четверг, 28 февраля 2008 г.

Манес Йозеф чешский живописец

Йозеф Манес (1820-71), сын Антонина Манеса, чешский живописец, обращался к патриотическим темам, выполнял рисунки с изображением народных типов, поэтические иллюстрации к народным песням, портреты, пейзажи.

Набор открыток. Пояснения к картинам и рисункам составлены чешскими издателями.
"Октябрь" с календарного круга пражских курантов (1855-1856гг.). Масло на меди, 270 см, круг.
В круговую композицию календарного диска курантов Староместской ратуши вписаны медальоны с аллегориями месяцев года, являющиеся её центром. В них Манес в монументальной форме воспел чешский народ и его труд, чешский и словацкий пейзаж. Роспись курантов является кульминационным моментом в его творчестве, вдохновленном жизнью народа.
Швея.
Дети подрядчика строительных работ Бельского, 1959 год. Акварель на рисунке, выполненном карандашом, 42 на 40,4 см.Детский рисунок занимает в портретном творчестве Манеса большое место, обусловленное исключительно чутким отношением художника к миру детей и его способностью передать детскую психику. Одновременно это произведение является ценным групповым портретом.
"Колыбельная" ("Спи, Марьянка, спи!"), 1856 год. Акварель, желтоватая бумага, 24,4 на 20 см.
Дар художника графине Сильва-Тарука по случаю рождения ее дочери Марии-Генриэтты. Тема является одним из трёх вариантов иллюстрации народной песни "Спи, Еничек, спи!". Её лирическую напевность художник передал яркими бликами, характерными для лучших акварелей Манеса, созданных во второй половине 50-х годов.
Иозефина (около 1855 года). Масло, холст, 74 на 59 см.
Портрет не был написан по заказу и общественность познакомилась с ним только после смерти Манеса. Личности нарурщицы никогда не было дано удовлетворительного объяснения. Считается, что в этой картине Манес отобразил свой идеал красоты славянской женщины.
"Вечер", 1857 год. Масло, холст, 37,6 на 42,5 см.
Исключительно богатые по колориту и просветленности противоположные по теме картины "Утро" и "Вечер" представляют собой наиболее выдающиеся произведения с изображением обнаженного женского тела в интимной сфере творчества Манеса, на которое оказало влияние искусство рококо.
"Хозяин из Липтова" (1854 год.) Рисунок карандашом, раскрашенный акварельными красками, бумага, 38 на 29,4 см.
Наряду со многими другими зарисовками на фольклёрные темы рисунок был создан во время поездки Манеса на восток в 1854 году. Причиной поездки был интерес Манеса к жизни народа. Вместе со своим братом Квидо он хотел издать серию полихромных литографий, посвященных славянским национальным костюмам.
Марина Куринцова (1854 год). Рисунок карандашом, раскрашенный акварельными красками, бумага, 38,5 на 27 см.
Этот исключительно тонкий портрет молодой женщины из Валаска-Бела Манес нарисовал во время своего путешествия в 1854 году. В то время он направлялся в Моравскую Словакию - Словацко, а оттуда - Словакию, в Тречин и через Валаска-Бела - в Тренчианске-Теплице и Опатову.
"Уроженка Ганы с руками в фартуке" (1849-1852 гг.). Рисунок кистью, раскрашенный акварельными красками, бумага, 37, 1 на 26,8.
Рисунок создан в Чехи-под-Косиржем в 1849-1852 гг., во времена, когда Манес жил во дворце аристократов Сильва-Тарука. Он относится к серии зарисовок национальных костюмов жителей Ганы, в которых Манес монументально отобразил своих народных натурщиков.
Знамя Национальной гвардии Градец-Кралове, 1848 год. Масло на шелке, 82 на 82 см.
С этого флага, приобретенного на добровольные пожертвования, начинается целый ряд флагов, созданных по эскизам Манеса за 20 лет для физкультурных, хоровых и рабочих обществ. Они имели большое общественное и художественное значение. Ими Манес завершил свое монументально-декоративное творчество.
"Дом Якуба Гелешина в Бржецлаве" (1854 год). Акварель выполнена по наброску, сделанному карандашом, бумага, 27,7 на 38,8 см.
Этот самый лучший набросок с изображением сооружения народной архитектуры в сочетании с жанровым мотивом был создан во время поездки по Моравской Словакии в 1854 году. Знакомство с жизнью народа и природой обогатили творчество Манеса с точки зрения содержания и средств выражения.
"Прощание" из цикла "Жизнь в аристократической резиденции" (1856 год.) Рисунок пером, раскрашенный акварельными красками, бумага, 13 на 14,2 см.
Цикл 15 акварелей "Жизнь в аристократической резиденции" возник для оформления стены во дворце Чехи-под-Косиржем летом 1856 года. Он является поэтическим воплощением реальных впечатлений в обстановке загородной аристократической резиденции, увиденной глазами ребенка. Занятия и развлечения аристократии изображены с иронической улыбкой и очарованием, характерным для рококо.
"Над хлевом" (вторая половина 1850-х годов) Акварель, бумага 10,2 на 11,3 см.
Лирический народный любовный мотив отличается теплотой колорита и мягким сияющим фоном характерным для пейзажей и жанровых картин, написанных маслом и акварельными красками в середине 50-х годов, когда творческий талант художника развернулся во всей его полноте.
Луиза Бельская, 1857 год. Масло, холст, 63 на 50 см, овал.
Портрет супруги подрядчика строительных работ Яна Больского, с которым Йозеф Манес общался прежде всего во время строительства карлинской церкви. Картина представляет одну из вершин его личного отношения к модели и увлечения темой, которая прежде всего проявляется в цветовой мелодике портрета
"Деревенская церквушка" (1851-1855 гг.). Масло, холст, 21 на 24 см.
Типичный чешский пейзаж, написанный в период зрелого творчества Манеса. Картина, отличающаяся богатством колорита, свидетельствует о лирическом отношении художника к чешской природе. ЕЕ созданию предшествовало несколько десятков зарисовок.
"Ржипский край" (1863 год). Масло, холст, 41 на 64,5 см.
Эта картина была написана одновременно с полотном "Полабский пейзаж", на котором запечатлено место слияния Лабе и Влтавы. Оде они представляют вершину пейзажного творчества Манеса. В них синтетическое стремление пейзажиста вылилось в апофеоз края в окрестностях Ржипа, который в представлении художника является ярким образцом чешского пейзажа.

среда, 27 февраля 2008 г.

Поленов Василий Дмитриевич

Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) - живописец. Брат Е.Д. Поленовой. Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств (1863-1871) у П.П. Чистякова. Пенсионер в Италии и Франции (1872-1876). С 1978 г. - член Товарищества передвижников. Участник Абрамцевского кружка с середины 1870-х гг. С 1876 г. академик, с 1892-го - профессор, с 1893-го - действительный член Академии художеств. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонтрации 9 января 1905 г. С 1926 г. - народный художник РСФСР. Продолжая традиции А.К. Саврасова, в своих пейзажах передавал поэзию и красоту уголков русской природы, проявив себя мастером пленэрной живописи ("Московский дворик", 1878; "Заросший пруд", 1879, все в ГТГ). Обращаясь к евангельским сюжетам, стремился обновитьих академическую трактовку, заостряя нравственную проблематику ("Христос и грешница", 1887, ГТГ). Работал в области театрально-декорационной живописи. В 1892 г. в своей усадьбе Борок (с 1931 г. - Поленово, Тульская область) создал художественный музей. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил пейзажным классом (1882-1895). Среди его учеников - И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.Е. Архипов. Композитор, автор оперы "Призраки Эллады", оратории и других музыкальных произведений. Работы Поленова имеются также в ГРМ, музее-заповеднике "Абрамцево",, музеях Астрахани, Владимира, Воронежа, Иркутска, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Н. Тагила, Омска, Ростова, Саратова, Севастополя, Томска, Таганрога, Ульяновска, Хабаровска, Челябинска.

Право господина. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея.

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. Этюд из путешествия художника по Востоку. 1881-1882 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Примечательна глубокая продуманность композиции почти каждого из этюдных произведений Василия Дмитриевича Поленова, показанных на выставке 1885 года.
Один из лучших этюдов этой серии — «Парфенон», выполненный хмурым днем в серебристых тонах. Храм изображен с точки зрения снизу вверх, на фоне клубящихся облаков. Это подчеркивает особую величественность знаменитого творения древнегреческого зодчества. Художник добивается ощущения красоты и монументальности Парфенона, который и в полуразрушенном состоянии производит впечатление грандиозного сооружения.
Памятник зодчества интересен ему не только как компонент пейзажного образа, но и сам по себе, как выдающийся образец архитектуры. Этюд свидетельствует также о присущем Поленову обостренном чувстве тектоники, впоследствии очень помогавшем ему при создании в 1890-х годах театральных декораций в Московской частной русской опере.
Солнечный день. Мельница. Ольшанка. Государственная Третьяковская галерея
Московский дворик. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930 гг.). 1879 г. Холст, масло . 75х60 см. Государственная Третьяковская галерея.
Олива в Гефсиманском саду. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Театр "Аквариум" в 1905 году. 1906 г. Государственный музей Революции СССр
Теремной дврец. Наружний вид. 1877 г. Дерево, масло. 34,2х23,7 см. Государственная Третьяковская галерея.
Бейрут. Сирийский порт. Государственная Третьяковская галерея.


Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет молодой дамы. Холст, масло. 56х51. Костромской областной музей изобразительных искусств
Студент. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Заключённый. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Иерусалим. 1896 г. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Крестьянская девушка. 1870-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Девушки, собирающие цветы. 1880-е гг. Кисловодский дом-музей Н.А. Ярошенко
Кочегар. 1878 г. Холст, масло. 14х89 см. Государственная Третьяковская галерея
Николай Александрович Ярошенко начал показывать свои произведения у передвижников (с четвертой выставки) после окончания Академии художеств, в которой он занимался одновременно с обучением в военной, так называемой Михайловской Академии. Поистине блистательным было его выступление на шестой передвижной выставке, когда он экспонировал четыре портрета и картины «Кочегар» и «Заключенный», привлекшие к себе общее внимание. Первым в русском изобразительном ис-кусстве художник отметил рождение новой категории трудящегося люда — промышленного пролетария. Образ героя картины «Кочегар» им был несомненно списан с натуры. (По долгу службы он руководил штамповочной мастерской Петербургского патронного завода и повседневно общался с рабочими.) Как свидетельствует В. Г. Короленко в очерке «Всеволод Михайлович Гаршин». живописец даже показал реальный прототип своего произведения. «Кочегар» Ярошенко породил появление в русской литературе знаменитого рассказа Гаршина «Художники», где словно бы произошло перевоплощение ярошенковского «кочегара» в образ «глухаря», клепальщика, принимавшего собственной грудью сквозь тонкие стенки котла страшные удары молота, как удары судьбы, падавшие на все его сословие.
Женский портрет. 1883 г. Государственный Русский музей
Портрет молодого человека. 1886 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Старое и молодое. 1881 г. Государственный Русский музей
Спорт старого поколения с молодым. Эскиз к картине 1881 года. Государственный Русский музей

вторник, 26 февраля 2008 г.

Ярошенко Николай Александрович (продолжение)

Портрет учёного А.Я. Герда. (1831-1888). Холст, масло. 93х70. Кисловодский художественный музей Н.А.Ярошенко
Портрет Г.И. Успенского. 1884 г. Холст, масло. 102,5х78,5. Свердловская картинная галерея
Портрет актрисы П.А. Стрепетовой (?) бумага, акварель. 27х20,6. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Справка: Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903), российская актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 в санкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и Катерины («Гроза» А. Н. Островского)

Девочка с куклой. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Голова курсистки. Государственная Третьяковская галерея
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894 г. Холст, масло 21,5х41,5. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Утро. Государственная Третьяковская галерея
Кочегар. 1889 г. Государственный Русский музей
Красные камни. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
В тёплых краях. Государственный Русский музей
Голова старика крестьянина. 1893 г. Астраханская областная картинная галерея
Хор. 1894 г. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Девушка крестьянка. 1891 г. Горьковский Государственный художественный музей
Красные камни. 1892 г. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
В вагоне. Начало 1890-х гг. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Пострелёнок. Государственный музей изобразительных искусств Туркмении

Ф.П. Толстой - иллюстрации к поэме Богдановича "Душенька" (часть вторая)


Воззрел на Душеньку суровыми очами,
И так, как бы ее оставил он навек,
Гневливым голосом, с презором произрек
Строжайшую ей часть, предписанну богами:
"Имей, - сказал он ей, - отныне госпожу,
Отныне будешь ты Венериной рабою,
Отныне не могу делить утех с тобою...
Но злобных сестр твоих я боле накажу".

Дубовый грубый сук, на чем она повисла,
С почтением к ее прекрасной голове
Погнулся так, как прут, изросший в вешни числа,
И здраву Душеньку поставил на траве;
И все тогда суки, на низ влекомы ею,
Иль сами волею своею
Шумели радостно над нею
И, съединяючи концы,
Свивали разны ей венцы.
Один лишь наглый сук за платье зацепился,
И Душенькин покров вверху остановился.
Тогда увидел дол и лес
Другое чудо из чудес!

И весь народ в обмане
Пред Душенькою вдруг колена преклонил.
Жрецы, со множеством курящихся кадил,
Воздев умильно длани,
Просили Душеньку принять народны дани

Сажают Душеньку в особу колесницу,
Запрягши в путь сорок станицу;
А для беседы с ней, как будто ей чета,
Садятся тут же рядом
Четыре фурии, изверженные адом:
Коварство, Ненависть, Хула и Клевета.

Подземна царства темный царь,
Который возле Прозерпины
Дремал с надеждою на слуг,
Смутился тишиною вдруг:
Возвысил вкруг бровей морщины,
Сверкнул блистаньем ярых глаз
Взглянул... начавши речь запнулся,
И с роду первый раз

меж тем прекрасный бог
Подробну ведомость имел со всех дорог,
От всех лесов и гор, где Душенька являлась,
И, сведав, что она,
От всех удалена
В средине гор скрывалась,
Донес богам о том сполна;
Донес, что Душенька была уже черна,
Суха, худа, дурна;
И упросил тогда смягченную Венеру,
Чтоб было наконец дозволено ему
Открыто самому
Явиться к Душеньке в пещеру.

Зефиры видели и свету возвестили,
Что Душеньку Амур издалека узнал
И руку у нее, подшедши, целовал;
Но скоро их из глаз обоих упустили.
Проснувшись Душенька тогда,
Взглянула, ахнула, закрылась от стыда,
Уйти в пещеру торопилась,
И тамо наконец с Амуром изъяснилась,
Неведомо в каких словах;
А только ведомо всему земному кругу
Взаимное от них прощение друг другу
Во всех досадах и винах.

Закон времен творит прекрасный вид худым,
Наружный блеск в очах преходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет,
Она единая всегда и всех пленяет".
Слова сии Амур твердя повсюду сам,
Представил грамоту Венере и богам,
А вместе с грамотой и Душеньку представил,
Котору в черноте дурною он не ставил.
Юпитер, покачав,
Разумной головою,
Амуру дал устав,
По силе старых прав,
Чтоб век пленялся он душевной красотою
И Душенька была б всегда его четою.
Сама богиня красоты,
Из жалости тогда иль некакой тщеты,
Как то случается обычно,
Нашла за должно и прилично,
Чтобы ее сноха,
Терпением своим очистясь от греха,
Наружну красоту обратно получила, -
Небесною она росой ее умыла,
И стала Душенька полна, цветна, бела,
Как преж сего была.
Государственная Третьяковская галерея, Бумага, тушь, перо. 1830-1833 гг.