Гюстав Курбе. Происхождение мира. Исполнено в 1866 г. Холст, масло. Музей Орсе, Париж (Завещано в качестве уплаты налога на наследство, 1995 г.) |
Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Музей Орсе. Париж»:
В 60-х женская нагота была очень популярной темой Гюстава Курбе. Но такой выбор сюжетов лишь усугублял его репутацию скандального и аморального художника. Если в некоторых случаях ню, написанные Курбе, не отличаются, за исключением чуть более натуралистической трактовки от академических, то в других случаях гораздо более проявляется нрав художника, который их создал под влиянием своего провокационного духа. Прекрасные образцы этой второй группы холстов представляют собой две картины, находящиеся в коллекциях музея. Одна из них - «Спящие» - изображает двух женщин в тесных плотских объятьях. Полотно только недавно было выставлено для публики, поскольку даже в последние десятилетия оно подвергалось цензуре из-за «неоспоримого бесстыдства». Прежние владельцы картины держали ее спрятанной под другими полотнами примерно того же формата. Курбе полностью отметает любой романтизм или идеализированное прочтение. С жестким реализмом, обезоруживающим своей непосредственностью, он выставляет на сцену женский торс, скрывая при этом лицо. Вопрос о собственном происхождении, так долго изучаемый человеческим родом, сводится к простому физическому факту, к лобку и животу женщины, личность которой нам неизвестна. Символ и истина, материализм и аллегория перемешаны с необычайным результатом.
Обрамление подчеркивает анонимный характер этой женской наготы, которая физически нанимает все пространство холста и поражает присутствующих своим неестественным, но реальным и осязаемым присутствием. Белая драпировка открывает торс, но скрывает лицо натурщицы, умышленно оставленное за пределами холста.
Симона Бартолена