суббота, 9 марта 2013 г.

Герард Доу (1613 - 1675) - «Голландская девушка в окне».

Художник Герард Доу (1613 - 1675), Голландская школа. «Голландская девушка в окне». Написано около 1662 года. Дерево, масло. 38х29 см. Савойская картинная галерея. Турин.
Из журнала «Великие музеи мира» №23 «Савойская галерея. Турин»:
Фигуры мужчин и женщин в обрамлении оконной рамы являются типичной темой живописи Доу, первого ученика Рембрандта и основателя школы «Избранных художников» в Лейдене. Это особая типология под названием «nisstuk» (элемент ниши), популяризованная художником с 1647 года, была заимствована из портретистики Рембрандта начала 40-х годов. Картины Доу и его последователей отличает тщательность, с которой выписаны мельчайшие детали. Следствием такого подхода было медленное исполнение заказа, что в случае Доу стало пословицей. Интерес художника к изучению реальности и его исключительная склонность к рисованию с натуры привели к сильному сокращению используемых им сюжетов. Его репутация не пострадала от этого ограничения. Напротив, его картины являются одними из самых дорогих и знаменитых во фламандской живописи XVII века. Его знаменитая «Больная водянкой» была изъята герцогом Карлом Эммануилом IV в эпоху Наполеона и больше не вернулась (в настоящее время экспонируется в Лувре). У картины «Голландская девушка в окне» существует очень похожий вариант, находящийся в английской королевской коллекции Букингемского дворца. Картина подписана и датирована вдоль люнета окна «G.Dou 1662»
Скворечник, со своим обитателем - это лишь одна из деталей, составляющих знаменитую изысканность Доу, характеризующуюся манерой, становящейся со временем все более чистой и отшлифованной, превращающейся иногда в чистый иллюзионизм
Франчески Сальвадори

Понятное дело, что для того, чтобы писать портрет в обрамлении оконной рамы, надо, чтобы эта самая рама имела изысканный вид. Поэтому раньше украшению окон уделялось особое внимание. Над ними работали  искусные мастера отделочники. Современная отделка окон унифицирована, что даёт возможность обеспечить хороший вид не привлекая дорогих мастеров, пластиковые откосы в состоянии установить каждый человек, у кого руки растут из нужного места. 

пятница, 8 марта 2013 г.

Айно Бах (1901-1980) - "Отдых"

Бах, Айно (род. 1901). Отдых. Исполнено 1960 г.  Частное собрание -  Bach, Aino . Puhkus.  Erakogu - Aino Bach (born 1901). rest. Private collection
О художнице:
Бах-Лийманд Айно Густавовна (14.12.1901 - 1980). Родилась в местечке Коэру, ныне в Эстонской ССР], народный художник Эстонской ССР (1961). Член КПСС с 1944. Училась в высшей художественной школе "Паллас" в Тарту (1924-35). Автор отмеченных любовным вниманием к человеку портретов, жанровых работ, иллюстраций к произведениям эстонских писателей ("Спящий ребёнок", сухая игла, 1955, и др.), исполненных в различных техниках гравюры. Республиканская премия (1947). Награждена 3 орденами и медалью.

четверг, 7 марта 2013 г.

К.Н. Устиянович (1839-1903) - "Шевченко в ссылке"

К.Н. Устиянович (1839-1903). Шевченко в ссылке. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства. - K.M. Ustianovich (1839-1903). Shevchenko in Exile. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Из Википедии:

Корнило Николаевич Устиянович (укр. Корнило Миколайович Устиянович; 22 сентября 1839, село Волков (теперь Пустомытовский район Львовской области) — 22 июля 1903, село Долгое (Дрогобычский район Львовской области) — живописец, поэт, писатель, общественный деятель, редактор, иконописец Галицкой Украины XIX-го века.
К. Устиянович - известный украинский живописец. Работал в жанрах портрета и пейзажа, рисовал на историческую и жанровую тематику. Первой его работой в области изобразительного искусства стала роспись церкви в Коломые, где художник работал на протяжении двух лет. Особенно плодотворно работал К. Устиянович, в церковной монументальной живописи. Им написаны иконы для более чем 50 церквей, 15 иконостасов, 11 стенописей, 7 декоративных картин и т. п., из которых самые заметные: «Христос перед Пилатом»(1880) в Вене, «Моисей» (1887)и «Потоп» в Преображенской церкви во Львове, "Крещение Руси ", «Владимир Великий», «Святая Ольга» в церкви с. Вистова (под Калушем) и др. Автор картин «Василько Теребовельский», «Шевченко в ссылке», «Мазепа на переправе». Гуцульской тематике посвящены картины Устияновича «Гуцулка у источника» и «Гуцул». Корнило Устиянович первым среди западноукраинских художников обратился к шевченковской теме, нарисовав картину «Шевченко в ссылке».

Сюжет картины несколько неоднозначен. Тарас Шевченко в военном мундире в одиночестве задумчиво сидит на поваленном дереве в прикаспийской степи (откуда в степи деревья не ясно).  В руках у него книга, дневник или альбом для зарисовок. О чём задумался Шевченко зритель должен определить сам. Возможно и том, как хорошо было учиться в Петербургской академии художеств и теперь ему надо учиться заочно, чтобы получить звание академика живописи или по другому решить вопрос с корочками об образовании. В общем то картина, на мой взгляд, плохо раскрывает трагедию человека на десять лет отданного "в солдаты", который имеет возможность вот так сидеть и что-то себе думать. Работы самого Шевченко этого периода куда более драматичны.   

среда, 6 марта 2013 г.

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо (ок. 1489-1534)

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо.Мадонна, поклоняющаяся Младенцу. Написано около 1524 г. Холст, масло 82 х 68,3 см. Галерея Уффици. Флоренция
Из журнала "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция":
Будучи великолепным образцом периода творческой зрелости мастера, это произведение считается гармоничным сочетанием сложной композиции и мягкого цветового решения. Оно было написано вскоре после угловых фресок церкви святого Иоанна Евангелиста в Парме и перед росписью купола собора. Сцена, изображающая молодую мать, которая стоит на коленях перед только что родившимся младенцем Иисусом, поклоняясь ему, освещена поэтичным золотистым светом заходящего солнца, ласкающего пейзаж с античными развалинами за спиной у Мадонны. Сцена отличается глубокой уединенностью: кажется, что персонажей охраняют безмолвные, забытые колонны. Свет проникает через кроны деревьев и пилястры, подчеркивает их формы, сменяясь мягкими тонами. Фигуры матери и ребенка, изображенные в легком ракурсе, вибрируют под мягкими золотистыми лучами. Картина была подарена герцогом Мантуанским, Фердинандом Гонзага Козимо II Медичи в 1617 году. В Уффици находится также алтарная картина «Отдых на пути в Египет», написанная Корреджо для церкви святого Франциска в Риме.
Светлое вуалирование и насыщенные блики света в картине увеличивают выразительность деликатного жеста поднятой руки молодой Богоматери. Прелестная фигура, окутанная тончайшим шелком зеленой переливчатой накидки и красно-оранжевого платья, становится яркой и вибрирующей точкой опоры всей картины.
Елена Джаннески
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мadonna col bambino tra due angeli musicanti - Мадонна с младенцем между двумя ангелами играющими на музыкальных инструментах. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. The Rest on the Flight to Egypt with Saint Francis - Отдых на пути в Египет с святым Франциском. Написано в 1520 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Мистическое венчание святой Екатерины. Написано в 1517-1518 гг. Дерево, масло 28,5 х 24 см. Неаполь. Национальный музей Каподимонте 
Из журнала "Великие музеи мира" №14 "Неаполью Национальный музей Каподимонте":
Работа «Мистическое венчание святой Екатерины» является одной из картин, конфискованных герцогом Рануччо I у восставших пармских феодатариев в 1612 году Доска принадлежала Барбаре Сансе-верино, которая также владела картиной «Мадонна с кошкой» Джулио Романо и «Портретом папы Льва X», в те времена еще считавшимся кисти Рафаэля.
Мы не разделяем подобного энтузиазма. Композиция, действительно, достойна внимания (взаимосвязь между фигурами очень живая), но в тоже время внимание сосредоточено на жесте Младенца. Этот жест освещает своими лучами «архитектуру» сцены, которая заключена в круг, образуемый двумя женскими фигурами. Чудесен также и колорит, сияющий неяркими точками, возникающими посредством мягких и свободных мазков. Палитра художника изысканна: она построена на игре немногих цветов на больших поверхностях. И наконец, нежной и задушевной кажется нам атмосфера магической поэзии, как и во многих наилучших произведениях Корреджо. «Венчание» относится к периоду, непосредственно предшествующему важнейшей поездке в Рим, которую художник предпринял в 1518 году. В работе все еще отсутствуют следы влияния многих вещей, увиденных Корреджо в Вечном городе. В первую очередь, это «Мистическое венчание святой Екатерины» Рафаэля. Если и присутствуют в картине элементы школы Рафаэля, то ее уроки он получил у молодого Беккафуми и у Микеланджело Альсельми.
По традиции, вероятно, предшествующей «Золотой легенде» Якопо да Вараджине, считалось, что отшельник, который крестил святую Екатерину в пустыне, дал ей образ Мадонны с Младенцем. Молитвы женщины привели к тому, что ей явился Иисус и подарил кольцо, назвав своей невестой.
Маттия Гаэта
Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Портрет читающего мужчины. Написано в 1517-1523 гг. Масло по бумаге, наложенной на холст; 60,2 х 42,5 см. Замок Сфорца. Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №21 "Замок Сфорца. Милан":
Авторство портрета долгое время обсуждалось критиками, предлагались кандидатуры Пармиджанино и Корреджо, мастеров позднего Возрождения школы Эмильи-Романьи. Картина последнего, с виду простая в отношении техники живописи, в действительности является результатом комплексного исследования римского классицизма Рафаэля, работ Мантеньи, Леонардо и натуралистической матрицы Падуи. На полотне изображен бюст мужчины в темном костюме, с густой бородой и длинными волосами, погруженного в чтение небольшой книги (возможно, сборник «Сонетов» Петрарки). Уникальность перспективного решения, поза мужчины и его рука, в дополнение к легкой тени от шляпы на лбу, помогают зрителю проникнуться задумчивой атмосферой произведения. Взгляд читающего, направление которого нельзя уловить, подчеркивает психологическую напряженность ситуации. Деревья и лужайка на заднем плане создаются размытыми цветами, которые, перемещаясь в одном направлении, создают впечатление висящего в воздухе сада. Подобные приемы демонстрируют определенную отрешенность манеры Пармиджанино, аристократической и формальной, что подтверждает принадлежность картины кисти Корреджо.
Отождествление небольшой книги со сборником Петрарки (карманным изданием «Сонетов», которые были очень популярны в то время) объясняется наличием изображения на заднем плане молодого оленя на поляне, упоминаемого в сонетах.
Мартин Астольфи

Другие картины итальянского художника, выложенные в этом блоге можно увидеть ЗДЕСЬ

вторник, 5 марта 2013 г.

Валериан Валериан (1904-1980) - "Таллинский порт зимой"

Лойк, Валериан (род. 1904). Таллинский порт зимой. Исполнено в 1959 году. художественный фонд Эстонской ССР
Loik, Valtrian (1904). Tallinna sadam talvel. 1959. Eesti NSV Kunstifond
Valerian Loik (born 1904). Tallinn Port in Winter. Estonian Art Fund
Лойк Валериан Тынувич (20.05.1904 - 1980)/ Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Эстонской ССР, профессор.

Открытка из набора "Современная живопись Эстонии",  издательство "Аврора", 1971 год

понедельник, 4 марта 2013 г.

Мей, Лидия (1896-1965) - "Натюрморт с грушами"

Мей, Лидия (1896-1965). Натюрморт с грушами. Исполнено в 1960 году. Таллинский государственный художественный музей
Mei, Lydia (1896-1965). Natuurmort pirnidega. Tallinna Riiklik Kunstimuuseum

Lydia Mei (1896-1965). Still Life with Pears.  Art Museum Tallinn  
Из "Википедии":
Лидия Мэй (2 июля 1896 - 14 сентября 1965) [1] эстонская художница, которая специализировалась на акварели и натюрморте.
Родилась на эстонском острове Хийумаа , Лидия Мэй был средним ребенком из трех дочерей капитана судна. Все три сестры стали художницами, Лидия Мэй и Натали Мэй достигли общественной известности в Neue Sachlichkeit (Новая объективность) период эстонском искусстве 1920-х годов, сестра Кристине Мэй стала скульптором. Мэй изучала архитектуру в Петроградском политехническом Женском институте до 1918 года. Она стала известна как акварелист в конце 1920-х годов. Она позже вышла замуж за скульптора Антона Старкопфа и поэтому иногда её имя указывают как Лидия Мэй-Старкопф. Она умерла в 1965 году в Таллине .

воскресенье, 3 марта 2013 г.

И.П. Курилас (1870-1951) - "На Гуцульщине"

И.П. Курилас (1870-1951). На Гуцульщине. Исполнено в 1942 году. Холст, масло. Львовский музей украинского искусства - Y.P. Kurilas (1870-1951). In the Hutsul Land. 1942. Oil on canvas. Lviv Museum of Ukrainian Art  
Иосиф Петрович Курилас (имя при рождении: Осип Петрович Курилас). Дата рождения: 26 июля 1870(1870-07-26). Место рождения: Щирец (Пустомытовский район Львовской области). Дата смерти: 25 июня 1951(1951-06-25) (80 лет) Место смерти: Львов Гражданство: Австро-Венгрия, Польша, СССР Учёба: Львовская художественно-промышленная школа, Краковская Академия искусств

Родился в многодетной семье дьячка-учителя народной школы. После окончания бурсы, с 1886 по 1890 год Курилас учился во Львовской художественно-промышленной школе, которой руководил З.Горголевский. Из-за нехватки средств для продолжения обучения в Академии искусств, Иосиф Курилас подрабатывал, выполняя заказы на создание икон и портретов горожан.
В 1898—1900 прошел курс обучения живописи Краковской Академии искусств. Принимал участие в ряде выставок во Львове. Совершил турне по городам Европы, посетив лучшие картинные галереи Вены, Мюнхена, Дрездена, Праги и Будапешта. До 1914 года жил и творил в родном Щирце.
Участник Первой мировой войны. Служил в украинском воинском формаровании — Украинские сечевые стрельцы (подразделении армии Австро-Венгерской империи, сформированом по национальному признаку из галичан. Во время войны сделал много зарисовок, почтовых открыток, портретов и жанровых картин. За короткий отрезок военного времени им было создано около двух сотен стрелецких портретов, батальные картины «Макивка», «Битва на Лисони» и др.
В начале 1920-х годов работал преподавателем рисунка в художественной школе Олексы Новаковского. В 1935, после смерти Новаковского, возглавил школу. В этот период занимался кроме преподавательской работы иллюстрацией газет, журналов, букварей и школьных учебников, писал картины религиозной тематики (иконы «Богородиця», «Иисус Христос»). Художник поддерживал тесные дружеские отношения с писателем Василием Стефаником, произведения которого он иллюстрировал («Кленовые листки»).
В советский период вместе с Иваном Трушом и А. Манастырским выступал поборником реалистических, демократических традиций украинской живописи. Последние годы жизни провел во Львове. Похоронен на Лычаковском кладбище.

суббота, 2 марта 2013 г.

Виктор Александрович Каррус (род. 1911 г.) - "Речная гавань"

Каррус, Виктор (род. 1911 г.). Речная гавань. Исполнено в 1960 г. Таллинская средняя школа №44 - Кarrus, Viktor. Joesadam. Tallinna 44. Keskkool - Viktor Karrus (born 1913). Boats. Secondary school  №44, Tallinn
См. также:

В. Каррус (род. 1913 г.) - «Хлеб государству»