понедельник, 26 мая 2008 г.

Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург

Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург родился в Санкт-Петербурге в 1832 (1833) г. Умер там же в 1902 г.
Михаил Клодт происходил из художественной династии: его отец был гравером, дядя – скульптором, а двоюродный брат – также живописцем. Учился в Институте горных инженеров, где преподавалось рисование, затем в Академии художеств (1851 - 1858). После получения Большой золотой медали отправился в пенсионерскую поездку по Германии, Швейцарии и Франции (1858 – 1861). По возвращении жил и работал в Петербурге, совершал поездки по российским губерниям. Профессор, член Совета Академии художеств. Один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок в 1870 г., в 1880 г. вышел из него, продолжая показывать на выставках Товарищества свои пейзажи.
Сосна. 1868 г. Тамбовский областной краеведческий музей
На пашне. 1872 г. Холст, масло. 71х131,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина получила всеобщее признание как лучшая в творчестве художника.
...Привольно раскинулись поля. Их просторы чуть зеленятся нежной, еще не напитавшейся густыми соками, весенней травой. Широко протянулась распаханная полоса. Во взметах ее борозд деловито копошатся друзья земледельца — грачи. Оторвавшись от работы, крестьянка-пахарь обернулась на звон колокольчика и из-под руки устремила взгляд на катящийся по дороге тарантас.
Для современников М. К. Клодта здесь все было близким, до мелочей понятным и в то же время это состояние человека и природы, будучи воссозданным на полотне, удивляло и радовало, как нечто впервые открытое. В картине «На пашне» отчетливо выступают черты народного восприятия родной русской природы.
В основополагающем произведении русской демократической эстетики «Эстетические отношения искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский писал: «Человек преклоняется перед тем, что служит? ему во благо. Он называет хлеб — «Хлеб-батюшка» за то, что питается им; он называет землю «матушка земля» за то, что она кормит его. Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы — пустота и ничтожество перед чувством сыновней любви и благодарности». Полотно М. К. Клодта проникнуто именно таким ощущением естественного общения человека-труженика с природой, ибо пейзажный мотив картины нераздельно спаян с мотивом трудовой деятельности людей.
Полдень. Холст, масло. 48х114 см. Государственная картинная галерея Белорусской ССР, Минск
Характеризуя творчество русских художников, В. В. Стасов в историческом обзоре «Двадцать пять лет русского искусства» назвал Клодта «живописцем поэтических сельских настроений». В этом качестве мастер завоевал популярность, а в 1865 году получил профессорское звание. Он принял участие в создании Товарищества и поставил свою подпись под Уставом в числе других членов-учредителей.
Показанное на первой передвижной выставке полотно «Полдень» варьировало его одноименную картину, заслуженно признанную одним из лучших пейзажей национальной школы 60-х годов XIX века.
В произведении все удалось живописцу: и тающие в небе облака, насквозь пронизанные светом и теплом, и изумрудные краски сочной прибрежной травы, и шелковистость шерсти коров. Главный мотив картины — живописно извивающаяся речушка — источник прохлады, привлекающий к себе в знойную летнюю пору все живое. Спасаясь от жары, вот так, как изображено у Клодта,— часами, неподвижно, в освежающих струях водного потока стоит крестьянский скот.
Творчество художника имело несомненный демократический смысл. Поэтизация будничной сельской природы у него, как пейзажиста, играла ту же роль, что И утверждение внутренней красоты, величия души простого человека в произведениях передвижников-жанристов.
.

Берег реки. Государственный Русский музей
Пашня в Малороссии. 1879 г. Холст, масло. 80х158 см. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. (На другой открытке картина названа "Пахари на Украине")
Это полотно, показанное Михаилом Константиновичем Клодтом на седьмой передвижной выставке, было последней вспышкой его таланта, в которой он полностью исчерпал себя.
Клодт утвердился в искусстве, по характеристике В. В. Стасова, как «живописец поэтических сельских настроений». Между тем, в демократической пейзажной живописи конца 1870-х годов все более и более укреплялась новая идея эпичности, величия русской земли. Эта идея становилась господствующей в силу своей способности наиболее активно противостоять салонным «уголковым» мотивам, насаждавшимся академической пейзажной школой.
В картине «Пашня в Малороссии» художнику удалось приблизиться к изменившимся требованиям времени. При всей внешней непритязательности запечатленных им просторов, они необычайно выразительны. Вытянутая вдоль плоскости полотна упряжка в две пары волов, фигура сидящего позади нее украинца — вся жанровая группа своей протяженностью укрепляет ощущение бесконечности пространства. Светлая воздушная гамма тонов, в которой решено произведение, как бы концентрируется в белых пятнах одежд крестьян. Своей чистотой эти тона сообщают картине атмосферу особой возвышенности.
Полотно вселяет в зрителя веру в щедрость родной природы, обильно вознаграждающей тяжкий крестьянский труд.
Пейзаж. 1869 г. Государственный Русский музей

Лесная даль в полдень. 1876 г. (На другой открытке стоит дата - 1878 г.) Холст, масло. 93х157 см. Государственная Третьяковская галерея.
Об этом одном из лучших пейзажей пятой передвижной выставки В. В. Стасов писал: «...М. К. Клодта «Полдень» передает в великолепных тонах, из-под дерева налево, на первом плане, чудесную широкую равнину».
Действительно, пространственный размах России, страны, раскинувшейся на десятки тысяч верст, обрел здесь свое достойное воплощение. Простота композиции — уходящая в перспективу линия лесов, широкая лента дороги—сразу порождают настроение величавого покоя. Спокойно почти безоблачное небо. На ровном небосводе четко вырисовывается силуэт гигантской сосны. Своей застылостью она как бы подчеркивает простор и однообразие местности, усиливает ощущение неподвижности воздуха, царящую в природе тишину.
Картина открывала новые тенденции творчества Михаила Константиновича Клодта: художник до того зарекомендовавший себя «живописцем поэтических сельских настроений», начал переходить от выражения в пейзаже лирического чувства к эпичности, к художественному воплощению идеи величия русской природы.
Эта идея становилась господствующей в демократической пейзажной живописи конца 1870-х годов как наиболее активно противостоящая салонным. «уголковым» мотивам, утверждавшимся академической пейзажной школой.

Волга у Жигулей. 1879 г. Курская областная картинная галерея

Нестеров Михаил Васильевич (продолжение)

Портрет скульптора В.И. Мухиной. 1940 г. Государственная Третьяковская галерея
Девочка. Государственный Русский музей
Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1934 г. Государственная Третьяковская галерея

Павел Дмитриевич Корин (1892-1967)

Портрет итальянского художника Ренато Гуттузо. 1961. Государственный русский музей
Портрет академика Н.Ф. Гамалея. 1941. Государственная Третьяковская галерея
Кукрыниксы (Портрет народных художников СССР М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова). 1957 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет писателя А.Н. Толстого. 1940. Государственный Русский музей
Портрет народного художника СССР художника М.С. Сарьяна. 1956 г. Холст, масло. 125х115 см. Государственная Третьяковская галерея
Портрет народного художника СССР скульптора С.Т. Коненкова. 1847 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет художника М.В. Нестерова. 1939 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет пианиста К.Н. Игумнова. 1941-1943. Государственная Третьяковская галерея
Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея
Князь Александр Ярославич, получивший прозвище Невского за победу над шведами на р. Неве в 1240 году и в 1242 окончательно разбивший шведских и немецких рыцарей при знаменитом Ледовом побоище, вошёл в историю как выдающейся полководец своего времени.
Картина "Александр Невский" написана в годы Великой Отечественной войны. По словам художника, он стремился отразить в ней "непокорный, гордый дух нашего народа".
Александр Невский представлен во весь рост на фоне Новгорода. Тревожные свинцово-серые облака нависли над городом. Монолитный храм святой Софии, плотные ряды воинов подчёркивают решимость и мужество великого русского полководца.
Напряжённый цвет картины - чёрно-красный в епанче, наброшенной на плечи Александра, чёрный в знамени, зеленовато-серый в доспехах и красный в щитах воинов - помогает глубже воспринять картину и боевую собранность защитника земли русской Александра Невского
Портрет А.М. Горького. Сорренто. 1932. Государственная Третьяковская галерея
Портрет народного артиста СССР В.И. Качалова. 1940. Государственная Третьяковская галерея
Портрет народного артиста СССР Л.М. Леонидова. 1939. Государственная Третьяковская галерея
Портрет народного артиста СССР Р.Н. Симонова. 1956 г.

воскресенье, 25 мая 2008 г.

Василий Семёнович Сварог (1883-1946)

Автопортрет. 1926 г. Государственная Третьяковская галереяРождение поэмы. ("Медный всадник") 1937. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. Ленинград
Портрет В.В. Маяковского. 1940. Государственный Русский музей
Портрет В.В. Куйбышева. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея
К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. Центральный музей Советской Армии
Смольный. 1937 г. Музей А.М. Горького. Москва
Портрет П.И. Чайковского. 1940. Москва. Концертный зал им. П.И. Чайковского
Портрет народного художника СССР, академика И.Э. Грабаря. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

Шлюпочный переход жён командиров Черноморского флота. 1936 г. Московская область. Санаторий "Архангельское".
Портрет матери художника. 1916 г. Государственная Третьяковская галдерея
Арматурщики. 1931.
Рабочие районы закипели. Акварель. Государственный музей Революции СССР
Крым. Батьи-Лиман. Залив. 1939 г. Государственная Третьяковская галерея
Волховстрой. 1931. Музей А.М. Горького. Москва

суббота, 24 мая 2008 г.

Мартирос Сергеевич Сарьян (продолжение)

Улица и арык в Ашхабаде. 1934. Холст, масло. Львовская государственная картинная галерея
Арарат из Бюракана. Вечер
Ереванские цветы. 1957 г.
Караван. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)
Лалвар. 1930. Холст, масло 54х73 см
Эскиз декорации к опере А.А. Спендиарова "Алмаст". Театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова. Ереван. 1939 г. Холст, масло. 56,5х89 см. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Арарат весной. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)
Полдень
Колхоз села Кариндж в горах Туманяна
Аштарак. Сбор винограда. 1933 г. Государственная Третьяковская галерея

Пётр Иванович Котов (1889-1953)

Портрет Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского
Кузнецкстрой. Домна №1. 1931 г.
На Волге. 1848 г. Государственный Русский музей