суббота, 2 августа 2014 г.

А.С. Евдокимов. - "Подвиг тральщика «Туман»"

Художник А.С. Евдокимов. - "Подвиг тральщика «Туман»"
Евдокимов Анатолий Степанович (10.01.1920 г.р.) - художник.
В 1947-1953 гг. учился во Академии Художеств СССР. Учитель - Авилов М.И. Дипломная работа в ВАХ - "Подвиг тральщика", оценка - хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника живописи.

 Тральщик «Туман» героически погиб в неравном бою 10 августа 1941 года с тремя немецкими эсминцами, получив до 10 попаданий 6-ти дюймовых орудий. Из 52 членов экипажа 15 человек были убиты и 17 ранены.

пятница, 1 августа 2014 г.

О. Снарский. «Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854)»

Художник О. Снарский.  «Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854)». Открытка выпущена к 100-летию обороны Севастополя. Редактор Ю. Яроменок

Снарский, Олег Владимирович 15.04.1923 г.р. 
График. Член Союза художников СССР. Родился 15.04.1923 Киев. Закончил Академию художеств (1944). 
Основные произведения: оформление книг - "Думы", "Царь Эдип", "Кобзарь", "Шрифты" (1979-84), почтовые марки Украины (1992-2000). Член НСХУ (1962). Награжден медалями. (Источник: сайт КОНСХУ)

четверг, 31 июля 2014 г.

С.И. Светославский - «Волы на ниве»

Художник С.И. Светославский. «Волы на ниве». Киевский государственный музей украинского искусства

См. также:



Сергей Иванович Светославский (1857-1931)



среда, 30 июля 2014 г.

Ф.Э. Рущиц (1870-1936). «У костёла»

Ф.Э. Рущиц (1870-1936). «У костёла». Исполнено в 1899 году. Холст, масло. Государственный художественный музей Белорусской ССР
Из "Нового Полного Биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

Рущиц, Фердинанд Эдуардович (1870-1936)ю - живописец. Поляк по происхождению. Родился в Минске. Учился в Высшем художественном училище при академии художеств (1891-1897) у И.И. Шишкина и А.И. Куинджи. Член Союза русских художников, участник выставок Академии художеств. Писал главным образом  пейзажи ("Ранней весной", 1896, ГТГ). Его работы имеются также в Государственном художественном музее Белоруссии.

вторник, 29 июля 2014 г.

К выставке работ польских мастеров, состоявшейся в Москве в 1975 году


Выставка «30 победных лет», которая состоялась в Москве в 1975 году, дала советскому зрителю возможность новой встречи с искусством народной Польши. Экспозиция польского раздела, построенная по историко-хронологическому принципу, позволила ознакомиться с основными этапами развития художественной культуры Польской Народной Республики на протяжении последних десятилетий. И хотя произведения, показанные на выставке, очень несхожи, в них можно уловить главные черты, присущие искусству современных польских мастеров: творческое восприятие реальной действительности, осознанное стремление воплотить в своих произведениях самые важные, актуальные проблемы своего времени. В этом польские художники и скульпторы наших дней продолжают характерную для польской культуры национально-патриотическую традицию, которой отмечено творчество крупнейших живописцев Польши XIX века, таких, как Ян Матейка и Станислав Выспяньский.
Станислав Медза-Томашевский (1913-2000). «Отомстим за кровь тысяч поляков!». Исполнено в 1944 году. Литография. Вилянов, Музей плакатов

Для мастеров народной Польши естественно и закономерно обращение к действительности не в ее будничной обыденности, а к тем явлениям и фактам, которые отражают самую сущность исторического бытия страны. С этим тесно связаны и поиски наиболее емкой, концентрированной формы выражения, преимущественно, символической. Любовь к метафоре, поэтическому иносказанию — характерная особенность художественного мышления польских мастеров XX века, но она всегда используется для образного воплощения большого, общественно значимого содержания.

Это доказывают многие произведения современного польского искусства, представленные на выставке, и в частности живописные работы выдающегося скульптора К. Дуниковского. Их тема — трагические воспоминания об Освенциме, узником которого был и Дуниковский. Созданные им «Концерт» и «Елка в Освенциме» входят в большой цикл работ, выполненных темперой в конце сороковых годов. Весь цикл — это ряд символов, воплощающих нечеловеческий мир фашистского концентрационного лагеря, его ирреальную, кошмарную действительность. Условные изображения людей вплетены в фантасмагорическую среду, мастерски воссозданную художником в немногих, точно отобранных деталях.

Тема войны очень долго была как бы лейтмотивом всего польского искусства: живописи, литературы, кинематографа. Трагические события второй мировой войны оставили столь неизгладимый след в истории польского народа, что мастера искусства не могли говорить о своем времени, не преломляя почти каждый факт реальной жизни сквозь призму опыта и переживаний военных лет. Образы войны привлекают внимание и Е.Кравчика, мастера, обладающего своеобразной манерой видения. Со всей возможной точностью и конкретностью он воспроизводит реальность, которая в глазах зрителя обретает характер образа-символа. На первый взгляд, его картина представляет мир вещей, но эти «говорящие вещи» развертывают перед зрителем трагическую человеческую судьбу, а через нее и судьбу оккупированной фашистами страны.

Иной аспект, иное образное решение представил Б. Либерски в триптихе «Берлин. 1945 год». Это монументальное по своему замыслу произведение пронизано идеей братского единства советских и польских солдат, вместе боровшихся против фашизма, радостным сознанием одержанной победы.

Художники Польской Народной Республики в своем творчестве обращаются к самым различным жанрам. Для мастеров пейзажа (будь это «чистый» сельский пейзаж, вид небольшого городка, городской пейзаж, условно символический «Восход» или «Мгла») характерно стремление к целостности мировосприятия.

Выставка показала, какие богатые традиции в области пейзажа существуют в национальной живописи XX века. Об этом свидетельствуют произведения так называемых колористов — Я.Цибиса, X. Рудзка-Цибисовой, Ю. Студницкого и ряда других художников. Поэтическое вйдение природы, в частности, пейзажа индустриального, также характерно для сегодняшнего польского искусства. Очень показательны в этом отношении работы В.Гарболиньского, особенно его полотно «Индустриальный пейзаж», в котором смело сопоставлены заводские корпуса и изображение женщины, что создает особый художественный образ.
Тадеуш Кулисевич (1899-1988). «Воины в походе». Из цикла «Кавказский меловой круг» Б. брехта. 1955 г. Бумага, тушь. 19,5х25 см. Варшава, Центральное бюро художественных выставок


Такие неожиданные приемы в восприятии и изображении окружающей современного человека среды часто встречаются и в графике. Она является одной из наиболее живых и творчески напряженных сфер изобразительного искусства Польши. Графика изобилует смешанными техниками, оперирует разнообразной шкалой формальных приемов, от самых традиционных до сугубо экспериментальных. Тематика графических работ также очень разнообразна, но реальная действительность занимает в ней весьма значительное место. В области графики работает целый ряд признанных мастеров, таких как Т. Кулисевич, Г. Хростовская, большая группа одаренных краковских графиков.

Даже в самом кратком обзоре современного польского искусства нельзя не отметить большую роль скульптуры. Она была представлена несколькими интересными работами, в том числе отличным портретом генерала Сверчевского работы А. Карны, чье творчество хорошо известно советским зрителям. Однако по-настоящему можно представить себе достижения польской скульптуры только по монументальным произведениям: если живопись и графика воплощают и интерпретируют жизненную среду, скульптура наравне е архитектурой все более активно ее создает. Это касается не только городских ансамблей, где важную роль играет декоративная скульптура. Памятники скульптуры, в первую очередь, монументы в честь погибших во второй мировой войне, воздвигнутые в разных местах Польши, создают невиданные по силе эмоционального воздействия, образной глубине и выразительности художественные решения. Скульптура выступает здесь в синтезе с другими видами искусства. Органическое стремление к многоплановым формам и сложным структурам отличает современное искусство Польской Народной Республики.

Л. Тананаева

понедельник, 28 июля 2014 г.

М.В. Мальцев - «Сигнальщик»

Художник Михаил Викентьевич Мальцев (1912-1970). «Сигнальщик»

См. также:


М.В. Мальцев (род. 1912 г.) - «На страже границ»



воскресенье, 27 июля 2014 г.

И.Ф. Титов - «На черноморских рубежах»

Художник И.Ф. Титов. «На черноморских рубежах»
Титов Иван Филиппович (18.08.1902 - 1983).
 Народный художник РСФСР. Маринист. Автор произведений на военно-патриотическую тему Родился в с. Николаевка Троицкого уезда бывшей Оренбургской губернии. Учился в 1924—1930 гг. во Вхутеине у Д. И. Митрохина, В. М. Конашевича, Н. А. Тырсы. Участник художественных выставок с 1937 года. Основные произведения: «Залп линкора Октябрьской Революции» (1948, Центральный военно-морской музей), «Черное море» (1952, Башкирский государственный художественный музей им М. В. Нестерова), «Эскадра в походе» (1953, Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева), «Корабли в море» (1957, Симферопольская картинная галерея), «Героическая Балтика» (1970, СХ СССР), «На маневрах» (1972, МК СССР), «На маневрах. В океане» (1972, СХ СССР),«Крейсер «Москва» (1975, СХ СССР), «Ракетные катера» (1975, МК СССР), «Революция свершилась» (1977, МК СССР), «Утро на море» (1978, МК СССР), «Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» (1979, МК СССР). 


См. также


Иван Филиппович Титов


суббота, 26 июля 2014 г.

В Божко. Подвиг начальника заставы старшего лейтенанта М.М. Козлова.

Художник В Божко. Подвиг начальника заставы старшего лейтенанта М.М. Козлова.
Тёмной осенней ночью на морском побережье решительными действиями пограничников был обезврежен диверсионно-шпионский иностранный десант.
Пограничной заставе присвоено имя погибшего смертью храбрых начальника заставы старшего лейтенанта М.М. Козлова.

Михаил Матвеевич Козлов родился в 1926 году в предгорном алтайском селе Усть-Тулатинка Чарышского района. В 1943 году семнадцатилетний Михаил начал военную службу, а с 1944 года воевал в 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта. Был разведчиком, пулеметчиком, командиром стрелкового отделения. После войны он окончил Златоустовское пехотное училище и по собственному желанию был направлен в пограничные войска на морскую пограничную заставу Таллинского пограничного отряда.
В ночь со 2 на 3 сентября 1951 года начальнику заставы старшему лейтенанту Козлову доложили с пограничного поста, что к берегу стремительно приближается неизвестное судно. Михаил поднял заставу по тревоге, а сам с четырьмя пограничниками устроил засаду на берегу. «Стой! Руки вверх!» – крикнул старший лейтенант, когда лодка уткнулась в песок, и сразу ощутил резкую боль в руке от пулевого ранения. Завязался бой. Несмотря на полученную рану, Козлов стрелял в нарушителей и продолжал командовать своими подчиненными. Важно было не подпустить нарушителей к лесу, до которого по песчаной косе оставалось метров двадцать.
Когда последний диверсант был уничтожен, старший лейтенант Михаил Козлов скончался от смертельных ран в грудь и живот. Как выяснилось потом, нарушители принадлежали к группе агентов американских и шведских спецслужб. Все прошли специальную подготовку, каждый из них был вооружен автоматом, двумя пистолетами, двумя ножами и имел при себе ампулу с ядом на случай провала.
В 1968 году именем Михаила Козлова была названа пограничная застава в Болгарии. Сегодня одна из застав Кенигсбергского погранотряда носит имя Михаила Матвеевича Козлова, а до распада Советского Союза его именем называлась 15-я погранзастава Таллинского пограничного отряда.