пятница, 28 марта 2014 г.

Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938) - Пляска Саломеи перед царём Иродом



Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №959-1887 г.

Пляска Саломеи перед царём Иродом.

Ж. Рошгросс – ещё молодой художник, получивший уже однако большую известность как в артистическом мире, так и в публике, и французские художественные критики не раз с похвалой отзывались об его таланте. Едва ли представляется теперь надобность приводить содержание картины: сюжет её всем известен, и мы можем коснуться лишь частностей. На возвышенной эстраде вы видите мрачного Ирода; слева расположились гости; перед ними, под звуки странной восточной музыки – арф, тимпанов и египетских гремушек – извивается в сладострастной пляске Саломея, каждым движением своего гибкого, стройного стана овладевая зрителями, опьяняя их, кружа головы. В душе Ирода зарождается беспокойство, смущение; Иродиада следит за ним, не сводя глаз, старается проникнуть в его мысли и ждёт удобной минуты, чтобы привести в исполнение задуманный план. А общее очарование всё усиливается, страсть и нега разливаются по обширному покою …
Этот именно момент и представил нам высокодаровитый художник.


четверг, 27 марта 2014 г.

Пытка боярыни Морозовой - рисунок Владислава Перова

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 942-1887 г.

Пытка боярыни Морозовой.
(рисунок Перова)

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была второй супругой Глеба Ивановича Морозова, одного из первых бояр при царе Алексее Михайловиче. Замужество её относится к 1650 г.; она была дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина, человека очень близкого и родственного царице Марье Ильинишне. Муж Морозовой умер в 1662 г., после 12-ти летнего суружества с молодой женой и оставил вдову около 30 лет от роду. С этого события без того крайне набожная Морозова сделалась ещё преданнее религии, укрепление которой было положено духовником Морозовой и её сестры, Евдокии, бывшей замужем за князем Петром Семёновичем Урусовым, знаменитым протопопом Аввакумом.
С какой роскошью и довольством жила прежде Морозова в Москве лучше всего можно представить из письма к ней Аввакума, который в нём говорит, «жена ты была боярская, Глеба Ивановича Морозова, вдова честная, в Верху чина царева, близ царицы; в дому твоём тебе служило человек 300, крестьян у тебя было 8.000, имения в твоём дому было на 200 или 250 тысяч , друзей и сродников в Москве множество; ездила ты к ним в карете дорогой, украшенной мусиёй (мозаикой) и серебром, на аргамаках многих, по 6 и 12 запрягали, или человек 100, 200, а иногда и 300, рабов и рабынь шло за тобой, оберегая честь твою и здоровье. Пред ними красота твоего лица сияла, как в древнем Израили вдова Июдифь, победившей Навходносорова князя Олоферна. И знаменита была ты в Москве. Как древняя Девора в Израиле или Есфирь жена Артаксеркса». Но всею роскошью пренебрегала Морозова ради религии и раздавала милостыню, принимала у себя юродивых и гнойных, у которых сама обмывала раны и струпья. В числе посетителей её находились два известных юродивых Фёдор и Киприян, знаменитые ревнители древнего благочестия. Собирая около себя убогое общество, Морозова поучалась его подвигами и словесами, причём особенно восставала против новых постановлений Никона.
В январе 1671 г. Царь вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Морозовой, по старшинству её положения, следовало в свадебной чину стоять во главе других и говорить титло царское, но она отказалась от этого, жалуясь на болезнь своих ног. Государь понял причину её отказа и прогневался, сказав: «Знаю, она загордилась». Гроза собиралась, но сестра её знала всё, что просходило при дворе и, услыхав один раз, что Морозова будет взята сегодня под стражу, отправилась к ней сообщить о том и решилась остаться вместе с нею. Томясь в заключении, Морозова узнала о смерти своего единственного сына, которого, как кажется, залечили из желания спасти ему жизнь, но весть эта , которой хотели показать, что Господь Бог наказывает её, ничуть не подействовала на изуверку. Мы не будем излагать всех бед, претерпленных Морозовой, историю жития которой желающие найдут в «Русском Вестнике за 1865 г., написанную г Тихонравовым согласно списку её жития, хранящегося в библиотеке графа Уварова.
Со смертью сына Морозовой имения и вотчины их были розданы боярам, а вещи золотые и серебрянные распроданы, так говорится в сказании её жития, причём упомянуто, что в одной из палат нашли множество золота, которое было «заздано въ стене» - клад, спрятанный вероятно ещё предками Морозовых.
Самая пытка над Морозовой была вызвана тем обстоятельством, что она оттолкнула митрополита, который при увещевании её, находя, что она не в своём уме, хотел для просветления Морозовой помазать её миром; была даже речь об сожжении её, но в думе боярской Морозова нашла себе защитников и приговорена была к пытке.
Картина этой пытки передана в рисунке, поном драматизма, принадлежащем молодому художнику Перову, сыну знаменитого бытописателя русской жизни, профессора живописи В.Г. Перова.
При пытке Морозовой. Как говорит история, присутствовали: князь Иван Воротынский, князь Яков Одоевский иВасилий Волынский. Перед пыткой Морозовой в её глазах была прежде пытана, т.е поднята на стряску на дыбу, Марья Даниловна, а потом её сестра княгиня Евдокия Урусова; затем князь Воротынский уговаривал Морозову повиниться. Уверяя, что всему виной то, что она принимала юродивых Фёдора и Киприяна; этот момент и изображён художником, когда на слова Воротынского ответила Морозова: «Не велико наше благородие телесное и слава человеческая суетна на земле, и всё. О чём ты говоришь, всё это тленно и мимоходяще; послушай, что я скажу тебе: помысли о Христе, кто Он и чей Сын и что сотвори… Полсе распят был от жидов; так и мы все от вас мучимы». Тогда приказано было связать Морозову «рукавами срачицы ея увита поконецъ сосецъ и руки на опако завязать». От этого описания отступил несколько г. Перов. Скончалась боярыня Морозова и её сестра в заключении в городе Боровске, где в 1820 году известный учёный Строев видел на городище у острога камень, накотором прочитал следующую надпись: «Лета 7… погребены на сем месте сентября в 11-й день боярыня князя Петра Семёновича Урусова жена его княгина Евдокия Прокопьевна, да ноября во 2-й день боярыня … жена … Морозова боярыня Феодосия Прокопьевна. А в инокинях инока-схимница Феодора, а дщери окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. А сию цку положили на сёстрах своих родных боярин Фёдор Прокофьевич, да окольничий Алексей Прокофьневич Соковнины».
И.Б. 

О художнике (из "Нового Полного Биографического Словаря русских художников" Э.Г. Коновалова):
Перов, Владислав Васильевич (1868-1898) - живописец. Сын В.Г. Перова. В Государственной Третьяковской галерее имеется его картина "Странник", в Государственном Русском музее - "Рыбная ловля" (1887).

среда, 26 марта 2014 г.

Ярослав Чермак - «Свадьба в Черногории»

Ярослав Чермак. «Свадьба в Черногории». Национальная галерея в Праге

«Свадьба в Черногории»
(К картине Ярослава Чермака.)

Черногория отвагой и удальством своих юнаков отвоевала свои владения и права у свирепых турок. Ярослав Чермак своей кистью и искусством завоевал себе славу во всей Европе. Художественный музей в Праге заключает в числе своих главных сокровищ оригинал этой картины, весьма удачное воспроизведение которой, превосходно нарисованное Б. Рубаликом, мы предлагаем читателям. Умерший уже художник изобразил тут не кровавое событие, не одну из бесчисленных схваток горцев с их вечным врагом турком, но сцену одинаково захватывающую наш взгляд и мысль своими национальными особенностями и своим превосходным художественным выполнением. Это отрывок из частной семейной жизни черногорцев, такой блаженный, радостный – свадьба! Но с какими обычаями, нравами! Отвага, храбрость веют от изображения этой черногорской свадьбы, как с каждой картины, которой Ярослав Чермак прославил и увековечил воинственность и геройство наших южных собратьев. Жених увозит с собой дорогую невесту на быстром коне, сопровождаемый песнями и выстрелами своих приятелей; он въезжает в свой дом, его же пленница увенчана пёстрыми цветам. Драматическая сторона этого семейного события воплощена в фигуре жениха. Это черногорец, как бы выхваченный из действительности, с искрящимся соколинным взглядом, с могучей грудью, со стальными мускулами и мыслью, которая своей свежестью оживляет и скала, и степи и развалины старых зданий. Лошадь сознаёт. Какого богатыря она везёт, и как счастлив ныне этот богатырь.
А.С.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 937-1887 г.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

вторник, 25 марта 2014 г.

Степан Бакалович - четыре картины с выставки 1886 года

С.В. Бакалович. «Соседки» или «Сцена из римской жизни». Исполнено в 1885 г.
Из "Нового Полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Бакалович, Степан Владиславович (1857-1947) - живописец. Учился в Варшавской рисовальной школе, с 1876 г. - в Академии художеств. С 1886 г. - академик исторической живописи. Жил в Париже. Риме. Автор камерных картин на античные темы ("В приёмной мецената". 1887, ГТГ). исполнял офорты. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, а музеях Владикавказа, Иванова, Краснодара, Н.Новгорода, Омска, Саранска, Саратова, Твери, Ярославля, Харькова и других.
С.В. Бакалович. «Римский поэт Катулл, читающий свои стихи друзьям». Исполнено в 1885 г.

С.В. Бакалович. «Послание», сейчас эту картины публикуют под названием «Помпеи. У стен». Исполнено в 1885 г.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №934-1886 г.

«ВЕЧЕРНИЙ РАЗГОВОР»
(Картина С.В. Бакаловича.)

На выставке в акдемии художеств всеобщее внимание приковывали к себе четыре маленькие картинки нашего пенсионера, живущего в Риме, Степана Владиславовича Бакаловича, именно «Соседки», «Римский поэт Катулл, читающий свои стихи друзьям», «Послание» и «Вечерний разговор», снимок с последней и изображает наш рисунок. В каждой из этих картинок есть эффекты, показывающие глубокое изучение художником рисмкой старинной жизни, в которую он заставляет всецело переноситься зрителя. Эти картины г. Бакаловича, за исключением «Послания» , составляющего собственность Е.И.В. великого князя Петра Николаевича, были куплены г.г. Третьяковым и Солдатенковым в Москве до прибытия их из-за границы по фотографиям с них, привезённым художников Риццони. Посвящение своего таланта г. Бакаловичем писанию картин из римского быта не составляет новизны для русских художников нашего времени; стоит вспомнить г.г. Семирадского и Сведомского, но смело можно сказать, что г. Бакалович выступает на этом поприще несравненно выше, чем тот и другой, и быть может ему суждено сделаться в будущем действительно русским Альма Тадемой, в кого уже успели произвести г. Бакаловича некоторые критики. На прошлогодней академической выставке г. Бакалович дебютировал двумя картинами также из римской жизни, это: «Весна», где представлена была молодая парочка и «Римлянка у восточного купца и колдуна», но ни та, ни другая картина не производила той иллюзии, которая так мощно и сильно блещет в его нынешних произведениях. В «Соседках» особенно хорошо было освещение лучом и сочетание желтоватых тонов; в «Калулле» жороши фигуры и их лица, а мраморная скамейка невольно вызывала в зрителях и художниках восклицание: «Да это просто аксессуар, унесённый от менингенской группы!» «Послание», изображающее юношу, пишущего на стене нежные слова любви предмету своей страсти, отличалось мастерством письма; но самое сильное впечатление производила картинка «Вечерний разговор», в которо1 мы видим старика и пожилого человека, буседующих о чём-то важном, а молодая парочка, представляющая по всей вероятности сына и дочь этих дельцов, воркует, как голубь с голубкой, забывая всё и вся; а месяц. Этот немой свидетель всех влюблённых, особенным желтоватым тоном освещает атриум, на траву которого спустился уже туман, так ловко почувствованный художником в красках; вся  эта тихая сценка, полная прелестной простоты, заставляет вас любоваться поэтичным жанром.
И.Б-овъ.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

П.С. К сожалению не удалось найти репродукции картины «Вечерний разговор» "в цвете".
П.П.С. За картины, выставленные на выставке 1886 года, Степану Бакаловичу было присвоено звание академика.

воскресенье, 23 марта 2014 г.

Вступление Алариха в Рим - картина Вильгельма Линденшмидта

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Из Википедии:Вильгельм фон Линденшмит Младший (нем. Wilhelm von Lindenschmit der Jüngere, 20 июня 1829, Мюнхен — 8 июня 1895, Мюнхен) — немецкий художник, профессор мюнхенской Академии художеств.
Картина  «Вступление Алариха в Рим» написана в 1886 году.
Заметка из журнала «Всемирная Иллюстрация» №933-1886 г.

ВСТУПЛЕНИЕ АЛАРИХА В РИМ.
(Картина профессора Вильгельма Линденшмидта.)

Картина профессора В. Линденшмидта – «Вступление Алариха в Рим» на последней художественной выставке в Берлине, бывшей летом текущего года, не прошла незамеченной по силе экспрессии, с которой художнику удалось воспроивести один из важнейших моментов вторжения готов в Италию в V веке по Р..Х. Большое впечатление производит фигура сидящего на коне Алариха, которого умоляют о пощаде побеждённые и весьма красивая фигура женщины, которая обняла крест, в числе прочей церковной утвари уносимый юношами обратно в храм по повелени. Алариха, приказавшего пощадить святыни города.
Вильгель Линденшмидт родился в 1829 г. В Мюнхене и с 1875 года состоит профессором исторической живописи при мюнхенской академии художеств.

«Надоел!» (Картина академика А.И. Корзухина.)

А.И. Корзухин - Надоел! Пермский государственный художественный музей.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №921-1886 год:

«Надоел»
(Картина академика А.И. Корзухина.)

Жанр Алексея Ивановича Корузухина, переданный в точной копии на нашем рисунке, на последней академической выставке обращал на себя всеобщее внимание, причём заслуживал одобрительные отзывы. Содержание сюжета этой бытовой картинка нет надобности пояснять, стоит взглянуть лишь на изображённых действующих в нём лиц – и название картинки само собой явится. В красках произведение А.И. Корзухина ещё более, конечно, выигрывало и возбуждало невольную улыбку, смотря на сценку, словно выхваченную из весёленького водевиля. Который исполнялся иногда так дружно известными актёрами-комиками. Настоящая картинка. Равно как и прошлогодний жанр А.И. Корзухина – «На Петровском острове», где художник изобразил веселящуюся семью рабочих, свидетельствуют, что талантливый бытописатель русской жизни изменил свои серьёзные и грустные сюжеты на более игривые мотивы, чему нельзя не порадоваться, так как направление трагизма довольно-таки набило оскомину публике. Говоря о жанре А.И. Корзухина, мы считаем долгом напомнить о том, что в нынешнем году исполнилось 25 лет художественной деятельности А.И. Корзухина, так как в 1861 году он получил 2-ю золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». Родился А.И. Корзухин на Уктусских заводах в Екатеринбургском уезде 11-го марта 1835 года. В 1863 году он отказался от соискания 1-ой золотой медали и затем участвовал в образовании с.-петербургской артели художников. В 1865 г. Получил звание художника первой степени за картину «Поминки на деревенском кладбище». А в 1868 году удостоен звания академика за картину: «Возвращение с ярмарки».

пятница, 21 марта 2014 г.

ТРОПИНКА - картина Ольги Антоновны Лагода-Шишкиной

Тропинка
«Тропинка» на Яндекс.Фотках


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №919 – 1886 г.:

ТРОПИНКА
(К картине О. Лагода-Шишкиной).)

Прилагаемый рисунок награвирован с известной картины талантливой художницы О.А. Лагода-Шишкиной. Превосходно нарисованная замечательная поколориту картина «Тропинка» обратила на себя внимание посетителей передвижной выставки 1881 года. В продолжение своей не долгой деятельности кроме картины «тропинка» и превосхожного этюда «Девочка в цветах», находящегося в галерее Третьякова в Москве, О.А. Лагода-Шишкина оставила много эскизов, этюдов и великолепных рисунков карандашом, составляющих собственность мужа её, нашего известного пейзажиста Н.Н. Шишкина*.


* - В заметке, вероятно, допущена ошибка в инициалах И.И. Шишкина.

О.А. Лагода-Шишкина - Женщина с зонтиком на тропинке. Исполнено в 1881 году

Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938)

Georges Antoine Rochegrosse (French, 1859-1938). Onslaught of the Tartars. Оil on canvas.62.5 x 93.3 cm.
 - Жорж Антуан Рошгросс (французский, 1859-1938) Нашествие татар. Холст, масло. 62,5 х 93,3 см.
Жакерия
«Жакерия» на Яндекс.Фотках
 Восстание французских крестьян в 1358 году 
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №935 -1886 г.:

Восстание крестьян
(К картине г. Рошгросса.)

Стараясь знакомить наших читателей и с заграничным искусством, в главных его проявлениях, мы приводим в этом номере выдающийся образец новейшей французской исторической живописи. 24-х летний художник Георг Рошгросс, картину которого из известной крестьянской войны, называемой Jaquerie, мы приводим в этом номере, без сомнения принадлежит, если не к замечательнейшим, то к очень талантливым художникам реалистического направления во Франции. Картина, изображающая вторжение в средневековый замок разъярённой толпы крестьян, где они, показывая вздетые на копье голову и сердце убитого ими владельца этого замка, появляются перед его испуганной и поражённой ужасом семьёй, говорит об выдающемся драматическом таланте. Взгляните на эту гордую, величественную и боящуюся грозящей опасности фигуру бабушку, защищающей собой дочь и внучат, которые в ужасе и удивлении глядат на убийц. Всмотритесь теперь в эту дикую толпу разъярённых крестьян, похожих скорее на обитателей сумасшедшего дома, чем на здоровых людей. Тут, как и во всей картине, художник воспользовался очевидно ужасными сценами парижской коммуны и тем придал своей картине поражающую натуральность, производящую скорее отталкивающее и ужасающее впечатление, чем трагическое; пред зверским видом убийц их жертвы не представляют достаточно трогательного и благородного контраста. В этой третьей, по счёту картине, (предшествующие: «Вителлий» и «взятие Трои») художник выказывает усовершенствование в пользу большей естественности и развитости таланта. Без сомнения много помогло ему и то, что он не взялся здесь приводить картины из жизни, в которой мало сведущ, а описывает своих соотечественников и свои личные впечатления.