пятница, 16 июня 2017 г.

Сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969) - «Весы»

Sir William Russell Flint (1880-1969). THE SCALES. 1944 - Шотландский художник сэр Уильям Рассел Флинт (1880-1969). ВЕСЫ. Исполнено в 1944 году

четверг, 15 июня 2017 г.

Пьер Сюблейра (1699-1749) - картины на тему басен

Пьер Сюблейра. Кобыла кума Петра. 1735 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Французский художник Пьер Сюблейра (1699-1749) прославился как мастер портретов и исторических и жанровых сцен. Его кисти принадлежат некоторые картины фривольного содержания. Именно к ним относят две работы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже (если их до сих пор не украли) написанные по мотивам басен Лафонтена.  
В басне Лафонтена «Кобыла кума Пьера» речь идет о том, что священнику отцу Жану очень нравилась красавица-жена бедного крестьянина Пьера, которому для обработки поля понадобилась лошадь. Священник пообещал превратить женщину в кобылу, но при двух условиях: женщина должна перед ним обнажиться и все происшедшее должно остаться в тайне. Вероятно, французский баснописец сюжет взял из «Декамерона» Боккаччо, а тот в свою очередь ещё откуда-то. Подобные забавные истории пользовались популярностью с самых древних времён и до сегодняшнего дня находят своего зрителя, примером чему служит известный сериал  Бесстыдники смотреть онлайн который можно с профессиональным русским переводом.  
Пьер Сюблейра. Навьюченное седло.  1735. Эрмитаж, Санкт-Петербург
В басне «Навьюченное седло» рассказывается о том , что знаменитому художнику, который был страшным ревнивцем, понадобилось ненадолго уехать из дома. Не полагаясь на верность жены он «запечатал» ее интимное место рисунком осла. Однако приятель-художник, воспользовался случаем и соблазнил оставленную в одиночестве женщину. В пылу страсти рисунок стерся, но любовник не растерялся и нарисовал осла вновь. Однако не удержался и пририсовал седло. Когда муж вернулся, то он увидел оседланного осла.

«Прибрежный пейзаж с рыбаками у Мавзолея Сципиона»

Joos de Momper II (Antwerp 1564-1635) and Attributed to Jan Brueghel I (Brussels 1568-1625 Antwerp). A coastal landscape with fishermen with their catch by the Tomb of Scipio - Джоос де Момпер Младший (Антверпен 1564-1635) совместно с художником атрибутированным как Ян Брейгель Старший (Брюссель 1568-1625 Антверпен). Прибрежный пейзаж с рыбаками с их уловом у мавзолея Сципиона

среда, 14 июня 2017 г.

Эдвард Лир (1812 - 1888)

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM GASTOURI - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу с Гастори 

Edward Lear  (1812 - 1888). CORFU FROM THE VILLAGE OF ASCENSION - Эдвард Лир (1812 - 1888). Вид Корфу из деревни Ассеншион

Edward Lear  (1812 - 1888). THE PINETA, RAVENNA - Эдвард Лир (1812 - 1888). ПИНЕТА, РАВЕННА
См. также:

Эдвард Лир (1812 - 1888)

вторник, 13 июня 2017 г.

Энди Уорхол - машины без названия

Andy Warhol. UNTITLED (RED CAR). Executed in 1959 - Энди Уорхол. Без названия (Красная машина). Исполнено в 1959 году
К сожалению, марку изображённого автомобиля Энди Уорхол не указал. По всему видно, что это крутая тачка. Мне она напоминает ту, которую герой Луи де Фюнеса - Сароян подарил герою Бурвиля - Марешалю в фильме "Разиня". Та машина была напичкана разной контрабандой - наркотиками, бриллиантами. Впрочем, это можно проверить на сайте тачки из фильмов, там точно имеется кадиллак Маришаля
Andy Warhol. UNTITLED (BLUE CAR).Executed in 1961 -   Энди Уорхол. Без названия (Голубая машина). Исполнено в 1959 году

Шотландский художник Питер Хоусон (1958 г.р.)

PETER HOWSON (1958). BLIND LEADING THE BLIND III - ПЕТР ХОУСОН (1958). Слепые следуют за слепым III

PETER HOWSON (1958). DRUM - ПЕТР ХОУСОН (1958). БАРАБАНЩИКИ

PETER HOWSON (1958). HOTEL IMPERIAL - THE LAST TIGERS - ПЕТР ХОУСОН (1958). ОТЕЛЬ ИМПЕРИАЛ - ПОСЛЕДНИЕ ТИГРЫ

понедельник, 12 июня 2017 г.

Эдуард Мане - «Олимпия»

Эдуард Мане. Олимпия 1863 г. Холст, масло 130,5 х 190 см. Музей Орсе, Париж. Дар государству по результатам подписки, инициированной Мане, 1890 г.

Из альманаха «Великие музеи мира» №5 «Музей Орсе. Париж»:
Когда утих скандал, вызванный «Завтраком на траве», Мане снова пытается в 1865 году попасть в Салон с этим новым, в равной степени вызывающим смущение, холстом. «Олимпия» - это современная версия Венер Тициана и, одновременно, антитеза академической обнаженной натуры. Мастер не случайно ставит эту картину рядом с полотном «Христа, осмеиваемого тремя солдатами» (1865 г., Чикаго, Художественный институт). Таким образом Мане делит лавры с венецианским мастером, который подарил Карлу V Венеру вместе с Христом в терновом венце. Позирует снова Викторина Меран. Узнаваемая личность натурщицы, случайная поза, дерзкий и уверенный взгляд, показная нагота, ничуть не идеализированная, модные драгоценности (которые способствуют соотнесению сцены с современной эпохой), присутствие черного кота у ног женщины, делают «Олимпию» неприемлемой для широкой публики и критиков. Добавим сюда выбор названия. Олимпия -это «сценический псевдоним» многих проституток того времени. В свою очередь, Эмиль Золя, друг и почитатель Мане, пытается защитить его с помощью убийственного памфлета, в котором автор выдвигает на первый план чрезвычайную новизну работы. Данное полотно - это прекрасный образец живописного дарования Мане, особенно его способности точного сопоставления светлых и темных тонов, игры тонкими нюансами коричневого. Изысканные цветовые решения достигают высшей выразительности в сопоставлении с колоритом фона, на котором прорезывается фигура негритянки, принесшей главной героине букет цветов.
Симона Бартолена

О Мане и его картине Из книги "Великие художники" Роберта Камминга:

Эдуар Мане так и не осуществил свою мечту получить официальное признание как наследник старых мастеров. Родившийся в зажиточной парижской семье, он идеально подходил на эту роль. Красивый, очаровательный, сильный, умный и очень талантливый, он чувствовал себя в обществе как рыба в воде. Он учился у одного из самых уважаемых парижских мастеров Тома Кутюра (1815—1879) и приложил много усилий к тому, чтобы его заметили в Салоне. Он желал одобрения консервативного общества той эпохи, но его современный подход пришелся не ко двору. В итоге постоянные отказы и резкие отзывы подкосили его, и в 1871 г. у него случился нервный срыв. При этом Мане близко дружил с авангардными художниками и писателями, восхищался современным городом с его коммерцией и удовольствиями: клубами, путешествиями, товарами и услугами. К сожалению, испробовав все, он умер от сифилиса в возрасте 51 года.
Успех наконец пришел к Мане после 1871 г. Он удостоился благосклонных отзывов в Салоне, а торговец Дюран Рюль купил у него 30 работ. Незадолго до смерти Мане получил орден Почетного легиона.
Мане считал «Олимпию» своей лучшей работой и не продавал ее. После его смерти ее выставили на аукцион, но покупателя не нашлось. В 1888 г. Сарджент (с. 92) узнал, что вдова Мане собирается продать картину американскому коллекционеру, и предупредил Моне, который устроил сбор средств на ее приобретение для Лувра.

Когда Мане было 18 лет, у него начался долгий роман с его преподавательницей фортепиано Сюзанной Леенхоф, и в 1852 г. у них родился сын. При людях они делали вид, что ребенок — брат Сюзанны, а Мане - его крестный. Они поженились в 1863 г., когда отец Мане умер, оставив ему наследство.
ОЛИМПИЯ 
 Эта картина была выставлена в Парижском салоне 1865 г., спустя два года после ее создания. Мане с тревогой ожидал реакции публики, ведь его знаменитый «Завтрак на траве» в свое время вызвал скандал. «Олимпия» вызвала шквал гневных протестов. В ней увидели не современное толкование известного сюжета, а корявую пародию на священную традицию. Всем было очевидно, что обнаженная дама — не богиня, а проститутка.
Мане много путешествовал. После провала «Олимпии » он отправился в Испанию. Как многие художники его поколения, он был восхищен работами Веласкеса и Гойи, которые тоже писали лежащих обнаженных.
Детали:
Четкие контуры 
Прямолинейная манера показывает Мане с лучшей стороны и соответствует откровенности сюжета. Он использует смелую композицию с четкими контурами. Игры светотени практически нет. Тонких деталей тоже нет, но цветовая гармония безупречна. Некоторые критики сочли эту манеру просто неумелой по сравнению с Энгром, назвав работу «картинкой с игральной карты».
Викторина Меран 
 В качестве натурщиков Мане обычно призывал друзей и близких. Здесь он нанял профессиональную натурщицу, 30-летнюю Викторину Меран. Она сама стала художницей, но к концу жизни спилась.
Следующий клиент 
 Служанка вносит букет, подаренный предыдущим поклонником, но Олимпия не обращает на нее внимания. Она готова к следующему клиенту - зрителю картины. Она смотрит ему прямо в глаза, как и кот, разбуженный нашим прибытием.
Сюжет старых мастеров 
 Образ лежащей обнаженной — один из самых традиционных в живописи. Мане знал, что его аудитория уловит отсылку к «Спящей Венере» Джорджоне.
Натюрмортная деталь
 Мане был мастером натюрмортов, которые часто писал ради своего удовольствия. Букет цветов — символ наслаждений, предлагаемых Олимпией.
Черный цвет 
 Черный пигмент - один из самых сложных в применении, поскольку он может запросто подавить все прочие цвета. Мане — мастер черного цвета: он умел использовать его для придания работам тональности и изящества. Мане, уделявший много внимания одежде, часто носил черный сюртук и шелковый цилиндр по моде того времени.
Современная женщина
Творение Мане — не богиня Венера, а юная женщина в узнаваемой роли. Она нетерпеливо покачивает тапкой на кончике ноги. На ней нет ничего, кроме жемчужин на шее и в ушах и орхидеи в волосах. Респектабельные женатые мужчины тех лет часто (пусть и тайно) посещали проституток

воскресенье, 11 июня 2017 г.

Рафаэль - Голова ангела

Рафаэль Санти. Голова ангела. 1501 год. Дерево, масло (перенесена на холст), 31 х 26,5 см. Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа.
Роберта Д’Адда. Из аннотации к картине:
Голова ангела — один из четырёх дошедших до нас фрагментов алтаря Коронование Блаженного Николая Толентинского, созданного Рафаэлем в 1500 году по заказу Андреа Барончи для церкви Сант Агостино в Читта ди Кастелло. Хотя Рафаэлю тогда было всего семнадцать лет, в контракте он назван magister, его имя указано первым, и только потом следует Эванджелиста да Пьян ди Мелето, который был старше и работал ещё с отцом Рафаэля, Джованни Санти. Большая алтарная картина, выполненная на дереве, хранилась в капелле Барончи вплоть до землетрясения 1789 года, нанёсшего ей значительный урон. Новым владельцем стал папа Пий VI, при нём композиция была разделена на части, вероятно, чтобы превратить наименее пострадавшие фрагменты в отдельные картины. В 1798 году французские войска разграбили Рим, и части алтаря были утрачены...
В 1822—1823 годах коллекционер из Брешии Паоло Тозио при содействии своего друга Теодоро Леки приобрёл Голову ангела на антикварном рынке во Флоренции. К картине прилагалось свидетельство, выданное профессорами флорентийской Академии, в котором работа была названа «портретом юноши» (прежде крыло ангела было скрыто под слоем записи) и приписывалась «раннему Рафаэлю»... Ещё в 1804 году французский писатель и историк искусства Катрмер де Кинси в своих исследованиях (переведённых в 1829 году на итальянский язык уроженцем Брешии Франческо Лонгеной) высказывал мнение, что его современники — воспитанные на неоклассической эстетике любители искусства — должны были бы разглядеть в этом, как тогда считалось, портрете черты «идеала красоты», близкого к греческому искусству с его условными и отвлечёнными представлениями о чистоте и простоте.
Перевод Екатерины Степанцовой.

См. также: