воскресенье, 23 июля 2017 г.

Рафаэль - «Видение Иезекииля»

Рафаэль. Видение Иезекииля. Исполнено около 1518 г. Доска, масло. 40,7 х 29,5 см. Палаццо Питти.

Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
На фоне ослепительного золотого сияния, с фигурками херувимов, Вечный Отец во славе между четырьмя символами евангелистов доминирует в композиции, в соответствии с иконографией, идущей от классического изображения Юпитера, а точнее - от рельефа с Судом Париса на саркофаге виллы Медичи в Риме. Внизу, на полосе земли у моря, видна фигура, освещенная лучом света. Возможно, это святой Иоанн на острове Патмос, присутствующий при откровении. Уже Вазари, причислявший это произведение к шедеврам Рафаэля, указывал как время создания картины период после «Экстаза святой Цецилии» (1515-1516). Его прозрение подтверждается исследованиями, которые считают возможной датировку примерно 1518 годом. Работа отличается грандиозностью композиции и смелым ракурсом, напоминающим достижения художника на сводах виллы Фарнезина. Ее высочайшее качество свидетельствует о полной достоверности атрибуции, подтверждаемой также идеальным соответствием живописи и эскизного рисунка под нею, выявленного рефлектографическим исследованием, произведенным по случаю выставки в Белом зале палаццо Питти в 1984 году, к пятисотлетию со дня рождения художника. Картина, принадлежавшая коллекции Медичи со второй половины XVI века, была уступлена Франциску I младшим братом заказчика, болонского аристократа Винченцо Эрколани.
Сильвестра Биетолетти

суббота, 22 июля 2017 г.

Анри Адриен Тану - «В гареме»

Henri Adrien Tanoux (French, 1865-1923). In the Harem. 1898 - Анри Адриен Тану (1865-1923). В гареме. Исполнено в 1898 году

пятница, 21 июля 2017 г.

Ламберт де Хондт Младший - «Капитуляция Утрехта»

Lambert de Hondt II (1645/1655-1708/9 Brussels). The Surrender of the City of Utrecht, 30 June 1672. 1672 - Ламберт де Хондт Младший (1645/1655-1708/9). Капитуляция города Утрехт, 30 июня 1672. Исполнено 1672 году

четверг, 20 июля 2017 г.

Николай Богданов-Бельский - «На берегу озера»

Nikolai Bogdanov-Belsky (1868-1945). On the bank of the lake. 1932 - Николай Богданов-Бельский (1868-1945). На берегу озера. Исполнено в 1932 году. 

среда, 19 июля 2017 г.

Себастьяно Риччи (1659-1734) - «Смерть Клеопатры»

Sebastiano Ricci (Belluno 1659-1734 Venice). The Death of Cleopatra - Себастьяно Риччи (1659-1734). Смерть Клеопатры

вторник, 18 июля 2017 г.

Филипп ван Дейк (1680-1753) - «Кающаяся Магдалина»

Philip van Dijk (Amsterdam 1680-1753 The Hague). The Penitent Magdalene - Филипп ван Дейк (1680-1753). Кающаяся Магдалина 

понедельник, 17 июля 2017 г.

Эдуар Мане - «Эмиль Золя»

Эдуар Мане. «Эмиль Золя». 1867-1868. 146,5 х 114 см; масло, холст. Музей Орсэ, Париж (дар мадам Золя, 1918 г.)
Писатель Эмиль Золя (1840—1902) был другом и ценителем Мане, а его роман «Нана» повествует о взлете и падении девушки вроде Олимпии. На доске за ним висят три важных образа: «Олимпия» Мане, японская гравюра и «Вакх» Веласкеса.

Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Музей Орсе. Париж»:
Писатель Эмиль Золя множество раз публично защищал работы Эдуарда Мане, не жалея похвальных слов для его картин, очень раскритикованных официальными кругами. Среди них - «Олимпия» и «Флейтист». Как будто для укрепления их дружбы и интеллектуального взаимопонимания, Мане создает этот знаменитый портрет. Золя сидит за письменным столом, уставившись в пространство, с открытой книгой в руках. Его лицо и поза, совершенно статичные и невыразительные, ничего не говорят нам о личности литератора. Однако эту задачу полностью выполняют многочисленные предметы, окружающие Золя. На самом виду, небрежно брошенное среди других книг, находится эссе, написанное писателем в защиту художника. Его дополняет репродукция «Олимпии», висящая на стене. Рядом с шедевром Мане видны еще два изображения, одно из которых - японская гравюра, а второе - копия картины Веласкеса. Три репродукции имеют точный смысл: они представляют поэтику Мане в соответствии с ее интерпретацией, предложенной Золя в его сочинениях. Холст, со всей очевидностью, - гораздо большее, чем просто портрет. Это самое настоящее прославление культурного братства, своего рода автопортрет художника через представление о нем, сложившееся у его друга литератора.
«Скажите им громко вслух, дорогой мастер, что вы не то, что они думают», - пишет несколько напыщенно Золя Мане, - «Вы в состоянии замечательным образом создавать произведения как художник, великий художник, то есть передавать энергичным образом и своеобразным языком подлинность света и тени, реальность предметов и существ».
Симона Бартолена

воскресенье, 16 июля 2017 г.

Рафаэль - «Портрет дамы под покрывалом»

Рафаэль. Портрет дамы под покрывалом. Исполнен около 1515 г. Палаццо Питти, Флоренция. В коллекции с 1621 г. Холст, масло. 82 х 60,5 см
Из альманаха «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти. Флоренция»:
Традиция всегда отождествляла персонаж на портрете с возлюбленной Рафаэля, вошедшей в историю под прозвищем «Форнарина» (булочница) из-за ремесла ее отца. Помимо литературных предположений, нет никаких сомнений в том, что изображаемая женщина известна художнику. Она послужила моделью для нескольких картин, от «Сикстинской Мадонны», созданной в 1512 году для церкви святого Сикста в Пьяченце, до «Фригийский Сивиллы» из Санта Мария дела Паче. С другой стороны, некое «особое» чувство, неизменно поддерживающее своей жизненной силой любовь, доверие, дружбу, связывающие двух влюбленных, дышит в изображении красивой женщины под покрывалом, не скрывающим шею и плечи, с рукавом, великолепное изображение которого в переливе драгоценных тканей занимает весь первый план. Немногочисленные включения желтого, черного, золотого подчеркивают и определяют объемы и пространство композиции в поисках изысканной простоты, достигаемой продуманной цветовой палитрой на основе широкой гаммы оттенков белого. Эти элементы, в сочетании с чрезвычайным живописным мастерством, делают картину одной из вершин творчества Рафаэля в середине второго десятилетия века, прелюдией к портретам Бальдассаре Кастильоне и Льва X. Хранившееся во флорентийском доме купца Маттео Ботти, где им восхищался Вазари, полотно перешло в собрание Козимо II Медичи в 1621 году.
Сильвестра Биетолетти