береза, что рождает в душе человека столько незабываемых национальных образов и ассоциаций.
В своем творчестве В. Загонек продолжает традиции мастеров русской пейзажной школы, таких, как И. Левитан и В. Серов, К. Коровин н М.Нестеров Художник любиг и знает Россию, чувствует ее всем сердцем своим. Глядя на его картины, мы словно вдыхаем аромат черемухи, что стоит, будто заневестившись, в нежном прозрачно-белом уборе, бродим по рощам и перелескам, что тихо смотрятся  в зеркало талых весенних вод, любуемся дрожащими тонкими осинками и задумчивой голубизной рек и озер, деревенскими бревенчатыми избами и густой чернотой бескрайних пашен  — всем тем, что составляет душу земли русской. Не сразу стал Вячеслав Загонек пейзажистом. Поначалу еще мальчишкой, занимаясь в Доме художественного воспитания детей под руководством А. Эберлинга - ученика И. Е. Репина, он увлекся  портретом. На конкурсе юных дарований в 1933 году Слава получил первую премию за автопортрет. серию рисунков, портреты товарищей. О пейзажах юный художник тогда и не помышлял. Он рос в Ленинграде и, как всякий городской паренек, общался с природой лишь в короткое время школьных каникул. Мать мальчика была крестьянкой, но, переехав в город. она редко бывала в родных местах. Зато каждая недолгая поездка а деревню оставляла в душе Славы неизгладимый след. Он любовался красотой леса, прислушивался к говорливому журчанию речки подолгу лежал в душистом сене, наблюдая за бесконечной изменчивостью пушистых облаков. Но выразить свои чувства. навеянные природой, он еще не умел.
В.Ф. Загонек. Берёзы. 1955 г. 50х70
Пройдут годы, прежде чем  Б.Загонек услышит, как неодолимо влечет его к себе русская земля, как зовет его, требуя, чтобы он сказал о ней свое слово. В дипломной работе, выполненной в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, молодой художник обращается к теме, которая пройдет затем через всю его творческую жизнь. Картина называлась «Весна в колхозе». В этом жанровом полотне поэтическое видение  мира сливалось с романтикой повседневного труда. Живописцу удалось передать здесь радостное ощущение жизни, весеннего солнечного дня. Природа и человек органично слились в творчестве В Загонека, навсегда вошли в образный мир его произведений.
Одна за другой рождаются в мастерской художника пейзажи- картины — тот особый жанр, который дает возможность не только передать красоту природы, но и  выразить в ней настроение, сложный мир чувств. Палитра В. Загонека начинает звучать интимной музыкой человеческих переживаний и раздумий. «Весенний день» — первая картина, экспонировавшаяся на Всесоюзной художественной выставке в Москве, «Удетают», «Октябрь», «На берегах Онеги», «Зимка», «Начало весны» — в  каждом из этих полотен все более ярко и полно проявляется лирическое дарование живописца.
Мы сидим в мастерской В. Загонека. Из объемистой папки одну за другой он достает фотография, сделанные с его картин. Изображение на снимках — черно-белое, и потому трудно судить о той многоцветной игре красок, которая оживляла эти произведения. Созданные руками мастера, они разлетелись по многочисленным музеям нашей страны. «Рябинушка» отправилась в Пермь, «Утро», «Гроза прошла». «Цветет черемуха» находятся в Русском музее.— В своих картинах, — рассказывает художник, — мне всегда хотелось передать то восхищение, которое охватывает человека, когда он остается наедине с природой родной Отчизны, выразить уважение моему современнику — человеку труда. Я всегда стремился раскрыть духовную красоту советских людей, их неразрывную связь с природой, показать, как в повседневной, будничной работе они находят счастье и радость.
В.Ф. Загонек. Начало мая.  1969 г.
Художник протягивает мне свою работу детских лет — небольшой портрет деревенского мальчишки с ясным взглядом и каштановой прядью волос. Это двоюродный брат Вячеслава Францевича — Саша. Молодым пареньком ушел он в партизанский отряд и был убит в  одной из схваток с фашистами. Много лет вынашивал живописец мысль о создании картины, которая явилась бы достойной памятью погибшему. И не только ему, но и всем тем, чью жизнь оборвала война, кто никогда больше не улыбнется солнечному утру, птичьему гомону, буйному весеннему цветенью.А на мольберте стоит готовая картина. В центре ее — мальчишка, стройный и тонкий, как молодое деревцо. Его лицо уже тронул легкий загар. Он только что зачерпнул воду из веселого ручейка, и она выплескивается из переполненного ведра. А паренек замер, захваченный нежной красотой цветущей черемухи. Его губы тронула восторженная и чуть удивленная улыбка, радостно блестят голубые глаза. Я смотрю на полотно и вдруг вижу уже знакомые черты мальчишки с ясным взглядом и каштановой прядью волос. Он стоит, освещенный лучами заходящего солнца, как олицетворение юности, поэзии и весны.Художник назвал картину — «Май». Она будет экспонироваться на зональной юбилейной выставке. Второе полотно, которое готовит В. Загонек к предстоящему вернисажу, — «Майские дожди» как бы продолжает тему весны и  созидательного труда.
В.Ф.Загонек в своей мастерской
Сегодня Вячеславу Францевичу исполнилось 50 лет. За его плечами большая и порой нелегкая творческая жизнь. Он постоянный участник ленинградских и всесоюзных художественных выставок. Его работы экспонировались во многих городах страны и за рубежом. За заслуги, достигнутые живописцем в области изобразительного искусства, ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР.
И МИКИТА
Фото А. Стельмаха
Статья была напечатана в газете "Вечерний Ленинград" №292, 16 декабря 1969 года.

пятница, 18 февраля 2011 г.

Послевоенное и современное искусство

16 февраля в Лондоне аукционный дом Кристи провёл торги произведений послевоенного и современного искусства. Всего было представлено 58 лотов. В том числе:
Мартиал Райсс (Raysse) (род. 1936). В прошлом году на Капри (экзотическое). Две подписи и надпись  "'MARTIAL RAYSSE "L'année dernière à Capri" (titre exotique)" (на обороте).
Масло, коллаж бумаги и расписные деревянные рамки на панели. 72 3 / 8 х 53 дюйма. (184 х 134.6 см). Исполнено  в 1962 году. Продано за £4,073,250  ($6,582,372)




Жан-Мишель Баския (1960-1988) (Jean-Michel Basquiat (1960-1988)).  Без названия. Подпись и дата "Жан-Мишель Баския 81"(на обороте). Акрил, коллаж бумаги и oilstick на холсте. 43 ½ х 32 дюймов. (111 х 81 см). Исполнено в 1981 году. Продано за  £1,833,250 ($2,962,532)
Жан-Мишель Баския (1960-1988). Свинцова пластинка с отверстием. Подпись, надпись  "Баския 1984  и "LEAD PLATE WITH HOLE" (на обороте). Акриловая краска и шелкография на холсте.  86 х 68 дюйма. (218,5 х 172.5 см). Исполнено в 1984 году. Продано за  £2,057,250 ($3,324,516)
Лючио Фонтана (1899-1968). Пространственная концепция. Подпись и надпись с названием "Л.Фонтана "Concetto Spaziale" 1 + 1-AA74A "(на обороте). Холст, масло 45 ¾ х 35 дюймов. (116,2 х 88.9см). Исполнено в 1961 году. Продано за  £2,729,250  ($4,410,468)
Пьеро Мандзони (1933-1963). Ахроматическое. Каолин на холсте. 23 5 / 8 х 31 ½ дюйма (60 х 80см.) исполнено в 1958-59 гг. Продано за  £2,169,250 ($3,505,508)
Ричард Принс (р. 1949). Укрощение медсестры Конвей. Подпись, дата и надпись "R. Prince 2002 THE TAMING OF NURSE CONWAY" Струйный принтер и акрил на холсте. 52 х 36 дюймов. (132,1 х 91.4см). Исполнено в 2002 году. Продано в  £993,250 ($1,605,092)
Виллема де Кунинга (1904-1997). Без названия XXVIII. Холст, масло. 88 х 77дюймов (223,5 х 195.6см.). Исполнено в 1983 году.  £2,505,250 ($4,048,484)
Ансельм Кифер (р. 1945).  Атанор. Масло, песок, зола, сусальное золото и свинец фольги на холсте. 111 х 150 ¼ дюйма (281,9 х 381.6см) Выполненные в 1991 году. Продано за £959,650 ($1,550,794)
Гленн Браун (р. 1966). Страдание. Подпись, дата и название дважды "Гленн Браун" Suffer Well '2007 '(на обороте). Масло 62 х 47 ¼ дюйма (157,5 х 120см.) Исполнено в 2007 году.  £657,250 ($1,062,116)

Неизвестный художник - Портрет Е.Р. Дашковой

Портрет Е.Р. Дашковой
Этот портрет Екатерины Романовны Дашковой, где она изображена на склоне лет, в период ее ссылки, — из собрания Государственного исторического музея. Автор неизвестен. Предполагают, что это живописное полотно начала XIX века воспроизводит графическую работу итальянского мастера С. Тончи.

ОРУЖИЕМ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТКРЫТКИ


Статья из журнала "Наука и жизнь" за 1985 год.
Невольное волнение охватывает, когда смотришь на подпольные открытки — открытки-ветераны восьмидесятилетней давности. Различны их способы исполнения.
Каждая — произведение искусства: остроумный рисунок, отражающий событие, с едкой надписью, и все нацелено на главное — поднять трудящихся на борьбу.
Но установить имя художника такой открытки — задача непростая. Как правило, свои произведения автор не подписывал либо ставил псевдоним. Поэтому изучается тщательно не только манера исполнения, время публикации тон или иной открытки, многое поясняет
деятельность издателей, которые в те тревожные годы много сделали для распространения революционной литературы. Впрочем, современному исследователю немалую помощь оказывают архивы. Вот, например, в материалах Московского охранного отделения есть любопытный документ — секретное предписание начальника Московского губернского жандармского управления за № 16168 от 25 октября 1906 года «Об установлении личности проживавшего минувшей зимой на Пречистенском бульваре в Москве доктора М. Чемоданова и о производстве у него обыска, причем его надлежит подвергнуть безусловному аресту и доставить вместе со всем отобранным по обыску во вверенное мне управление».
Михаил Михайлович Чемоданов родился в 1856 году в селе Боровицком Вятской губернии. В Вятке он закончил классическую гимназию, а затем медицинский факультет Московского университета. 
 После «исторического дня» 6 июня 1905 года царь «принял» московскую депутацию земских и городских деятелей и палач Трепов получил неограниченные полномочия в расправе с восставшими

Еще в студенческие годы он помещал в сатирическом журнале «Свет и тени» свои карикатуры. Одна из них «Наше оружие для разрешения насущных вопросов» изображала замаскированную виселицу, а слова «Наше оружие» состояли из букв — силуэтов солдат с ружьями. Цензор по недосмотру пропустил ее, но министр внутренних дел доложил о ней царю и предложил конфисковать номер журнала. «Совершенно одобряю»,— гласила резолюция царя. М. М. Чемоданову пришлось бежать. Он уехал в Тифлис, где стал сотрудничать в сатирических журналах «Фаланга» и «Гусли». А потом возвратился в Вятку и занялся своей основной деятельностью — лечил больных; в дальнейшем занял место ординатора в московской клинике профессора Н. В. Склифосовского и проявил себя как выдающийся одонтолог и стоматолог.
На время М. Чемоданов исчез из поля зрения охранки. Но он сотрудничал во многих сатирических журналах и свои рисунки подписывал псевдонимами — «Струна», «Добромыслов», «Лилии», «Эмче». А также на открытках появились его новые псевдонимы — «Икс», «Игрек», «Червь», «И. Грек».
В 1905 году М. М. Чемоданов сблизился с большевиками, он выступал на митингах, тогда же началось ого сотрудничество с типографией Д. И. Песчанского. Тут выпускались революционные открытки, здесь сотрудничали художники Е. В. Орловский, М. И. и Н. И. Коменко, студенты школы «Живописи, ваяния и зодчества».
Известны фотоснимки самого издателя Д. И. Песчанского — баррикады на улицах Москвы в дни вооруженного восстания 1905 года, похороны Н. Э. Баумана в октябре 1905 года, интереснейшие работы фотографа С. А. Балавинского о процессе лейтенанта П. П.Шмидта.
В этой же типографии была смонтирована общеизвестная открытка, посвященная
памяти П. П. Шмидта—«Слава борцам за свободу». На ее левой стороне помещен портрет П. П. Шмидта в овале из слов: «В случае каких-либо решительных действий со стороны казаков к гражданам, я буду вынужден принять решительные меры». Под портретом вид
крейсера 1-го ранга «Очаков». А справа выдержка из правительственного указа: «...имущества, снарядов и людей не жалеть». Ниже горящий крейсер... Под рисунком дата «1905, 15 ноября» и штандарт крейсера «Очаков».
Впрочем, типография Д. И. Песчанского избежала гонений полиции, так как она обслуживала театры и в основном — Большой театр. (В 1908 году все свои фотоматериалы — около 400 единиц — издатель Д. И. Песчанский передал на хранение Историческому музею, откуда они в 1929 году поступили в Центральный Музей революции СССР.) Именно типография Песчанского выпустила большую серию
политических открыток работы М. М. Чемоданова. Их распространением занимались многие в порядке партийного поручения. Обычно открытки вкладывали в конверт с адресом и запиской доктора М- М. Чемоданова с просьбой уплатить 2 рубля 50 копеек в пользу заключенных и ссыльных. Доход от их продажи шел в кассу Московского Комитета РСДРП и в политический «Красный Крест». О масштабах торговли можно судить по количеству подготовленных материалов, захваченных при обыске на квартире одного из распространителей, Бориса Еврейнова: 60 конвертов с открытками, 1994 конверта пустых, но с адресами, отдельно 157 открыток, 819 записок об уплате.
В день «кровавого воскресенья» появилась открытка М. Чемоданова «Наши злобы. Рост богатыря». И позже эти маленькие революционные плакаты «выходили» буквально как газета, откликались на каждое событие, беспощадно обличая действия царского правительства.
Активная деятельность М. Чемоданова и распространителей его открыток всполошила власти.
Открытки М. М. Чемоданова пользовались громадным успехом. Исключительная меткость и сила политической сатиры определяла содержание его работ. Все интересовало художника. Безграничной была преданность делу революции. По сообщению издателя Д. И. Песчанского, сюжетов открыток М. Чемоданова было немного — около 30. Но у нас есть основания полагать, что издатель не все знал. И, в частности, в моей коллекции имеются две открытки «Смертный бой», помеченная номером 4-м и без номера. Вполне естественно предположить, что художник свои произведения тиражировал и в других типографиях. Поиск его сатирических произведений, вероятно, надо продолжить.
Э. ФАЙНШТЕЙН.

четверг, 17 февраля 2011 г.

Анри Матисс - рисунки с аукциона

"3начительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык" - сказал Анри Матисс (см. цитаты великих людей) и был прав. Ему удалось ввести достаточное количество знаков и потому его картины и даже небольшие рисунки высоко ценятся колекционерами всего мира и служат средством вложения свободных  денег тех у кого эти деньги имеются. Ниже представлены три рисунка Анри Матисса, которые неделю назад были проданы на аукционе Кристи в Лондоне. Уплоченная за них цена говорит сама за себя.
Анри Матисс (1869-1954). Женский портрет. Подпись и дата "Анри Матисса 4 / 39" (внизу слева) и надпись "В память спутника всех моих  бурь Альберта Марке июнь 1948 "(внизу справа).  Перо и тушь на бумаге
24 ½ х 19 ½ дюйма (62 х 49,5 см).
Исполнен в апреле 1939 года. £169,250 ($271,985.
Анри Матисс (1869-1954). Мужчина в профиль. Подпись "Анри Матисса" (внизу слева)
Контур карандашом на бумаге.  18 5 / 8 х 12 3 / 8 дюйма (47,4 х 31,4 см). Продано за £8,000 - £12,000 ($12,848 - $19,272)
Анри Матисс (1869-1954). Пикуи, Аркашон. Карандаш на бумаге.
10 1 / 8 х 12 5 / 8 дюйма (25,3 х 32,2 см). Нарисован в Пикуи, Аркашон в 1915 г. Продано за £31,250 ($50,219).


Рисунки Пабло Пикассо проданные с торгов на аукционе Кристи 10.02.2011 г.

Пабло Пикассо (1881-1973) Рисунок карандашом (Птица Минотавр)
Подпись "Пикассо".  Карандаш на бумаге 12 1 / 8 х 9 3 / 8 дюйма (31 х 23,7 см).
Исполнено в 1941 году. Продано за: £157,250 ($252,701)
Пабло Пикассо (1881-1973) - Faune courant sur une plage - Фавн танцующий на пляже
Восковый карандаш, перо,  кисть и тушь на бумаге
10 5 / 8 х 8 1 / 8 дюйма (27 х 20,8 см).
Исполнен 14 декабря 1937
Продан за £289,250 ($464,825)
Пабло Пикассо (1881-1973) Обнаженная модель за чтением
Подпись, дата и вписанных "д-ра Джона Stehelin его друг Пикассо 06/15/1968".
Перо и тушь на бумаге.  19 3 / 8 х 15 5 / 8 дюйма (49,4 х 39,6 см).
Исполнено 15 июня 1968 года. Продано за £44,450 ($71,431)
Пабло Пикассо (1881-1973)  Натюрморт с гитарой, бутылкой вина и газетой.
Масло, гуашь, уголь на бумаге17 х 22 дюйма. (43,8 х 57,2 см).
Исполнен в Париже весной 1914
Продан за  £241,250 ($387,689)
Пабло Пикассо (1881-1973). Бой быков.  Подпись, дата и надпись: "Моему дорогому другу Максу Пеллекру  (Pellequer)  Пикассо10.02.1957 ".  Кисть и чернила на бумаге. 18 х 13 дюймов. (45,5 х 33 см). Исполнено 10 февраля 1957 г. Продано за £58,850 ($94,572)
Пабло Пикассо (1881-1973). Nu et homme assis  Сидящая обнажённая.
Подпись, дата и номер "19.12.69. II Пикассо". Синий карандаш на бумаге.
17 х 21 3 / 8 дюйма. (43,3 х 54,4 см).
Исполнено 19 декабря 1969. Продано: £229,250 ($368,405)

СУДЬБА ШЕДЕВРА


Есть битвы, значение которых и тогда, когда они происходили, и для последующих веков огромно. Это сражения, в которых народы отстаивают свою честь и независимость, ведут борьбу со вторгшимися в пределы родной земли захватчиками.
В памяти народов Польши, Литвы, России, Украины, Белоруссии, Чехии битва на Грюнвальдском поле 15 июля 1410 года, положившая предел продвижению Тевтонского ордена на восток, навсегда осталась символом братства, историческим примером боевого единства в борьбе против захватчиков, содружества в борьбе за свободу и независимость.
Рассказу о замечательном полотне великого польского художника Я. Матейко «Битва под Грюнвальдом» посвящен очерк.

Кандидат исторических наук А. ВАРШАВСКИЙ.

Еще задолго до начала второй мировой войны, до вторжения в Польшу, гитлеровцы в список врагов рейха внесли такую запись: «Яи Матейко. Поляк. Художник. Картина «Битва под Грюнвальдом». Чем вызвал ненависть фашистов художник, который жил в XIX веке?
Ян Алоиз Матейко родился в 1838 году в Кракове. В этой древней столице он прожил всю жизнь, приобрел всеевропейскую известность, стал гордостью Польши.
Илья Ефимович Репин, пристально следивший за творчеством великого польского живописца, много писавший о нем, о чародействе его кисти, скажет: «...Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством».
По приблизительным подсчетам, художник исполнил почти сто многофигурных картин, девяносто портретов, несколько тысяч рисунков и набросков. Это Матейко восславил национального героя Польши Тадеуша Костюшко и его повстанцев. Он создал и вдохновенный образ великого сына польского народа Коперника. Художника всегда привлекали борцы, деятели прогресса, его интересовали переломные моменты в истории родины.
В этих творениях — горение его сердца и величие его духа. Он был невысокого роста, сухощавым, с тонким нервным лицом — таким мы его видим иа автопортрете, исполненном всего за год до его смерти (см. 8-ю стр. цв. вкладки).
Но прав был Репин, когда после похорон Матейки написал: «...в этом небольшом теле жила действительно героическая душа».
Матейко скончался в 1893 году. Он создал не только известные всей Польше «Проповедь Скарги», «Люблинскую унию», «Рейтана» (это о них в письмах со Всемирной выставки 1873 года, состоявшейся в Вене, Репин скажет: «Сильное впечатление, потрясающее вынес я от картин Матейко... такая драма! Такая сила! Вещи его висят высоко, но их видят все, и ни на что после не хочется смотреть...»). 
Автопортрет. 1892.
И уж, конечно, едва ли не самое знаменитое его творение «Битва под Грюнвальдом». Он начал работать над ней в 1875 году и закончил в 1878 году.
Это поистине грандиозное полотно. Прославленный художник, потративший годы на изучение документов исторических реалий, событий больших и малых, попытался
рассказать об этой битве в соответствии с хрониками и свидетельствами очевидцев.
Матейко обладал редкостным даром: он делал зрителей соучастниками событий! Только могучему таланту было дано столь смело и страстно развернуть поистине потрясающую картину одного из самых памятных сражений истории. Здесь сошлись грудь с грудью закованные в латы, привыкшие к победам тевтонские рыцари и славянские и литовские бойцы, отстаивавшие самое святое, что есть у человека,— отчизну, свободу и независимость.
И мы видим: справедливость берет верх над подлостью, отвага над наглостью. И ужас овладевает великим магистром ордена — занесли над ним пику и боевой топор два бойца, не уйти ему от их праведного гнева. И рубит сплеча, раскидывая врагов, Ян Жижка, и трубит в рог, подбадривая соотечественников, седой боец-славянин... 
 Магистр Ульрих фон Юнгенген
Заметьте, именно простых воинов, крестьян-ополченцев, вооруженных луками, топорами, арканами, пиками, выводит на передний план Матейко. Это они одерживают верх над кичливым фон Юнгингеиом, над Зальцбахом и другими, ибо (и Матейко это прекрасно показал) главным героем битвы под Грюнвальдом был народ, вставший на защиту своей чести, своих прав, сумевший постоять за себя и положить конец наглой агрессии захватчиков. 
 Зындран из Машковиц
Кипит страшная сеча, и ломит сила силу. «Со следующего дня начинается исчисление дней его нужды, гибели и упадка»,— напишет об ордене после Грюнвальда один из летописцев. 
 Компур маркграф фон Шальцбах на аркане у воина
Сохранились свидетельства современников о том, какими торжествами было отмечено в Кракове окончание работы мастера над «Битвой под Грюнвальдом». Картина эта стала своего рода национальной святыней.
Победоносная борьба объединенных сил поляков, русских, литовцев, белорусов, чехов против наступавшего врага, идея единения не могли не найти отклика у людей. 
 Ян Жижка
«Целый день 29 октября,— рассказывается в одной из современных статей,— город Краков посвятил чествованию ее автора. Церемония в ратуше, когда Матейко был вручен бургомистром скипетр — символический знак превосходства над другими художниками, публичное чтение пришедших со всех сторон польских земель поздравительных послании, спектакль в городском театре с живыми картинами, воспроизводившими полотна Матейко, наконец, факельное шествие к дому живописца — все это было просто великолепно. Родной город вместе со всей страной чествовал своего гениального сына». 
 Великий князь литовский Витовт
Картина демонстрировалась во многих странах. Ее видели жители Вены, Варшавы, Петербурга, Берлина, Львова, Будапешта, Парижа.
Варшавское общество поощрения изящных искусств «Захента» приложило немало усилий для того, чтобы приобрести прославленную картину у ее владельца — варшавского купца. В 1903 году это наконец удалось, и полотну Матейко отвели специальный зал во вновь отстроенном особняке, принадлежавшем «Захенте». 
 Завиша Чёрный
Картина стала одной из главных художественных достопримечательностей польской столицы.
...Потомки тех, кто некогда наголову были разбиты в битве при Грюнвальде, и в последующие века не расставались с мыслью о продвижении на Восток, о захвате славянских земель. В 1914 году кайзеровские войска оккупировали часть Польши, и тогда шедевр Матейко пришлось эвакуировать в Москву. В 1922 году Советское правительство возвратило польскому народу великое творение Матейко и ряд других сокровищ.
1939 год. Фашистские орды вторглись в пределы Польши. И снова под угрозой оказалась работа Матейко.
Война началась первого сентября, а седьмого сентября (гитлеровцы наступали по
всему фронту, Варшаву бомбили и днем и ночью) картины «Битва под Грюнвальдом» и «Проповедь Скарги» накатали на деревянный вал, запаковали и, раздобыв огромную подводу—ящик с картинами был длиной пять метров,— отправили в Люблин. Но добралась ли подвода до города, остались ли целы картины, толком никто не знал: 18 сентября немецко-фашистские войска вступили в этот город. 
Мартин из Вроцинович, краковский знаменосец
Известно лишь было, что шоссе, по которому двинулись в путь председатель комитета «Захенты» художник Станислав Эйсмонд и директор общества Станислав Микулич-Радецкий, сопровождавшие картину, было до предела забито войсками и беженцами и находилось под постоянным прицелом «мессершмиттов» и «юнкерсов». Это была одна из наиболее опасных дорог. 
 Николай Скунаровски
Как выяснилось впоследствии, примерно на полпути к Люблину к Эйсмонду и Микулич-Радецкому присоединился еще один художник — Болеслав Суралле-Гайдучини.
Пять долгих лет продолжалась черная ночь фашистской оккупации Польши. Замучены в концлагерях, погибли от голода миллионы поляков, разрушены многие города, дотла уничтожена красавица Варшава.
«Поляков не жалеть! — неистовствовал фюрер.— Поляков нужно уничтожить, их нужно поставить на колени и превратить в рабов. Так же, как и русских, украинцев, белорусов...»

Западный Буг — по нему пролегала граница с Польшей — первыми форсировали подразделения 44-й гвардейской танковой бригады полковника, ныне генерала армии,
дважды Героя Советского Союза И. И. Гусаковского, из 1-й гвардейской танковой армии. Она входила в состав 1-го Украинского фронта.
Это произошло 17 июля 1944 года. Я хорошо помню этот день. Солнце клонилось
к закату. Был тихий и не очень жаркий день. Перебравшись через реку, танки с ходу вступили в бой. Дорогу передовому отряду показал крестьянин-поляк.
Днем позже, 18 июля, ударная группировка 1-го Белорусского фронта, в которую входила и 1-я армия Войска Польского, приступила к осуществлению Люблинской операции. За четыре дня эта группировка разгромила противостоящие силы противника и вступила на территорию Польши.
Так начиналось освобождение многострадальной страны, в которой за годы войны и оккупации фашисты убили около 6 миллионов людей.
Примерно за год до указанных событий, весной 1943 года, польские патриоты в Советском Союзе во главе с Вандой Василевской и Альфредом Лямпе создали для оказания эффективной помощи борющейся Польше антифашистскую организацию — Союз польских патриотов.
Одна из задач этого союза заключалась в формировании вооруженных сил. Союз обратился к Советскому правительству с соответствующей просьбой.
6 мая 1943 года Государственный Комитет Обороны удовлетворил пожелания
польских патриотов. Было принято постановление о формировании 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко.
Она начала свой боевой путь в районе Орши в октябре 1943 года. Боевое знамя дивизии имени Костюшко вручали в военком лагере на Оке, там же был приведен к присяге и ее личный состав. А происходило это — в память о Грюнвальде — как раз в день пятисоттридцатитрехлетия битвы —15 июля 1943 года.
На знамени, врученном дивизии, было написано: «За нашу и вашу свободу» — знаменитый девиз Костюшко.
На состоявшейся пресс-конференции корреспондентам было сообщено, что огневая
мощь новосозданной дивизии в семь раз превышает оснащенность регулярной дивизии польской армии в 1939 году и, по сути, ничем не отличается от советской дивизии.
Дивизия со временем превратилась в корпус, затем — в марте 1944 года — корпус преобразован в 1-ю Польскую армию.
Вскоре была создана и 2-я армия Войска Польского.
Поддерживая борьбу польского народа за национальное возрождение. Советское правительство оказывало Войску Польскому всю необходимую поддержку и помощь.
К концу войны численность Войска Польского составила более 400 тыс. человек, польские соединения принимали активное участие не только в освобождении Варшавы, побережья Балтики, но и в Берлинской операции.
...В годы войны говорили: «Фронт проходит через души людей». Это верные слова. Чего только не делали гитлеровцы, чтобы заполучить картину «Битва под Грюнвальдом»! Два миллиона марок вознаграждения тому, кто укажет, где она находится! Мало? Десять миллионов). Ее искали эсэсовцы, гестапо, полиция.
Есть на свете простые понятия: Родина, национальная честь, национальные святыни. Еще девятого сентября 1939 года погибли от немецкой бомбы двое из трех человек, доставивших картину в Люблин,— Станислав Эйсмонд и Болеслав Суралле-Гайдучини. Микулич-Радецкий на следующий день вынужден был покинуть город. Но картина была уже в верных руках.
В Люблинском музее деревянный вал с полотнами Матейки успели поднять на подпорки и обшили до полу дощатым настилом. Получился своеобразный прилавок. На нем разместили книги. Заполнили книгами и полки вдоль стен.
Шпионы и соглядатаи заглядывали в музей. И невдомек им было, что разыскиваемая картина отделена от них лишь не очень толстой деревянной обшивкой.
Два года спустя случилось непредвиденное: немцы принялись выселять людей
из того района, где находился музей. Какой-то штаб должен был занять и помещение музея.
Администратор музея Войда и магистр изящных искусств Печирак, посвященные в тайну, решают: подобрать группы верных людей и перепрятать драгоценные полотна. Под носом у немцев, рискуя жизнью, смелые люди вечером нагружают подводу. Ее удлиняют на два метра, прикрывают соломой, ставят наверх всякую рухлядь, сзади прикрепляют лохань. Подводу сопровождает специальная группа охраны...
В сарае трамвайного парка, что на Электричной улице, яму рыли по ночам. Раздобыли толь. По частям привезли в сарай специально изготовленный складной ящик.
С трудом (пришлось соорудить самодельный подъемный кран) выложенный внутри и снаружи толем ящик с картинами опускают в убежище. Затем провели сточные каналы и трубы. Пол забетонировали и покрыли соломой и сеном.
Несколько дней спустя немецкая полиция заняла сарай под конюшню.
21 июля 1943 года образовался Польский комитет национального освобождения (ПКНО), временный орган власти на освобожденных территориях Польши. Решено было также объединить созданную Союзом польских патриотов 1-ю Польскую армию и Армию Людову, которая действовала под руководством Крайовой Рады Народовой в тылу у гитлеровцев.
Днем позже в освобожденном 7-м гвардейским кавалерийским корпусом совместно с войсками 69-й армии городе Холме (Хелме) был обнародован манифест ПКНО.
Буржуазное эмигрантское правительство в Лондоне объявлялось вне закона. Одновременно провозглашалась программа строительства новой, демократической Польши.
Люблин стал временной столицей освобожденной Польши. Сюда переехал Польский комитет национального освобождения.
За свободу и независимость польского народа в 1944—1945 годах сражались войска пяти советских фронтов.
Картины Матейко «Битва под Грюнвальдом» и «Проповедь Скарги» благополучно
дождались освобождения Люблина. Впрочем, благополучно — здесь, вероятно, не
совсем верно. Лучше сказать так: тайник не был раскрыт, картины уцелели.
18 октября 1944 года Печирак и один из его помощников — Кшесинский передали
оба полотна в распоряжение Польского комитета национального освобождения. А 13 ноября состоялся торжественный акт приемки.
Беда, однако, заключалась в том, что, как тщательно ни упаковали картины, пребывание на протяжении трех с половиной лет в подземном убежище не могло, конечно, не сказаться на их сохранности.
Как писал польский реставратор профессор Богдан Маркони, после того как картины извлекли из тайника, их переправили сначала в здание Аграрного банка, а потом на один из просторных складов. Картины распаковали. И вот тут-то выяснилось, что с таким трудом сохраненным полотнам грозит серьезная беда. Полотна отсырели. И сильно. Местами тронутый плесенью красочный слой — это в особенности относилось к «Битве под Грюнвальдом» — начал осыпаться.
Необходима была срочная помощь реставраторов. Величайшему национальному
сокровищу польского народа грозила серьезнейшая опасность. Реставрационных мастерских в Люблине не было, ведь война шла. Не было ни специалистов, ни оборудования.
Профессор Алексей Александрович Рыбников на протяжении тридцати лет — с 1919 по 1949 год — возглавлял реставрационный отдел в Третьяковской галерее. И именно он подготовил к эвакуации все собрание галереи во время войны и сделал это так хорошо, что все картины возвратились в Москву без каких-либо повреждений.
Мастер он действительно был блистательный: широко образованный, великолепно знавший творчество и западноевропейских и русских художников, с верным глазом и твердой рукой, к тому же сам незаурядный художник. Известно, что после расчистки А. Рыбниковым «Боярыни Морозовой» известный живописец М. Нестеров, очень любивший это великое творение Сурикова, предложил Алексею Александровичу в знак признательности любое из своих произведений.
Вот к этому известному специалисту, автору книг «Фактура классической картины» и «Техника масляной живописи», и обратились с просьбой обследовать полотно Матейки. 15 ноября Рыбников был уже в Люблине.
Впоследствии, оценивая деятельность А. А. Рыбникова по восстановлению «Битвы под Грюнвальдом», президент Польской республики, Председатель государственного Совета Болеслав Берут на приеме, данном в 8аршаве в честь советского реставратора, скажет, что это был «подвиг дружбы и доброжелательства».
Вскоре после освобождения Варшавы в Люблин В февраля 1945 года прибыли Станислав Лоренц, директор Национального музея Варшавы, и Богдан Маркони, заведующий реставрационной мастерской Национального музея.
Дело, начатое Алексеем Александровичем Рыбниковым, продолжили его польские коллеги.
В августе 1945 года, когда был закончен предварительный ремонт зала «Захенты», в столицу отправили для продолжения реставрационных работ обе картины Матейки.
Словно боевое знамя, спасенное от врагов, торжественно встретили в Варшаве великое творение Матейки. «Битва под Грюнвальдом» ныне находится в Музее народовом в Варшаве (своего рода Эрмитаже польской столицы). Там собраны шедевры Египта, Греции, Этрурии — великолепные статуи, амфоры, лучшие творения средневековой культуры, польская живопись нового и новейшего времени. Отдельный зал посвящен полотнам Матейки — «Проповедь Скарги», «Рейтан». И на огромной стене — «Битва под Грюнвальдом».
Статья была напечатана в журнале "Наука и жизнь" - 1985 г. №4.