вторник, 25 марта 2014 г.

Степан Бакалович - четыре картины с выставки 1886 года

С.В. Бакалович. «Соседки» или «Сцена из римской жизни». Исполнено в 1885 г.
Из "Нового Полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Бакалович, Степан Владиславович (1857-1947) - живописец. Учился в Варшавской рисовальной школе, с 1876 г. - в Академии художеств. С 1886 г. - академик исторической живописи. Жил в Париже. Риме. Автор камерных картин на античные темы ("В приёмной мецената". 1887, ГТГ). исполнял офорты. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, а музеях Владикавказа, Иванова, Краснодара, Н.Новгорода, Омска, Саранска, Саратова, Твери, Ярославля, Харькова и других.
С.В. Бакалович. «Римский поэт Катулл, читающий свои стихи друзьям». Исполнено в 1885 г.

С.В. Бакалович. «Послание», сейчас эту картины публикуют под названием «Помпеи. У стен». Исполнено в 1885 г.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №934-1886 г.

«ВЕЧЕРНИЙ РАЗГОВОР»
(Картина С.В. Бакаловича.)

На выставке в акдемии художеств всеобщее внимание приковывали к себе четыре маленькие картинки нашего пенсионера, живущего в Риме, Степана Владиславовича Бакаловича, именно «Соседки», «Римский поэт Катулл, читающий свои стихи друзьям», «Послание» и «Вечерний разговор», снимок с последней и изображает наш рисунок. В каждой из этих картинок есть эффекты, показывающие глубокое изучение художником рисмкой старинной жизни, в которую он заставляет всецело переноситься зрителя. Эти картины г. Бакаловича, за исключением «Послания» , составляющего собственность Е.И.В. великого князя Петра Николаевича, были куплены г.г. Третьяковым и Солдатенковым в Москве до прибытия их из-за границы по фотографиям с них, привезённым художников Риццони. Посвящение своего таланта г. Бакаловичем писанию картин из римского быта не составляет новизны для русских художников нашего времени; стоит вспомнить г.г. Семирадского и Сведомского, но смело можно сказать, что г. Бакалович выступает на этом поприще несравненно выше, чем тот и другой, и быть может ему суждено сделаться в будущем действительно русским Альма Тадемой, в кого уже успели произвести г. Бакаловича некоторые критики. На прошлогодней академической выставке г. Бакалович дебютировал двумя картинами также из римской жизни, это: «Весна», где представлена была молодая парочка и «Римлянка у восточного купца и колдуна», но ни та, ни другая картина не производила той иллюзии, которая так мощно и сильно блещет в его нынешних произведениях. В «Соседках» особенно хорошо было освещение лучом и сочетание желтоватых тонов; в «Калулле» жороши фигуры и их лица, а мраморная скамейка невольно вызывала в зрителях и художниках восклицание: «Да это просто аксессуар, унесённый от менингенской группы!» «Послание», изображающее юношу, пишущего на стене нежные слова любви предмету своей страсти, отличалось мастерством письма; но самое сильное впечатление производила картинка «Вечерний разговор», в которо1 мы видим старика и пожилого человека, буседующих о чём-то важном, а молодая парочка, представляющая по всей вероятности сына и дочь этих дельцов, воркует, как голубь с голубкой, забывая всё и вся; а месяц. Этот немой свидетель всех влюблённых, особенным желтоватым тоном освещает атриум, на траву которого спустился уже туман, так ловко почувствованный художником в красках; вся  эта тихая сценка, полная прелестной простоты, заставляет вас любоваться поэтичным жанром.
И.Б-овъ.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

П.С. К сожалению не удалось найти репродукции картины «Вечерний разговор» "в цвете".
П.П.С. За картины, выставленные на выставке 1886 года, Степану Бакаловичу было присвоено звание академика.

воскресенье, 23 марта 2014 г.

Вступление Алариха в Рим - картина Вильгельма Линденшмидта

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Из Википедии:Вильгельм фон Линденшмит Младший (нем. Wilhelm von Lindenschmit der Jüngere, 20 июня 1829, Мюнхен — 8 июня 1895, Мюнхен) — немецкий художник, профессор мюнхенской Академии художеств.
Картина  «Вступление Алариха в Рим» написана в 1886 году.
Заметка из журнала «Всемирная Иллюстрация» №933-1886 г.

ВСТУПЛЕНИЕ АЛАРИХА В РИМ.
(Картина профессора Вильгельма Линденшмидта.)

Картина профессора В. Линденшмидта – «Вступление Алариха в Рим» на последней художественной выставке в Берлине, бывшей летом текущего года, не прошла незамеченной по силе экспрессии, с которой художнику удалось воспроивести один из важнейших моментов вторжения готов в Италию в V веке по Р..Х. Большое впечатление производит фигура сидящего на коне Алариха, которого умоляют о пощаде побеждённые и весьма красивая фигура женщины, которая обняла крест, в числе прочей церковной утвари уносимый юношами обратно в храм по повелени. Алариха, приказавшего пощадить святыни города.
Вильгель Линденшмидт родился в 1829 г. В Мюнхене и с 1875 года состоит профессором исторической живописи при мюнхенской академии художеств.

«Надоел!» (Картина академика А.И. Корзухина.)

А.И. Корзухин - Надоел! Пермский государственный художественный музей.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №921-1886 год:

«Надоел»
(Картина академика А.И. Корзухина.)

Жанр Алексея Ивановича Корузухина, переданный в точной копии на нашем рисунке, на последней академической выставке обращал на себя всеобщее внимание, причём заслуживал одобрительные отзывы. Содержание сюжета этой бытовой картинка нет надобности пояснять, стоит взглянуть лишь на изображённых действующих в нём лиц – и название картинки само собой явится. В красках произведение А.И. Корзухина ещё более, конечно, выигрывало и возбуждало невольную улыбку, смотря на сценку, словно выхваченную из весёленького водевиля. Который исполнялся иногда так дружно известными актёрами-комиками. Настоящая картинка. Равно как и прошлогодний жанр А.И. Корзухина – «На Петровском острове», где художник изобразил веселящуюся семью рабочих, свидетельствуют, что талантливый бытописатель русской жизни изменил свои серьёзные и грустные сюжеты на более игривые мотивы, чему нельзя не порадоваться, так как направление трагизма довольно-таки набило оскомину публике. Говоря о жанре А.И. Корзухина, мы считаем долгом напомнить о том, что в нынешнем году исполнилось 25 лет художественной деятельности А.И. Корзухина, так как в 1861 году он получил 2-ю золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». Родился А.И. Корзухин на Уктусских заводах в Екатеринбургском уезде 11-го марта 1835 года. В 1863 году он отказался от соискания 1-ой золотой медали и затем участвовал в образовании с.-петербургской артели художников. В 1865 г. Получил звание художника первой степени за картину «Поминки на деревенском кладбище». А в 1868 году удостоен звания академика за картину: «Возвращение с ярмарки».

пятница, 21 марта 2014 г.

ТРОПИНКА - картина Ольги Антоновны Лагода-Шишкиной

Тропинка
«Тропинка» на Яндекс.Фотках


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №919 – 1886 г.:

ТРОПИНКА
(К картине О. Лагода-Шишкиной).)

Прилагаемый рисунок награвирован с известной картины талантливой художницы О.А. Лагода-Шишкиной. Превосходно нарисованная замечательная поколориту картина «Тропинка» обратила на себя внимание посетителей передвижной выставки 1881 года. В продолжение своей не долгой деятельности кроме картины «тропинка» и превосхожного этюда «Девочка в цветах», находящегося в галерее Третьякова в Москве, О.А. Лагода-Шишкина оставила много эскизов, этюдов и великолепных рисунков карандашом, составляющих собственность мужа её, нашего известного пейзажиста Н.Н. Шишкина*.


* - В заметке, вероятно, допущена ошибка в инициалах И.И. Шишкина.

О.А. Лагода-Шишкина - Женщина с зонтиком на тропинке. Исполнено в 1881 году

Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938)

Georges Antoine Rochegrosse (French, 1859-1938). Onslaught of the Tartars. Оil on canvas.62.5 x 93.3 cm.
 - Жорж Антуан Рошгросс (французский, 1859-1938) Нашествие татар. Холст, масло. 62,5 х 93,3 см.
Жакерия
«Жакерия» на Яндекс.Фотках
 Восстание французских крестьян в 1358 году 
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №935 -1886 г.:

Восстание крестьян
(К картине г. Рошгросса.)

Стараясь знакомить наших читателей и с заграничным искусством, в главных его проявлениях, мы приводим в этом номере выдающийся образец новейшей французской исторической живописи. 24-х летний художник Георг Рошгросс, картину которого из известной крестьянской войны, называемой Jaquerie, мы приводим в этом номере, без сомнения принадлежит, если не к замечательнейшим, то к очень талантливым художникам реалистического направления во Франции. Картина, изображающая вторжение в средневековый замок разъярённой толпы крестьян, где они, показывая вздетые на копье голову и сердце убитого ими владельца этого замка, появляются перед его испуганной и поражённой ужасом семьёй, говорит об выдающемся драматическом таланте. Взгляните на эту гордую, величественную и боящуюся грозящей опасности фигуру бабушку, защищающей собой дочь и внучат, которые в ужасе и удивлении глядат на убийц. Всмотритесь теперь в эту дикую толпу разъярённых крестьян, похожих скорее на обитателей сумасшедшего дома, чем на здоровых людей. Тут, как и во всей картине, художник воспользовался очевидно ужасными сценами парижской коммуны и тем придал своей картине поражающую натуральность, производящую скорее отталкивающее и ужасающее впечатление, чем трагическое; пред зверским видом убийц их жертвы не представляют достаточно трогательного и благородного контраста. В этой третьей, по счёту картине, (предшествующие: «Вителлий» и «взятие Трои») художник выказывает усовершенствование в пользу большей естественности и развитости таланта. Без сомнения много помогло ему и то, что он не взялся здесь приводить картины из жизни, в которой мало сведущ, а описывает своих соотечественников и свои личные впечатления. 


четверг, 20 марта 2014 г.

В.Е. Маковский - Партия в карты

В.Е. Маковский - Партия в карты

ПАРТИЯ В КАРТЫ
(картина В.Е. Маковского)

Место первоклассного жанриста среди современных наших художников бесспорно принадлежит Владимиру Егоровичу Маковскому, который среди многочисленных своиз произведений почти из года в год с одинаковым интересом умеет бытописать сценки из жизни народа и русской буржуазии с такой животрепещущей жилкой наблюдательности, что все эти картины всегда останавливают перед собой толпы выставочных посетителей. Прилагаемая картинка, бывшая на последней выставке, не требует никаких пояснений: эти игроки-провинциалы до того типичны, что вы как быдто их всех где-то и когда-то встречали. Самый момент переговоров схвачен как нельзы более верно: толстык, сидящий спиной к зрителю, говорит: «Да ну же, набавляйте и кончайте!», а что игра пришла к старичку – это говорят сердечком сложенные губы его соседа. Менее выразителен священник; он, кажется, черезчур серьёзен и положителен; за игрой в винт более встречаешь попов-франтов, а потому с выпускным крахмаленным воротником рубашки, виднеющимся из-под рязы, был бы более верен и уместен. Таких священников, хотя не часто, но встречаешь, и о них собраться говорят обыкновенно, де мол, «как ему в карты не играть и в азарт не входить: он не раз на крестинах и платок полученный проигрывал». Подобных картин В.Е. Маковским написано множество; все они полны интереса, а потому очень жаль, что он, гравируя некоторые из них офортом, не пустил такие оттиски на продажу.
И.Б.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 913-1886 г.

среда, 19 марта 2014 г.

Уго Вильгельм Кауфман (1844-1915)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

ЗАБИЯКА 

В небольшой швейцарской таверне собралась весёлая кампания, тумная комната со сводами, грубый стол, скамейка свидетельствует о невзыскательности обычных посетителей кабачка. Они пьют, поют и забавляются игрой в кости. Но мирная игра их скоро прекратилась: один из товарищей, поклонник молодой красивой девушки, сидящей тут же, заметил, что её прекрасные глазки часто обращались на одного из играющих. Взбешенный этим он вскакивает, опрокидывая стулья, выхватывает нож и хочет броситься на соперника, но собеседники удерживают противников. Вся эта маленькая сценка отличается живостью и характерностью, схваченных художником типов. Гуго Кауфман, автор этой картины – сын известного гамбургского художника. Он родился 7 августа н.с. 1844 года. В 1861 году он был отдан отцом своим, Германом Кауфманом в институт во Франкфурте-на-Майне. По окончании курса молодой художник долгое время прожил в Париже, а впоследствии поселился в Мюнхене, но картины свои он писал в разных местах. Произведения его отличаются вообще добродушным юмором, верностью рисунка и мастерством исполнения. 
Zk. 

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №886-1886 год.   

Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
Кауфман Гуго (Kauffmann; род. в 1844 г.) — один из даровитейших современных бытовых живописцев в Германии, сын ландшафтиста и жанриста Германа К. (1808-89), учился сперва в Штеделевском институте в Франкфурте-на-Майне под руководством Я. Бекера, а потом, недолгое время, в Дюссельдорфск. акд.; с 1863-71 гг. работал в Кронберге на Таунусе, совершенствовался в течение полутора лет в Париже; в 1874 г. поселился в Мюнхене. Тонкая наблюдательность, здоровый юмор, превосходная характеристика изображаемых сцен и действующих в них лиц составляют достоинства его картин, замечательно приятных по краскам, каковы, напр., "Вальс для стариков", "Отправление охотников на облаву", "Странствующие музыканты", "Рассказы о войне", "Парижский карнавал", "Собачья дрессировка", "Дети у источника", "Продажа с аукционного торга" и мн. др., а равно и рисунков, исполненных тушью и пером, каковы, напр., изданные светописным способом, в виде сборников, "Hochzeitsleute und Musikanten", "Biederm änner und Konsorten" и "Spiessb ürger und Vagabunden".
Hugo Wilhelm Kauffmann. Nach der Rauferei. 1903. Уго Вильгельм Кауфман. После драки. Исполнено в 1903 году

вторник, 18 марта 2014 г.

А.Е. Архипов (1862-1930) - "Пьяница"

Посмотреть на Яндекс.Фотках
ТАЙНАЯ ПРОДАЖА ВОДКИ

Есть на свете для нашего «серого» мужичка» одно волшебное, магическое слово, чудодейственная сила которого равна и в заколоченной дымной лачуге бедняка, и в расписной горнице богоча-мироеда. Это могущественное, всесильное слово – водка! В самом деле крестьянин всем готов услужить за посуленный ему стаканчик. Шкалик – его первый и лучший друг; выпьет он отрадости – вино из весёлого обратит его в счастливого, выпьет с горя – зальётся и горе, придёт хотя бы временное забвение. Мужик прост и доверчив: обмануть и провести его нетрудно. Но не в каждой деревне однако есть кабак; можно бы тут сказать: к счастью; но в таких деревнях, в большинстве случаев. Существует иной споссоб эксплоатации: нет отрытой, законной продажи вина – есть тайная. Между убогими крестьянскими избами наверное находится хорошо знакомая каждому из жителей таинственная избушка. С виду она ничем не отличается от прочих, разве только внутри обнаруживается несколько больший достаток, да хозяину её или даже хозяйке при встрече ниже поклонится оборванный земляк. Да как и не поклониться? Быть может, сегодня же горемыка побредёт к ней украдкой «порешить» последний пятак за стаканчик, без которого он не в силах переносить свою горькую долю. Одну из таких сцен наглядно изобразил художник на своём рисунке. Вот он, горемычный, уныло стоит посреди избы, опустив голову и заложив назад руки; возле него на полу валяется хомут. Видно уж сильно понадобился ему стаканчик, когда он решился добыть его ценою такой дорогой вещи в крестьянском хозяйстве! Но он и не глядит более на него; забыта недавняя борьба, забыта горькая дума, как завтра выехать в поле, как привезти хлеб голодным ребятишкам: там, при тусклом свете оконца, уже заманчиво журчит, переливаясь в заветный штофчик, живительная влага…
Ч.

Заметка о картине взята из журнала «Всемирная Иллюстрация» №886-1886 год. 

Картину «Пьяница» купил Третьяков за 200 рублей и по всей вероятности она должна находиться в Третьяковской галерее.  Однако цветную репродукцию этой картины найти не удалось - только открытку, выпущенную до революции, которая несколько отличается от картины.