Львов. Королевский арсенал. 1630-е гг. |
Львов — один из самых древних, своеобразных и красивейших городов нашей страны.
Основанный в середине XIII века выдающимся государственным деятелем Древней Руси князем Даниилом Галицким и названный в честь его сына Льва, город был воздвигнут трудом талантливых ремесленников и крестьян. В создании этого удивительного города наряду с украинскими и русскими мастерами принимали участие зодчие, скульпторы, художники разных народов — поляки, итальянцы, армяне, немцы, австрийцы, чехи. Их творчество и создало единый, целостный художественный образ города. «Под таким уж небом и под такой звездой возник этот город,— писал в XVII веке львовский поэт и хронист Б. Зиморович,— что как-то невольно рождалось здесь стремление к прекрасному. И нет ремесла, в котором львовянин не сумел бы совершенствоваться».
Прошли века. В 1939 году, после шести веков чужеземного ига, Львов навечно воссоединился с Советской Украиной. Начинается новая история древнего города — его возрождение и обновление. Из «столицы» отсталой Восточной Галиции Львов превращается в крупный культурный и индустриальный центр Украинской Советской Социалистической Республики.
Сегодня поэты посвящают Львову стихи, художники воссоздают его образ в своих полотнах, рисунках, гравюрах. Сотни и тысячи туристов со всех концов Советского Союза и зарубежных стран приезжают познакомиться со Львовом, полюбоваться памятниками его архитектуры, побродить по его узеньким улочкам и тенистым бульварам, вдохнуть особый, лишь ему присущий аромат. Тем более дорог он львовянам, влюбленным в свой родной город.
Любовью к родному городу пронизано и творчество Львовской художницы Ирины Соболевой. Воспитанница московской школы графики, известных советских мастеров — М. Родионова и П. Павлинова, она вот уже почти четверть века живет и работает во Львове. Город — его жизнь, его люди, его архитектурный облик — стал для художницы источником тем, образов, радости творческих исканий и свершений. Предлагаемые открытки-репродукции «Архитектурные памятники Львова» с цветных линогравюр вобрали в себя впечатления многих лет, большой опыт работы в жанре архитектурного пейзажа.
Львов предстает в этих гравюрах исполненным какого-то особого величия, торжественности и, если можно так выразиться, горделивого сознания собственного достоинства. В этой величавости слышатся отзвуки ратной славы города, не раз дававшего отпор недругам («Городской арсенал», «Королевский арсенал»), воспоминания о Возрождении — эпохе предприимчивых купцов, путешественников, завоевателей, времени прекрасных зодчих и художников, превыше всего ценивших в искусстве ясность и благородную строгость форм, гармонию совершенных пропорций, соразмерность человека и архитектуры («Черная каменица», «Итальянский дворик», «Каплица Трех святителей»). Каждый поворот истории оставлял на улицах и площадях города глубокий след, и в таких замечательных памятниках архитектуры барокко, как «Каплица Боймов», «Бернардинский костел», «Ворота собора св. Юры», ярко и самобытно воплотился самый дух XVII—XVIII веков, эпохи богатых и могущественных светских магнатов, князей церкви, негоциантов, времени героической национально-освободительной борьбы украинского народа против чужеземного гнета. Несколько гравюр серии художница посвятила новой жизни древнего города. Перед нами предстают Театр оперы и балета им. Ивана Франко, в зале которого в 1939 году был принят Манифест воссоединения, здание львовского филиала Центрального музея Владимира Ильича Ленина. В глубоком благоговении застываем перед торжественно-скорбными пропилеями Холма Славы, где покоятся останки советских воинов-освободителей, павших в Великой Отечественной войне. И вот уже взметнулись сверкающие стеклом и металлом громады новостроек, определяющие облик сегодняшнего, советского Львова, города рабочих, ученых, студентов («Вычислительный центр», «Новые корпуса Политехнического института»).
Каждая гравюра Ирины Соболевой посвящена какому-то одному памятнику архитектуры, но решаются они скорее не в камерном, а в эпическом ключе. Художница поднимает эти памятники до значения своеобразных символов истории, свидетелей великих переломов в судьбах города и народа. Этой образной задаче подчинен и изобразительный язык, сочетающий специфическую условность линогравюры с достоверной конкретностью исторических памятников, любовное внимание к красоте деталей с декоративными обобщениями форм и цвета. Способствует этому и введение в колористическую гамму золота, усиливающего необычность и возвышенную торжественность эстампов. Гравюры Ирины Соболевой знакомят нас со Львовом, доносят до нас его обаяние, секрет которого кроется в едином, нерасторжимом сплаве древнего и нового, творчества наших предшественников и современников, памятников старины, сохраняющих свою непреходящую ценность, и искусства социалистического города.
Г. Островский
Львов. Филиао Центрального музея В.И. Ленина (До того в этом здании был промышленный музей, что сейчас - не знаю) |
Львов. Каплица Трёх святителей Успенской церкви. 1578-1591 гг. |
Львов. Каплица Боймов. 1609-1917 гг. |
Львов. Костёл Бернардинского монастыря. 1600-1630 гг |
Львов. Новые учебные корпуса Политехнического института. |
Львов. Площадка у Вычислительного центра |
См. также