12 января 1972 года исполнилось сто лет со дня рождения Константина Федоровича Богаевского. Своеобразную роль, которую сыграл Богаевский в русском искусстве, определили не только замечательные качества его дарования — в начале века наряду с другими художниками (А. Васнецов, Н. Рерих) он возродил особый и редкий жанр — исторический пейзаж. Но в отношении художника к прошлому и в изучении им настоящей окружающей жизни никогда не было хладнокровия или кабинетной отрешенности. Названия его полотен и акварельных листов изобилуют эпитетами «героический», «романтический». Эти чувства он передал и в панорамных пейзажах Днепростроя. и в картинах бакинских нефтепромыслов. Но главным образом — в повествовании о земле Крыма, которая была основной темой его искусства и самой большой любовью всей его жизни.
Что бы ни писал Богаевский — пустынные морские берега, рыжие скифские степи, фантастические пейзажи-видения или современные рыбачьи бухты, — в монументальном стиле его работ всегда отражались стремления, ожидания и самые высокие мечты своего времени. Он может быть назван романтиком и по существу своего искусства и по тем художественным принципам, той школе, которую продолжал.
Еще в детстве его привлекали полотна И. К. Айвазовского, в которых всегда были необыкновенные состояния природы, необычное освещение и мир казался грандиозным и возвышенным. Феодосия, где родился Богаевский, была родным городом Айвазовского. Знаменитый мастер направлял его первые шаги в искусстве. Эти ранние юношеские симпатии получили дальнейшее развитие и профессиональное оформление в мастерской А. И. Куинджи в петербургской Академии художеств. Картины самого Куинджи, полные контрастов света и цвета, продолжали романтическую линию русского пейзажа, столь близкую Богаевскому. В этой мастерской молодые художники учились непосредственные впечатления от натуры подчинять лирическому философскому замыслу. Картины получались как бы сотканными из воспоминаний, из того, что хранила память и рождало воображение художника. Не случайно, что из мастерской Куинджи вышли два таких крупных мастера исторического пейзажа, как Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский. Подобно тому как Рерих «открывал» для живописи древнерусскую архитектуру, ее связь с родным пейзажем, Богаевский находил в мотивах Восточного Крыма свидетельства древности этой земли и прошедших по ней культур. С 1908 года он навсегда поселился в Феодосии и много раз писал эти пустынные холмы, старинные города, вереницы крепостных стен. Пейзаж он всегда связывает с историей, с мифом, с памятью о некогда живших здесь племенах и народах.
Иногда где-нибудь на равнине в лунном свете он помещал легендарных героев («Пустыня». 1903). Но чаще всего его пейзажи безлюдны. Ранние произведения художника отличаются какой-то особенной тишиной и неподвижностью. В картине «Берег моря» (1907) даже волны у прибрежных скал кажутся застылыми. В голубоватом свете мерцают уступы. Дикий, словно первозданный, пейзаж. Выросшая на холме крепость выглядит частью этой торжественной и вечной природы. Почти в каждой картине тех лет у Богаевского встречается мысль о веках, оставивших свой след на земле.
«Берег моря» - произведение, характерное для раннего творчества художника и с точки зрения техники и композиционных приемов. Тонкие деревца, обрамляющие пейзаж, подчеркивают плоскостный первый план. Приглушенный голубовато-серый тон картины, так же, как и вертикальный штриховой мазок, усиливает сходство картины со старинным гобеленом. После поездки в Италию и Грецию в 1907—1908 годах, под влиянием старых мастеров художник создает более сложные пространственные композиции. Он участвует в выставках художественных группировок: Московского товарищества художников, «Мира искусства», «Союза русских художников», «Жар-цвета»,
Революция была колоссальным событием в жизни Богаевского. Художник, прежде живший в мире идеальных мечтаний, теперь включается в работу Крымского комитета по охране памятников искусства и старины. Постепенно меняется и круг творческих интересов мастера. Эти сдвиги сначала сказались в небольших работах, особенно в графике.
Рисунок и акварель вообще занимают большое место в искусстве художника. Каждому крупному полотну обыкновенно предшествует работа с натуры. И здесь акварельная техника, которой в совершенстве владел Богаевский, была для него незаменимой. Уже на натуре он умел строить композицию, очищая пейзажный пластический мотив от всего случайного. Работая легко и быстро на листе бумаги, он зачастую добивался более убедительных результатов, чем в мастерской, месяцами стоя у полотна. В таких акварелях, как «Вечернее солнце» (1926), «Феодосия» (1930), «Мыс Меганом» (1931), мы находим свободную импровизацию излюбленных художником мотивов, но без прежней величавой холодности. Пейзаж становится более жизненным. В нем больше тепла, человеческого чувства, чем отвлеченной мысли. Гораздо сложнее, а порой и мучительнее стал теперь для Богаевского процесс создания картины.
Художнику многое пришлось пересмотреть в своем творческом методе. Большое значение он придает теперь натуре. Даже в знакомых, столько раз повторенных видах Феодосии и Генуэзской крепости начинает преобладать конкретность, точность деталей. Написанная в 1935 году «Феодосия XIV—XV веков» — это уже не пейзаж-фантазия, а почти археологически достоверное воссоздание прошлого облика города.
Он понимал, что в стилизованных формах, в панно, подобных старинным гобеленам, нельзя выразить ту динамику жизни, которую он чувствовал вокруг и хотел передать.
Сам Богаевский объясняет перемены в своем творчестве именно новизной наблюдений и впечатлений. «Меня поразил размах строительства, поразило то мастерство, с каким люди нашей страны овладевают природой, и я попробовал писать индустриальные пейзажи, так мало схожие со всем тем, что я сделал до сих пор».
Так появляются в его картинах нефтяные вышки промыслов Биби-Эйбат, бетонный остов плотины Днепрогэса, дымящие трубы промышленных районов. Но во всех поисках и изменениях художественного языка Богаевский сохранил верность главным принципам, природе своего искусства: он смотрит на мир глазами пейзажиста, для которого и новое и старое выражается только языком цвета, ритма, пространства, путем глубокого проникновения в пластическую сущность явления жизни. И еще: он всегда оставался художником-романтиком. Только восторженный и влюбленный в жизнь человек мог увидеть такое огромное сияющее небо над шумом и суматохой Днепростроя. В тяжелой и напряженной работе людей он открыл героическую красоту, и, чтобы ее выразить, ему нужны были любимые им ясные дали, мощные развороты планов.
Одновременно с увлечением новой тематикой продолжается старая линия его творчества, и в конце 30-х годов он создает «Тавроскифию» и «Киммерию» — пейзажи овеянной легендами земли, пишет старые гавани и цветущие сады.
«Вся моя жизнь художника, вся моя творческая работа была посвящена крымскому пейзажу. Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне еще и еще новые темы для моих произведений», — говорил художник.
Его труд был высоко оценен: в 1933 году Богаевскому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Самым большим собранием работ К. Ф. Богаевского обладают крымские картинные галереи - Феодосийская и Симферопольская. Его произведения можно видеть во всех крупнейших музеях страны. В Государственной Третьяковской галерее представлены произведения живописи и графики различных периодов творчества художника. Некоторые из работ, принадлежащих этому собранию, воспроизводятся здесь впервые.
Е. Короткевин
Утро. Эскиз картины."Утро. Розовый гобелен". 1909. Бумага, акварель. 22х29.Государственная Третьяковская галерея |
Другие работы художника: