|
Джорджоне де Кастельфранко (1476/77 - 1510). Поклонение пастухов. Исполнено в 1505-1510 гг. Дерево, масло; 90,8 х 110,5 см Картина хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, куда поступила из коллекции Сэмюэля X. Кресса (ранее была в коллекции Аллендале) |
Из сборника "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон":
Высокая художественная ценность картины подтверждает авторство Джорджоне, единодушно принятое искусствоведами. Поэзия композиции полностью духовна, она приближает зрителя к главной сцене поклонения Младенцу со стороны Девы Марии, старого святого Иосифа и двух пастухов, один из которых уже благоговейно опустился на колени, а второй склонился в знак почтения. Повествование поклонения ведется с исключительным вниманием к отображению персонажей, сути их жестов, количества, роли. В глубине пещеры чуть виднеются, согласно традициям иконографии, осел и бык, в то время как святой Иосиф, со своей густой белоснежной бородой, скромно помещен на второй план с руками, соединенными в молитве. Над его фигурой видны проблески света, выделяющие из темноты его одежду, которая своей красотой подчеркивает различие с рваным платьем пастухов. Нежный пейзаж, которым пронизана вся композиция, не достиг еще эффекта картины «Гроза» (около 1506 г., Венеция, Галерея Академии), оставаясь близким к манере Джованни Беллини, от которого исходит прочная основа рисунка, и изображение холмов, которые теряются у линии горизонта в почти что сумеречном свете.
Роза Джорджи
Две пары ангельских головок херувимов «парят» в воздухе над входом в темноту пещеры и над головами пастухов: единственная сверхъестественная деталь всей композиции. Как крохотные небесные творения перед грандиозной поэзией природы, они реально и скромно присутствуют в ней, и кажется, что никто этого не замечает.
В пейзаже, сквозь гряду холмов просматриваются высокие постройки, сооружения, несомненно, известные художнику и его современникам-зрителям: такой пейзаж делает священную сцену более домашней. Деревья и кустарники, которые с двух сторон обрамляют сцену, тщательной прорисовкой деталей напоминают манеру Леонардо.
Младенец Иисус не лежит больше в яслях (знак, который ангел дал пастухам, чтобы те могли узнать его), но на земле, на белой ткани, покрывающей мешок и край накидки Богородицы. Он обнажен, он беднее бедных пастухов, которые пришли поклониться ему; кажется, что он непринужденно забавляется с краешком белой ткани.
См. также: