Гюстав Курбе. «Встреча». Исполнено в 1854 году. 130 х 150 см; масло, холст. Музей Фабра, Монпелье |
Первый успешный художник-радикал, Курбе яростно противился политическому и художественному режимам, господствовавшим во Франции в то время. Он родился в глубокой французской провинции в семье зажиточных фермеров. Необычайно эгоцентричный (даже для художника) и бесконечно честолюбивый, без формального образования практически самоучка, сделал себе имя в Париже, но сохранил верность родной области и её жителям, написав о них множество картин. Это возмутило искусствоведов и буржуазию, которые требовали «правильной» тематики: исторических сюжетов и собственных портретов. Курбе отстаивал реализм — новую художественную доктрину, согласно которой искусство должно отображать лишь факты, без моралей и идеализма. Слава пришла к нему в 1848 г. — «году революций», когда в результате переворота возникла новая республика с либеральными идеалами. Вскоре её сменил продажный режим Луи Наполеона, рухнувший после Франко-прусской войны 1870 г. Курбе косвенно участвовал в этих событиях, и его карьера расцвела и погибла вместе со Второй Французской империей.
О деталях картины:
Картина изображает реальный случай: визит Курбе в Монпелье в 1854 г. Больших размеров, полная деталей, она иллюстрирует все плюсы и минусы реализма. Пусть художник настаивает, что он лишь фиксирует увиденное, творческий процесс неизбежно требует постоянного отбора и корректуры, а следовательно, передает личное видение жизни.
Альфред Брюйя
Хорошо одетый мужчина, приветствующий Курбе, - это Альфред Брюйя. Эта картина укрепила их дружбу. Мечтательный меланхолик Брюйя был сыном богатого финансиста. Попробовав себя в живописи, он истратил наследство на приобретение картин, к вящему недовольству отца. Он владел хорошим собранием работ Курбе.
Слуга.Рядом с Брюйя, скромно склонив голову, стоит его слуга Кала, а его пес Бретон живо интересуется художником. Курбе показывает, что эта встреча важна для всех троих.
Густая краска
Курбе редко делал эскизы, предпочитая писать сразу на холсте яркими густыми красками. Иногда он наносил их не кистью, а мастихином.
Запряженная коляска
Большую часть жизни Курбе проводил в своей парижской студии. Как бы в напоминание об этом он изобразил экипаж, привезший его — всего лишь гостя - на юг Франции.
КурбеКурбе показал себя в лучшем виде. Он был мужчиной крупным, энергичным и пользовался успехом у женщин. Он гордился своим профилем и «ассирийской» бородой.
Неправильная одежда
Курбе изобразил себя в одежде крестьянина, но с высоко поднятой головой и без признаков смирения. Этикет же требовал от художника носить плащ и выказывать почтение при встрече с уважаемым буржуа.
Место под солнцем
Курбе стоит на солнце, отбрасывая четкую тень, а его друзья — в тени дерева. Что бы ни имел в виду Курбе, трудно не увидеть в таком расположении символизм.
Жизнь и поведение Курбе, которыми он по сути заявил о праве художника на свое видение, сильно повлияли на последующие поколения авангардистов, особенно на Сезанна и Пикассо. Курбе писал вместе с Уистлером в Трувиле и с Моне в Этрета.
Хотя Курбе был фактически самоучкой, он учился в независимой Академии Сюиса и подолгу бывал в Лувре. Особое впечатление произвели на него Караваджо, Халс и Рембрандт. Все они придерживались реалистичного подхода к сюжету. Как и Курбе, Рембрандт и Халс славятся выразительностью и открытостью техники.
Общественное негодование
Когда эта работа была официально выставлена в Парижском салоне 1854 г., она вызвала негодование, что видно по карикатуре того времени. Сюжет картины был воспринят как вызов общественному строю. Дерзкую технику Курбе, сознательно избегавшую общепринятой лакированной детальности, заклеймили как грубую и неумелую.
Салоном называлась ежегодная художественная выставка в Лувре; в ней участвовали все крупные живописцы, а новички мечтали пробиться туда. Отбором экспонатов занималось жюри. Без отбора пускали только золотых медалистов. Курбе получил золотую медаль во время недолгой оттепели 1848 г., поэтому имел право выставляться без просмотра.
Будь работа Курбе меньших размеров, она не вызвала бы такого возмущения. Выставляя большое полотно, он открыто заявлял, что его картины должны считаться «высоким искусством» и что бытовые сценки имеют право на серьезное к себе отношение не меньше, чем такие общепризнанные сюжеты, как рождение Венеры или портреты Наполеона. Голландские мастера XVII в., к примеру Терборх, писали бытовые сценки, но их работы были небольшими и считались декоративными.