среда, 28 декабря 2016 г.

Ханс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494) - «Диптих Портинари»

Святой Бенедикт. Холст, масло 43 х 31 см  
Ханс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494). Диптих Портинари. Исполнен в 1487 г.
Из подписки "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция": 
Произведение относится к последнему периоду творчества Мемлинга. Поза молящегося юноши позволяет предположить, что художник написал также центральную панель с изображением Девы Марии и Иисуса, которую, вероятно, можно идентифицировать с Мадонной с Младенцем из Берлинского музея. Этот небольшой триптих находился в больнице Санта Мария Нуова во Флоренции. Идентификация личности молодого человека с Бенедетто Портинари, племянником богатейшего Томмазо, представителя двора Медичи в Брюгге, основывается на существовании одноименного святого, а также на том факте, что семья Портинари была тесно связана со старинной флорентийской больницей. На картине, вместе с портретом Бенедетто, изображены еще две колонны из ценного мрамора - интересная деталь, дописанная позже, после смерти художника, Квентином Метсисом. Во фламандском городе Брюгге образовалась многочисленная община торговцев и банкиров, переехавших из Форенции и Лукки, в числе которых можно назвать и довольно знатные фамилии: Арнольфини, Барончелли, Портинари.
Эти состоятельные деловые люди были большими ценителями фламандской живописи. В городке, который был центром и резиденцией герцогов Бургундии, в то время жил и работал Ян ван Эйк, мастер и основоположник фламандской школы и современник Мемлинга.
Елена Джанески
На каменном парапете вырезаны слова «Святой Бенедикт» заглавными буквами в угловом ракурсе. Внимание к реальным фактам, особенность фламандской живописи, подтверждает изображение трещины, разделяющей надвое имя святого.
Бенедетто Портинари. Холст, масло. 43 х 32 см
Художник с истинно фламандской естественностью останавливает внимание на изображении слегка раздуваемых ветром страницах книги. Молитвенник на первом плане, лежащий на парапете и выписанный до мельчайших деталей, напоминает миниатюру и подчеркивает пространственную глубину композиции.
См. также:

Ханс Мемлинг (1435-1494)

вторник, 27 декабря 2016 г.

Шотландский художник Джек Веттриано

Jack Vettriano (1951). DANCE ME TO THE END OF LOVE. 1998 - Джек Веттриано (1951 г.р.). Танцуй со мной, пока не закончится любовь. Исполнено в 1998 году
Работы современного шотландского художника Джека Веттриано, несмотря на то, что написаны относительно давно, очень подходят в качестве афиш к современному американскому сериалу "Звезда", сюжет которого строится на судьбе четырёх женщин стремящихся подняться в мире музыки и шоу-бизнеса.  Собственно сериал рассказывает о том, с чём этим женщинам приходится сталкиваться на пути к успеху. Помимо закулисных интриг в сериале много музыки, так что, в первую очередь, этот сериал должен заинтересовать меломанов, а посмотреть его можно вот здесь. 2 января будет показана 2-я серия с русским переводом.
Jack Vettriano (1951). SEATED NUDE (STUDY) - Джек Веттриано (1951 г.р.) Сидящая обнажённая (набросок)

Jack Vettriano (1951). STUDY FOR LADY STRIPPER - Джек Веттриано (1951 г.р.). Стриптизёрша (набросок)

Jack Vettriano (1951). THE ASSESSORS - Джек Веттриано (1951 г.р.). Ценители

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Мадонна с младенцем»

Орацио Джентилески (1563-1639). Мадонна с Младенцем. Исполнено около 1615 - 1620 гг. Медь, масло 30,8 х 23,4 см.  Музей Страда Нуова, Генуя. В коллекции с 1867 г.
Из подписки "Великие музеи мира" №30 "Музей Страда-Нуова"
Великолепная маленькая картина на меди - работа Орацио Джентилески, сформировавшегося в атмосфере тосканского маньеризма, а затем переехавшего в 1576 году в Рим, где он стал другом и соратником Караваджо. От изначального тосканского обучения художник навсегда сохранил сложные характеры и холодную цветовую гамму, интерпретируя строгий реализм Кара ваджо почти концептуально, иногда с намеком на эротику и светскость. На этой картине Мадонна с Младенцем изображена сидящей почти на земле -на очень низкой растрескавшейся ступеньке, в соответствии с иконографией Мадонны Смирения, использовавшейся особенно в позднем Средневековье. Живописные качества картины очень высоки, до сих пор можно полюбоваться неизменным богатством цвета и света. Темно-синий плащ Девы Марии пронизан светом, создающим роскошный изменчивый эффект, полученный Орацио путем использования белого нижнего слоя, просвечивающего в некоторых местах плаща. Этот эффект присутствует и в шелковом платье цвета желтого золота, и вуалевой накидке на голове Богоматери. Как свидетельствует надпись на оборотной стороне картины, она была подарена герцогине Галльере 18 апреля 1867 года ее внучкой Марией Саули в память умершей невестки Марии Де Феррари-Саули.

См. также: 
Орацио Джентилески (1563-1639) и Джованни Ланфранко (1582-1647) - «Святая Цецилия и ангел»

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528) — «Поклонение волхвов»

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528). Поклонение волхвов. Исполнено в 1504 г. Дерево, пихтовое масло 100 х 114 см В коллекции Уффици с 1793 г., ранее в коллекции Рудольфа II

Из сборника "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция": Выдающееся свидетельство живописи Дюрера, данная работа гармонично сочетает сплав различных аспектов личности художника, выявляя плоды его работы над перспективой и наблюдения за явлениями природы. Работа, заказанная Фридрихом III Мудрым для часовни дворца замка Виттемберг в Саксонии, вероятно, является центральной частью триптиха, боковые створки которого хранятся в музеях Франкфурта и Мюнхена. В ярких живых красках написанной мастером перед второй поездкой в Италию доски слышен отголосок влияния венецианской живописи, которую художник изучал во время своего первого путешествия в 1494 году. В частности, скалистые детали прекрасного пейзажа напоминают живопись Мантеньи, в то время как цветовое решение относит нас к искусству Джованни Беллини. Дюрер включает в картину растения и животных, наполненных символикой, например, бабочку, или летающего оленя, который остановился передохнуть на ступеньке справа. Это символы спасения человека, полученные благодаря жертве Христа. Загадочное присутствие муравья на жернове слева можно трактовать, как символ поиска будущей жизни.
Елена Джаннески

Детали:
На прямоугольном камне справа внизу написана монограмма художника и дата. Камень находится возле жернова, давно уже вышедшего из употребления, поросшего дикими травами и цветами, на которые только что опустились легкие бабочки, символ души. Все эти детали свидетельствуют о практике рисования с натуры, что характеризует произведения Дюрера.
Богатые золотые украшения, которыми расшита мантия царя, и многочисленные драгоценные камни, украшающие головной убор своим блеском, явно подтверждают интерес художника к гравюрам. Именно в этом состоит образцовое доказательство утонченнейшего и внимательного отношения талантливого немецкого мастера к мельчайшим деталям, которые он, сын ювелира, проявил еще в отцовской мастерской, где начинал свое обучение.
Чарующая декорация античных руин свидетельствует о классических вкусах итальянского искусства того времени. Арки разрушенных портиков любопытным образом открывают пейзаж с постройками, высящимися на холме в явно северном стиле.

См. также:

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528)

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Поклонение пастухов

Attributed to Mathieu Le Nain (Laon circa 1607-1677 Paris). The Adoration of the Shepherds - Приписывается Матье Ле Наин ( ок. 1607-1677 Париж). Поклонение пастухов

суббота, 24 декабря 2016 г.

Лоренцо Лотто - «Рождество»

Лоренцо Лотто (1480-1556). Рождество. Исполнено в 1523 году. Холст, масло 46 х 34,9 см. Национальная галерея Вашингтон
Из сборника "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон":
Маленькую доску, написанную по частному заказу, по ее иконографии можно соотнести с религиозной средой, внемлющей проповедям Фра Джироламо Кастро ди Пьяченца (1512) монастыря Слуг Марии, и последующим формированием в Бергамо в школе святого Иосифа. Действительно, картина «Рождество» открывает некоторые новые аспекты поклонения святому Иосифу, возможно впервые (во всяком случае, у Лотто) поставленному на один уровень с Марией. Внимание Иосифа по отношению к Марии и Иисусу кажется уже предвосхищенным наличием узелка и бочонка, указывающими на бегство в Египет. В любом случае, Иосиф, муж Марии, в этой сцене дополняет гармонию этой необычайно свежей и живой семейной сцены поклонения ребенку. Благодаря рефлектографическим исследованиям, было восстановлено происхождение картины. В некоторых местах она претерпела изменения, сделанные с целью придания ей более четкого теологического смысла. В частности, стена за спиной святого Иосифа, стоящая против света, была дописана в последний момент, закрыв часть пейзажа и служа опорой распятию, обозначающему конец земной жизни Христа.
Роза Джорджи

Младенец Иисус изображен художником довольно живо, чтобы придать композиции оттенок домашней задушевности, он лежит в плетеной корзине, в то время как в первом варианте он лежал голым на земле, на одной только простыне.

пятница, 23 декабря 2016 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Зимняя сцена»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). WINTER SCENE - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). Зимняя сцена. 

См. также:

Фредерик Симпсон Кобурн

четверг, 22 декабря 2016 г.

Томпкинс H. Мэттесон (1813-1884) - «Катание на санях»

Tompkins H. Matteson (1813-1884). A WINTER'S DAY SLEIGH RIDE. 1862 - Томпкинс H. Мэттесон (1813-1884). Катание на санях в зимний день. Исполнено в 1862 году
См. также:

Томпкинс H. Мэттесон (1813-1884) - «Мастерская Санты»