понедельник, 17 декабря 2007 г.

Альбрехт ДЮРЕР - велиий немецкий художник эпохи Возрождения

А. ДЮРЕР (1471—1528) Автопортрет. 1493 г. Пергамент наклеен на холст. 56.5x44.5 см Париж. Лувр.
Автопортрет 1493 года — один из первых живописных автопортретов в европейском искусстве. Дюрер написал его в г. Страс­бурге, где работал подмастерьем у местно­го живописца, и послал родителям в Нюренберг. Портрет, по-видимому, писался для невесты художника — Агнессы Фрей. В руках у Альбрехта цветок чертополоха, называемый по-немецки «Мужской верно­стью».— любовный символ средних веков. Дюрер изобразил себя на портрете в на­рядном праздничном костюме и рядом с обозначением года, 1493, он сделал над­пись: «Дела мои идут как предопределено свыше». В это время Дюреру было 22 го­да. У него красивое, тонкое лицо, рыже­ватые длинные волосы, серые глаза. Нерв­ные руки прекрасной формы дополняют облик, изящный и благородный.
Портрет, может быть, несколько архаи­чен: жестковаты складки одежды, есть некоторая плоскостность и статичность. Но в портрете в полной мере присутствует обаяние настоящего искусства.

Альбрехт Дюрер стал первым мастером европейского Севера, писавшим автопортреты. До этого в средневековом сознании людей личность художника не считалась столь значимой и достойной изображения. Новая эпоха Ренессанса принесла и осмысление важности творца.
Мастер изобразил себя в легком трехчетвертном повороте к зрителю, эта композиционная схема была найдена им в раннем карандашном автопортрете, созданном еще в юности, в возрасте 13 лет.
Существует предположение, что этот портрет был создан Дюрером в качестве подарка для его невесты. Цветок чертополоха в руке может толковаться как символ верности. Есть и иное мнение, согласно которому надпись в верхней части полотна - «Мои дела определяются сверху», следует рассматривать как девиз художника, верящего в то, что его жизнь предопределена Божьим промыслом.
В этом случае «Автопортрет» является «иллюстрацией» его кредо, подкрепляемой вторым значением цветка чертополоха - символа страданий Христа.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) Портрет молодого человека. 1521 г. Дерево, масло. 45,5х31,5. Дрезденская картинная галерея
В искусстве эпохи Возрождения реалистический портрет занимает совершенно особое место. Именно в нем полнее всего выразилось содержание идей гуманизма, которыми руководствовались художники. Теоретики итальянского искусства уже в XV веке ставили перед живописью задачу «запечатлеть облик человека». Дюрер углубил эту задачу: не только внешность, но и характер, темперамент человека, его духовный склад стремился передать в своих портретах великий немецкий художник. Энергичное лицо юноши, с пытливым взглядом, с волевыми, сжатыми губами — типичное лицо современника великих географических открытий и бурной политической борьбы в годы Реформации в Германии. Предположительно, это — портрет кельнского купца Бернгарда фон Рестена, о котором упоминает в своем дневнике Дюрер.
Альбрехт Дюрер, главный представитель искусства эпохи Возрождения в Германии, родился и жил в Нюрнберге, учился у своего отца золотых дел мастера, позднее — в мастерской Михаэля Вольгемута. Стремление познакомиться ближе с достижениями современного искусства побудило Дюрера совершить путешествие по Германии, Италии, Нидерландам. Дюрер — один из образованнейших и разносторонне одаренных людей своего времени: живописец, теоретик искусства, инженер.
В каждом виде и жанре искусства Дюрер выступает как новатор. Он глубоко изучает натуру, выявляет ее закономерности. Полнее всего гуманистическая концепция мировоззрения Дюрера проявилась в жанре портрета. Выражая общую для всех гуманистов идею величия и достоинства человеческой личности, Дюрер не подпадает под влияние других национальных школ или отдельных художников. Сын своей страны и своего времени, он прежде всего утверждает национальные идеалы. Главным содержанием его портретов становится преобразующая сила духа и воли человека.
Внутренней собранностью и целеустремленностью отмечен «Портрет молодого человека». Твердые, чуть угловатые черты энергичного лица крепко вылеплены светом и тенью. Взгляд прозрачных глаз бесстрашно и решительно устремлен вдаль. Изломы полей шляпы подчеркивают взволнованность образа. Точно передавая индивидуальные черты облика модели, Дюрер подчеркивает и типические качества характера героя своего времени, бурной эпохи Реформации и крестьянских войн в Германии, разрушивших устои феодализма. Дюрер утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от ее социального положения.
Мадонна. Дерево, масло. Вена. Историко-художественный музей
Творчество Альбрехта Дюрера представляет не­мецкое Возрождение во всех его основных завое­ваниях. Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге, учился у своего отца ювелирному делу, затем по­ступил в мастерскую Михаила Вольгемута. Два раза он ездил в Италию, приобщившись таким образом к достижениям итальянской художествен­ной культуры. Разносторонность его интересов проявилась не только в живописи и графике, он занимался также архитектурой, теорией фортифи­кации, был сведущ в различных областях есте­ственных, математических и гуманитарных наук. В своих книгах он разработал научные основы искусства и, более всего, теорию пропорций чело­веческого тела и линейной перспективы. Этот пыт­ливый интерес ученого обнаруживает себя в ис­кусстве Дюрера, обретая новый смысл обобщения и восхваления красоты мира и человека.
«Мадонну» Дюрера отличает от итальянцев большая степень конкретности человеческого об­раза и большая пристальность внимания к част­ностям. Структура, материальность, свойства и ка­чество деталей привлекают его, когда он пишет покрывало мадонны, пряди ее волос или завитки на голове младенца.
Мадонна держит на руках ребенка, и Дюрер стремится передать не только нежность прикосно­вения ее рук, но весомость, объемность тела, ана­лизирует его строение. Любопытно, как он сопо­ставляет рисунок сложно развернутого тела и вьющихся прядей, в первом случае стремясь вы­явить движение, во втором — достигнуть де­коративности. Облик мадонны покоряет своей простотой. Красота материнства раскрыта Дюре­ром в обычной горожанке, но благодаря удиви­тельной цельности натуры я целомудренности чув­ства, она воспринимается как прекрасный возвы­шенный образ.
Четыре апостола. 1526 г. Дерево, масло. Каждая часть 215,5х76 см. Мюнхен. Старая Пинакотека
С тех пор, как в 1526 году Дюрер преподнёс картину «Четыре апостола» в дар
Нюрнбергу, она до 1627 года висела в главном зале ратуши, где заседал магистрат и принимались важные для города решения. То, что картина с самого начала предназначалась Дюрером для общественного здания, а не для церкви придало ей новое содержание. Картина почти совсем лишена религиозных чувств. Четыре мошных человека символизируют гражданскую доблесть и верность служению народу. Здесь подчёркивается героический пафос и духовная сила людей. На левой створке алтаря на переднем плане изображена фигура Иоанна с одухотворённой головой ученого, за ним — тяжёловесный медлительный Петр. Она углубились в чтение. В общем настроении двух людей, представленных на левой створке, преобладает духовная сила человека. В правой створке - с фигурами Павла и Марка - главенствует сила действенная героическая. Павел, изображённый на переднем плане, схватился за меч. Одежда этого проповедника, кажется, сделана из того же материала, что и меч. Из тёмного фона выступает лицо Марка с горящим взглядом. Монументальная постановка фигур строгая симметрия, светотеневая моделировка, материальность фактуры — все выявляет смысл, изображения Часто о картине «Четыре апостола» говорят, как о воплощении четырех человеческих темпера­ментов.
Портрет Филиппа Меланхтона. 1526 г.
Награвированное на меди профильное изображение немецкого философа-гуманиста, красиво и тонко исполненное даёт яркое представление о страстной и волевой натуре портретируемого, одного из выдающихся и характернейших представителей эпохи Возрождения в Германии, возглавившего после смерти Лютера немецкую реформацию.
Портрет Эразма Роттердамского. 1526 г.
Гравюра на меди. Изображение философа-гуманиста, автора выдающегося произведения эпохи немецкого Возрождения "Похвала глупости", служит превосходным примером портретного искусства Дюрера. Необычный по композиционному решению, сделанный с безжалостной правдивостью и холодным изяществом, он является одним из драгоценных проявлений гениальной проницательности дюреровского искусства
Архангел Михаил поражает дракона. Гравюра на дереве. Государственный Эрмитаж.
Святой Антоний. 1519 г.
Эта гравюра на меди свидетельствует о сложных философских и художественных исканиях Дюрера. Великолепный пейзаж - вид старого немецкого городка - в сочетании с закутанной в плащ мужской фигурой производит сильное впечатление. Художник с большой убедительностью передаёт состояние одиночества человека и безмолвное слово вымершего города.
Четыре всадника. Иллюстрация к "Апокалипсису". 1498 г.
В этой прославленной гравюре, относящейся к знаменитой серии, проникнутой пафосом борьбы, созвучной тревожному настроению, царившему в Германии в конце 15-го века, в образах четырёх всадников Дюрер олицетворяет войну, мор, суд и смерть - явления, характерные для того времени.
Меланхолия. 1513-1514 гг.
Одна из наиболее прославленных гравюр на меди художника. Ее сложная символика по идее Дюрера служит как бы олицетворением неутоляемой, а пото­му и трагической духовной жажды. Мощ­ный и вместе с тем горький образ «Ме­ланхолии» одно из наиболее глубоких произведений мастера. Художник вопло­щает мысли, волновавшие людей эпохи Возрождения: об истинной ценности че­ловеческих знаний, о твердости убежде­ний, о стремлении преодолеть преграды, стоящие перед человеческим разумом,
Блудный сын. Около 1498 г.
Гравюра на меди. В этом листе религиозный сюжет, заимствованный из "Библии", трактуется художником в плане бытовой сцены.

Соколов М.Н. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"

Углич. Смоленская церковь Богоявленского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Собор Николо-Улейминского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Воскресенский монастырь. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Успенская ("Дневная") церковь Алексеевского монастыря. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Спасо-Преображенский собор. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Алексеевский монастырь. Успенская церковь ("Дневная") со стороны Трапезной. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Димитрия "на крови". Из серии "Памятники древнерусского зодчества"
Углич. Церковь Димитрия "на крови" в Кремле. Из серии "Памятники древнерусского зодчества"

воскресенье, 16 декабря 2007 г.

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич - русский художник-баталист (продолжение)

Моти Масджид (Жемчужная мечеть") в Агре. (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Буддийский храм в Дарджиллинге. Сикким (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Внешний вид здания Бирбаля в Фатехпур-Сикри (памятник индомавританской архитектуры вблизи Агры). Киевский государственный музей русского искусства
Биниан (торговец). Бомбей. (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Всадник в Джайпуре. (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Допрос перебежчика. 1901 г. Холс, масло. 100х115 см. Николаевский государственный художественный музей В.В. Верещагина
Музей Тадж Махал в Агре (Индия)
Раненный. 1901 г. Киевский государственный музей русского искусства
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870. Государственная Третьяковская галерея
Море. Государственный Русский музей
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде (Этюд из второго путешествия художника в Туркестан. 1869-1870 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Киргизские кочевья. Государственный Русский музей
Двери Тимура (Тамерлана)
Минарет Кутуб-Минар и ворота. Старый Дели. 1874-1876 гг. Киевский государственный музей русского искусства
Калмык на лошади в степи. Этюд. Калужский областной художественный музей
В горах Алатау. Государственная Третьяковская галерея
Ледник по дороге из Кашмира в Ладак. (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Кули (носильщик) 1874-1876 г. Киевский государственный музей русского искусства
Караван яков, нагруженных солью, около озера Цо-Морари, на границе Западного Тибета (Этюд из путешествия художника в Индию. 1874-1876 гг.) Государственная Третьяковская галерея
Прогулка в лодке. 1903 г. Государственный Русский музей

Эрнест Мейссонье. (1815-1891) - французский художник 19-го века

Мейссонье Жан-Луи-Эрнест (Meissonier) — знаменитый французский живописец, род. в бедном семействе, в 1815 г., в Лионе, очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж, он развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Л. Конье, но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи. Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, М. занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, напр. к Библии, "Всеобщей истории" Боссюета, "Неистовому Роланду", романам Бернардена де Сен-Пьера, и уже в этих работах выказал легкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения. Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьезностью содержания. Одна из первых картин М. (писанных чаще всего на дереве), "Игра в шахматы" (1841), сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая, в последующих картинах своих, брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь по-прежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь ни в передачу сильных душевных движений, ни в комизм, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений разве только два действительно драматичны: "Брави" (1852) и "Поединок" ("La Rixe", 1855 в котором, к тому же, фигуры крупнее обыкновенного). Среди прочих, более спокойных бытовых картин М., наиболее замечательны: "Живописец в своей мастерской" (1843), "Игра в пикет", "Три друга", "Игра в кегли" (1843, повторение 1865), "Курильщик" (находится в СПб., в Кушелевской галерее акад. художеств), "Воскресный день" (1850), "Лютнист" (1851), "Ожидание", "Любитель картин", "Бретер" (1857; в Кушелевской галерее); "Кузнец" (1861), "Всадник перед шинком" (1862) и некоторые др. В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времен революции, а также баталическими сюжетами, но остался в них при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, напр., его "Сцена на баррикадах", "Большая кавалерийская атака", "Наполеон III при Сольферино" (1864; в Люксанбургской галерее, в Париже), очень выразительный "Наполеон в походе 1814 г.", "Генерад Десе в рейнской армии" и "Моро и начальник его штаба при Гогенлиндене". Кроме картин М. неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых, однако, его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он произвел несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения. Пользуясь всеобщим почетом, будучи осыпан всякими отличиями и состоя с 1861 г. членом Французского института, он умер в Париже, в 1891 г. Никогда произведения художников не достигали при их жизни до таких громадных цен, за какие продавались картины М., получившего, напр., за "Кавалерийскую атаку" и за "Наполеона I в 1814 г." по 300000 фр., а за "Наполеона III при Сольферино" 200000 фр. (впоследствии эта картина была перепродана ее первым владельцем за 850000 фр.

Мушкетёр. 1870 г. Дерево, масло 24х12. Государственный Эрмитаж
Курильщик. Дерево, масло. 20х12. Государственный Эрмитаж
Гугенот. Тульский областной художественный музей
Чтение письма. 1852 г. Государственный Эрмитаж
Приготовление к дуэли. 1860 г. Рисунок тушью для офорта. Из серии "Рисунки западноевропейских художников 19 века"
Кирасир. (акварель, гуашь) Государственный Эрмитаж

суббота, 15 декабря 2007 г.

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)



Кукольный театр в деревне. 1908 г.
В школу с собакой. 1911 г.

Иван Билибин - русский художник, иллюстратор сказок (продолжение)

Иллюстрация к былине "Вольга" 1902-1904 гг.
Иллюстрация к русской народной сказке"Пёрышко Финиста Ясна Сокола" 1902 г.
Иллюстрация к русской народной сказке"Царевна-лягушка" 1901 г
Иллюстрация к русской народной сказке"Царевна-лягушка" 1901 г
Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина. 1905 г.