Выставка «30 победных лет», которая состоялась в Москве в 1975 году, дала советскому зрителю возможность новой встречи с искусством народной Польши. Экспозиция польского раздела, построенная по историко-хронологическому принципу, позволила ознакомиться с основными этапами развития художественной культуры Польской Народной Республики на протяжении последних десятилетий. И хотя произведения, показанные на выставке, очень несхожи, в них можно уловить главные черты, присущие искусству современных польских мастеров: творческое восприятие реальной действительности, осознанное стремление воплотить в своих произведениях самые важные, актуальные проблемы своего времени. В этом польские художники и скульпторы наших дней продолжают характерную для польской культуры национально-патриотическую традицию, которой отмечено творчество крупнейших живописцев Польши XIX века, таких, как Ян Матейка и Станислав Выспяньский.
|
Станислав Медза-Томашевский (1913-2000). «Отомстим за кровь тысяч поляков!». Исполнено в 1944 году. Литография. Вилянов, Музей плакатов |
Для мастеров народной Польши естественно и закономерно обращение к действительности не в ее будничной обыденности, а к тем явлениям и фактам, которые отражают самую сущность исторического бытия страны. С этим тесно связаны и поиски наиболее емкой, концентрированной формы выражения, преимущественно, символической. Любовь к метафоре, поэтическому иносказанию — характерная особенность художественного мышления польских мастеров XX века, но она всегда используется для образного воплощения большого, общественно значимого содержания.
Это доказывают многие произведения современного польского искусства, представленные на выставке, и в частности живописные работы выдающегося скульптора
К. Дуниковского. Их тема — трагические воспоминания об Освенциме, узником которого был и Дуниковский. Созданные им «Концерт» и «Елка в Освенциме» входят в большой цикл работ, выполненных темперой в конце сороковых годов. Весь цикл — это ряд символов, воплощающих нечеловеческий мир фашистского концентрационного лагеря, его ирреальную, кошмарную действительность. Условные изображения людей вплетены в фантасмагорическую среду, мастерски воссозданную художником в немногих, точно отобранных деталях.
Тема войны очень долго была как бы лейтмотивом всего польского искусства: живописи, литературы, кинематографа. Трагические события второй мировой войны оставили столь неизгладимый след в истории польского народа, что мастера искусства не могли говорить о своем времени, не преломляя почти каждый факт реальной жизни сквозь призму опыта и переживаний военных лет. Образы войны привлекают внимание и
Е.Кравчика, мастера, обладающего своеобразной манерой видения. Со всей возможной точностью и конкретностью он воспроизводит реальность, которая в глазах зрителя обретает характер образа-символа. На первый взгляд, его картина представляет мир вещей, но эти «говорящие вещи» развертывают перед зрителем трагическую человеческую судьбу, а через нее и судьбу оккупированной фашистами страны.
Иной аспект, иное образное решение представил Б. Либерски в триптихе
«Берлин. 1945 год». Это монументальное по своему замыслу произведение пронизано идеей братского единства советских и польских солдат, вместе боровшихся против фашизма, радостным сознанием одержанной победы.
Художники Польской Народной Республики в своем творчестве обращаются к самым различным жанрам. Для мастеров пейзажа (будь это «чистый»
сельский пейзаж, вид
небольшого городка,
городской пейзаж, условно символический «Восход» или «Мгла») характерно стремление к целостности мировосприятия.
Выставка показала, какие богатые традиции в области пейзажа существуют в национальной живописи XX века. Об этом свидетельствуют произведения так называемых колористов —
Я.Цибиса, X. Рудзка-Цибисовой, Ю. Студницкого и ряда других художников. Поэтическое вйдение природы, в частности, пейзажа индустриального, также характерно для сегодняшнего польского искусства. Очень показательны в этом отношении работы
В.Гарболиньского, особенно его полотно «Индустриальный пейзаж», в котором смело сопоставлены заводские корпуса и изображение женщины, что создает особый художественный образ.
|
Тадеуш Кулисевич (1899-1988). «Воины в походе». Из цикла «Кавказский меловой круг» Б. брехта. 1955 г. Бумага, тушь. 19,5х25 см. Варшава, Центральное бюро художественных выставок |
Такие неожиданные приемы в восприятии и изображении окружающей современного человека среды часто встречаются и в графике. Она является одной из наиболее живых и творчески напряженных сфер изобразительного искусства Польши. Графика изобилует смешанными техниками, оперирует разнообразной шкалой формальных приемов, от самых традиционных до сугубо экспериментальных. Тематика графических работ также очень разнообразна, но реальная действительность занимает в ней весьма значительное место. В области графики работает целый ряд признанных мастеров, таких как Т. Кулисевич,
Г. Хростовская, большая группа одаренных краковских графиков.
Даже в самом кратком обзоре современного польского искусства нельзя не отметить большую роль скульптуры. Она была представлена несколькими интересными работами, в том числе отличным портретом генерала Сверчевского работы А. Карны, чье творчество хорошо известно советским зрителям. Однако по-настоящему можно представить себе достижения польской скульптуры только по монументальным произведениям: если живопись и графика воплощают и интерпретируют жизненную среду, скульптура наравне е архитектурой все более активно ее создает. Это касается не только городских ансамблей, где важную роль играет декоративная скульптура. Памятники скульптуры, в первую очередь, монументы в честь погибших во второй мировой войне, воздвигнутые в разных местах Польши, создают невиданные по силе эмоционального воздействия, образной глубине и выразительности художественные решения. Скульптура выступает здесь в синтезе с другими видами искусства. Органическое стремление к многоплановым формам и сложным структурам отличает современное искусство Польской Народной Республики.
Л. Тананаева