|
I. Charlemagne. 1782 — 1861 Le Palais d'Hiver vu du côté de la Néva. 1853 Papier apprêté, aquarelle, crayon. 30,2X40,5 cm
Musée de l'Ermitage, Léningrad
H. И. Шарлемань. 1782—1861 Вид Зимнего дворца с Невы. 1853 Грунтованная бумага, акварель, карандаш. 30,2 X 40,5 Государственный Эрмитаж
|
Зимний дворец, наиболее совершенное творение В. В. Растрелли, построен в 1754—1762 годах. Фасады дворца, рассчитанного по замыслу архитектора на обозрение со всех сторон, отличаются друг от друга. Главный фасад — южный, выходящий на площадь, украшен тремя въездными арками. Западный и восточный (скрытый зданием Малого Эрмитажа) имеют сильно выступающие ризалиты. Северный, протянувшийся вдоль Невы, решен более спокойно. Массивные колонны, установленные в два яруса на фасадах, раскрепованные карнизы, лепные украшения создают живописную игру света и тени. Здание венчают декоративные статуи и вазы.
Страшный пожар 17—19 декабря 1837 года уничтожил отделку помещений дворца, оставив лишь обгорелый остов да своды первого этажа. Погибли в огне интерьеры, созданные гением Растрелли, отделка 60—80-х годов XVIII века работы прославленных мастеров русского классицизма: Ж.-Б. Валлен-Деламота, Ю. Фельтена, С. Чевакинского, А. Ринальди, И. Старова, Дж. Кваренги и 1830-х годов — О. Монферрана. Очевидец пожара В. А. Жуковский писал: «...в том явлении было что-то невыразимое: дворец и в самом разрушении своем как будто неприкосновенно вырезывался со всеми своими окнами, колоннами и статуями неподвижною черною громадою на ярком трепетном пламени».
В 1838 году была создана специальная «Комиссия по возобновлению Зимнего дворца после пожара», куда вошли инженер А. Готман, архитекторы А. Брюллов, В. Стасов, А. Штауберт, позднее — К. Тон. При комиссии, возглавляемой Стасовым, состояли шесть младших архитекторов, девять помощников, пять мастеров по камню и тысячи строителей-крепостных, на плечи которых легла вся тяжесть работ.
Восстановить дворец надлежало в пятнадцать месяцев. Уже в начале 1839 года первая очередь была окончена. Распоряжение о воссоздании дворца в «прежнем виде» не могло быть реализовано из-за отсутствия изобразительного материала и ряда чертежей, а также иных стилистических требований времени. Ближе всего к утраченным могли быть отстроены фасады дворца, но необходимые переделки, перепланировки внутри здания внесли новое и в их облик.
В. П. Стасов руководил восстановлением парадных залов ш, в основном, придерживался их прежних композиционных я архитектурных решений. По-иному складывалась работа А. П. Брюллова над жилыми комнатами дворца: архитектор был вынужден идти в ногу со временем, отдавая дань эклектике; кроме того, он зависел от вкуса и желаний заказчика.
Восстановление дворца в середине XIX века подходило к концу. Трудности восстановления подсказывали мысль о необходимости зафиксировать вновь созданные интерьеры.
Приехавший из Германии художник Ю. Фриденрайх в 1840—1842 годах зарисовал некоторые залы после реставрации: Гербовый зал, собор, Главную лестницу и Александровский зал. В 1850-х годах В. П. Садовников тоже сделал ряд зарисовок. Художники-перспективисты
К. Ухтомский,
Э. Гау и Д. Премацци, закончив к 60-м годам XIX века работу над увражем Нового Эрмитажа, приступают к воспроизведению залов и жилых комнат Зимнего дворца. В общей сложности ими было выполнено около ста тридцати акварелей, запечатлевших только что отделанные помещения, главным образом второго этажа дворца. Художники почти иллюзорно передали внутреннюю отделку, мебель, с ювелирной точностью воспроизвели фактуру тканей, дерева, бронзы.
Значение этих рисунков трудно переоценить. Они дают возможность представить первоначальное состояние многих интерьеров, отделка которых исчезла в процессе неоднократных перестроек жилой части дворца в период с конца XIX века по 1917 год.
После Великой Октябрьской социалистической революции Зимний дворец стал достоянием народа и крупнейшим государственным музеем. Главный архитектор Эрмитажа А. В. Сивков произвел первые реставрационные работы, вернув некоторым помещениям их прежний вид. В 1925—1926 годах он разработал проект реконструкции части Зимнего дворца с целью использования его помещений для выставочных залов и хранилищ. При всех этих реставрационных работах, так же, как и после Великой Отечественной войны, рисунки художников XIX века сыграли неоценимую роль и продолжают быть полезными при обновлении залов Зимнего дворца.
|
L. Premazzi. 1814—1891
Le Palais d'Hiver. La Salle Blanche. 1865
Papier, aquarelle. 41X 32,9 cm
Musée de l'Ermitage, Leningrad
A présent dans cette salle se trouve l'exposition
de l'art de l'Europe occidentale du XVIIIe siècle
Л. Премацци. 1814—1891 Зимний дворец. Белый зал. 1865 Бумага, акварель. 41 х 32,9 Государственный Эрмитаж В настоящее время в зале — экспозиция западноевропейского искусства XVIII в.
|
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
" Премацци, Людвиг Осипович (1814-1891) - живописец и рисовальщик. Родился в Милане. С 1834 г. до конца жизни работал в России. В 1854 г. получил звание академика за акварели "Вид китайской комнаты в Царском Селе" и "Виды дачи Новосильцева". С 1861 г. - профессор "по перспективной живописи". Изображал интерьеры и ландшафты. Один из инициаторов создания Общества русских акварелистов. Педагог. Его работы имеются в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, музеях Саратова, Сыктывкара.