Из сборника "Великие музеи мира" №2 "Лувр. Париж":
Центральная панель триптиха, боковые створки которого находятся в Пинакотеке Турина, считается юношеским произведением великого фламандского художника, который выражает весь свой аналитический настрой в архитектуре. Панель создает обрамление для изящных фигур ангела и Девы, сопоставленных в абстрактной изоляции, одетых в роскошную одежду, с печатью тонкой элегантности, идущей еще от готики. Сцена разворачивается в комнате Марии, в соответствии с формулой, которая возымеет большой успех в северной живописи XV века. Домашняя обстановка сцены позволяет художнику использовать предметы в качестве символов. Свет, падающий из расположенного справа окна (заимствование у Ван Эйка), мягко растекается по стенам и завесам. Яркие блики выявляют важные детали и цитаты, вписанные в обстановку, как, например, маленьких львов, вырезанных на скамье перед камином и служащих напоминанием о троне царя Соломона, с которым в Средние века отождествлялась Мария. Чистоту Богоматери здесь символизирует прибор для умывания. Обилие мистико-религиозных аллюзий не мешает зрителю погрузиться в реальность человеческой жизни, которая стоит выше догм и иконографии, и в которой выражено чувство религиозной сопричастности, всегда присущее произведениям ван дер Вейдена.
Александра Флеголент
Деталь:
Взгляд погружается в уют комнаты, увиденной сверху, где расположение мебели и предметов домашнего обихода ведет взгляд к окну на заднем плане, открытом в бесконечную даль пейзажа. |
Из сборника "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Две картины Савойской галереи (Коленопреклоненный священник и Посещение) представляют собой правую и левую створки знаменитого «Триптиха Благовещение», центральная часть которого сейчас хранится в Лувре. Занесённая в 1635 году в каталог коллекций герцогского дворца в Турине, работа была расчленена в 1799 году, когда «Благовещение» конфисковали и увезли в Париж навсегда. Большинство ученых считают этот триптих ранней работой мастера, датируемой 1432-1435 годами, когда художник все еще находился под сильным влиянием Ван Эйка и Флемальского мастера. Вполне вероятно, что эта картина была заказана Оберто де Вилла, членом богатой семьи духовного сословия. Молящийся священник слева не является заказчиком, первоначально изображенным художником, а скорее дарителем. Рентгеновские исследования показали, что голова и туловище были перерисованы фламандским мастером, который внес исправления еще до 1550 года. Этот факт, следовательно, позволяет предположить, что даритель был не Де Вилла, потому что фамильный герб пьемонтского рода был стёрт вместе с головой на первоначальном рисунке. Картину «Посещение» следует рассматривать как типологию, разработанную Рогиром (на самом деле, она уже встречается ранее в часослове маршала Бусико, поэтому весьма вероятно, что замысел родился в окружении Робера Кампена). Исходный сюжет представляет собой двух женщин, Марию и Елизавету, беременных, первая - Спасителем, вторая - Иоанном Крестителем. На заднем плане, под крыльцом, сидит мужчина. Его можно определить как Захарию, мужа Елизаветы.
Франческа Сальватори
См. также:
Рогир ван дер Вейден