Творчество заслуженного деятеля искусств УССР Фёдора Григорьевича Кричевского (1879-1947) - яркое и самобытное явление в украинской советской культуре. И в дореволюционный, и в советское время его неоценимый вклад сыграл важную роль в развитии украинского искусства. Творческий путь этого великого мастера, блестящего живописца отмечается цельностью, верностью высоким реалистическим принципам.
Ф. Г. Кричевский родился 10 мая 1879 года в г. Лебедине на Харьковщине (теперь Сумская область) в семье земского фельдшера. Еще в детстве, которое будущий художник провел в селе Ворожба, хранящее народные обычаи и традиции, у него возник интерес к народному быту и природе. Начальное художественное образование Кричевский получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896-1901), а затем продолжил ее в Петербургской академии художеств (1907-1910) у известного баталиста Ф. Рубо. Программная академическая картина «Невеста» принесла ему большой успех и утвердила его творческую индивидуальность. В ней художник раскрыл большую силу и значимость народных образов, что стало характерным и для всего дальнейшего творческого пути. Традиционному жанровом сюжета народного быта он придавал форму монументального обобщения.
Свои творческие поиски и наблюдения Кричевский связал с селом Шишаки на Полтавщине, которое было для художника неиссякаемым источником вдохновения. Здесь он долго жил и творил. В непосредственной близости к народному быту, в окружении живописной природы в воображении художника рождались темы и сюжеты лучших картин.
После окончания Академии художеств Кричевского назначают директором Киевского художественного училища, где и началась его многолетняя и плодотворная педагогическая деятельность. В эти годы творчество художника наполняется силой художественной выразительности, оттачиваются его индивидуальные особенности и черты. Многие произведения художника тех лет («Портрет мальчика», «Автопортрет», «Три века», «Портрет Л. Я. Старицкой на золотом фоне») проникнуты стремлением к монументальности, декоративного звучания живописи. События Великой Октябрьской социалистической революции вдохновили Ф. Кричевского на осуществление его творческих идеалов и стремлений. Художник активно включился в процесс создания новой, социалистической культуры. Он был одним из организаторов художественного института в Киеве, много сил и энергии отдал делу высшего художественного образования на Украине.
Творчество Кричевского в 1920-е гг приобретает новый размах и масштабность. Отстаивая длительные основы реализма, художник обогащает средства живописной пластики, творчество его наполняется новым содержанием и значимостью монументального художественного воплощения. Написанные в эти годы произведения - триптих «Жизнь», «Сваты», «Мать» - поражают смелостью, новизной, выразительностью монументального стиля.
Центральная тема творчества Кричевского - тема народа - зазвучала в эти годы широкое, весомее, значительнее. Настоящей эпичности и монументальности достиг он в большом историческом полотне «Довбуш». Изображенный в картине эпизод национально-освободительной борьбы повстанцев во главе с легендарным Довбушем с угнетателями трактуемый как народный эпос. Мужественная красота гуцулов, своеобразие народных типов переданы художником с большой художественной силой и мастерством.
Этапным произведением в развитии историко-революционного жанра в украинском советском живописи стала картина Ф. Кричевского «Победители Врангеля» (1935). Он создает величественные обобщенные образы героев гражданской войны, предоставляя картине масштабности и эпической силы воплощение исторических событий.
В 1930-е гг художник все больше увлекается темой современности. Его картины «Шахтерский любви», «Веселые доярки», «Девчата», «Цветущая Украина», «Праздник колхозного урожая», созданные в предвоенные годы, проникнуты светлым, жизнерадостным настроением, чувством бодрости и оптимизма, которые отображались в творческом ритме новой преобразованной действительности.
В предвоенные годы Кричевский с большим увлечением работал над композициями по мотивам поэмы Т. Г. Шевченко «Катерина». Они обогатили представление о творческом диапазон художника, талантливого интерпретатора поэзии Шевченко. Поэтический образ Екатерины, полон ли светлой радости, то трагизма, - шедевр художника, высокое творение мастера, который глубоко проник в замысел Кобзаря.
На протяжении всей своей творческой жизни Кричевский особое внимание уделял портрету. Этот жанр лучше отражал индивидуальные свойства живописной манеры художника, его гуманизм, цельность восприятия действительности Здесь, как и во всем творчестве, Кричевский превозносил человека, своего современника, силу и красоту человеческой личности.
Свои художественные принципы Кричевский утверждал и в педагогической деятельности. Воспитывая у своих учеников творческие основы, он передавал им высокое мастерство, строгие реалистические принципы, его воспитанники, среди которых такие выдающиеся художники, как А. Петрицкий, С. Григопьев, В. Костецкий, Т. Яблонская, Г. Мелихов, Е . Волобуев, внесших значительный вклад в развитие украинского советского искусства.
Л.Членова
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Беатріче. 1911. Картон, олія. 43х42 см. Державний музей українського образотворчого мистецтва УРСР - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Беатриче. 1911. Картон, масло. 43Х42 см. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Beatrice. 1911. Oil on cardboard. 43x42 cm. State Museum of Ukrainian Art USSR |
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Портрет Романа Кричевського, сина художника. 1925. Полотно, олія. 139х123 см. Властність Н.П. Кричевської - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Портрет Романа Кричевского, сына художника. 1925. Холст, масло. 139Х123 см. Собственность Н.П. Кричевской - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Portrait of Roman Krichevsky, the Artist`s Son. 1925. Oil on canvas 139x123 cm. Property of the NP Krichevsky |
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Портрет історика мистецтв, професора Г.Г. Павлуцького. 1922-1923. Дерево, олія. 123х104 см. Державний музей українського образотворчого мистецтва УРСР - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Портрет историка искусств, профессора Г.Г. Павлуцкого. 1922-1923, Дерево, масло. 123Х104 см. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Portrait of Professor H.H. Pavlutsky, Art Historian. 1922-1923. Oil on wood. 123x104 cm. State Museum of Ukrainian Art USSR |
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Довбуш. Ескіз картини. 1931-1932. Полотно, олія. 60х120 см. Харківський художній музей - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Довбуш. Эскиз картини. 1931-1932. Холст, масло. 60Х120 см. Харьковский художественный музей - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Dovbush. Sketch of the painting. 1931-1932. Oil on canvas 60x120 cm. Art Museum of Kharkiv
|
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Автопортрет. 1911. Полотно, олія. 46х36,5 см. Державний музей українського образотворчого мистецтва УРСР - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Автопортрет. 1911. Холст, масло. 46Х36,5 см. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Self-Portrait. 1911. Oil on canvas. 60x36,5 cm. State Museum of Ukrainian Art USSR |
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Дівчина з косами. 1912. Полотно, олія. 58,5х62 см. Державний музей українського образотворчого мистецтва УРСР - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Девушка с косами. 1912. Холст, масло. 58,5Х62 см. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Girl with Braids. 1912. Oil on canvas. 58,5x62 cm. State Museum of Ukrainian Art USSR |
|
Ф.Г. Кричевський (1879-1947). Портрет Л.Я. Старицької на золотому тлі. 1914. Полотно, олія. 216х99 см. Державний музей українського образотворчого мистецтва УРСР - Ф.Г. Кричевский (1879-1947). Портрет Л.Я. Старицкой на золотом фоне. 1914. Холст, масло. 216Х99 см. Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР - Fedir Krixhevsky (1879-1947). Portrait of L.Ya. Staritska Against the Golden Background. 1914. Oil on canvas. 216x99 cm. State Museum of Ukrainian Art USSR |
См. также: