вторник, 1 июля 2008 г.

И.В. Ткаченко - памятники русского зодчества

Святые ворота (Суздаль)
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье. 1360 г. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Новгород"
Храм Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1649-1654) с колокольней (вторая половина 17 в.). Вид ансамбля с юго-западной стороны. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Ярославь"
Ризоположенский монастырь. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Суздаль"
Храм Николы Мокрого (1655-1672 гг.). Общий вид с северо-восточной стороны. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Ярославль"
Кидекша.Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Суздаль"

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2 (13) февраль 1791, Петербург — 8 ноябрь 1830, Сорренто], российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.
Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста Семена Ф. Щедрина. В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и Щедрин приехал в Рим лишь в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом постоянно наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря.
Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции вещи («Вид с Петровского острова», 1811). В Италии, которая всеми художниками-романтиками воспринималась как «блаженный край» и «родина искусства», начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картинах живые пленэрные впечатления (серии «Водопады в Тиволи», 1821-23; «Новый Рим», 1823-25). Благодаря этому живописный свет у него — свет, который у родоначальников русского пейзажного жанра (у Ф. Я. Алексеева и того же Семена Ф. Щедрина) пребывал совершенно однородной прозрачной средой, равномерно распределяющейся по пространству картины — впервые обрел пульсирующую подвижность реального натурного освещения. Освещения, которое благодаря своей концентрации в картине, обрело динамичную созвучность чувствам и мыслям зрителя.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» (1825-27) и «Террасы в Сорренто» (1827-28) — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних «Гаванях в Сорренто» (1828-30) и «Лунных ночах в Неаполе» (1828-29), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Вполне вероятно, что эти ноктюрны несут отпечаток мрачных настроений, мучивших мастера в связи с тяжелым недугом, от которого он постепенно угасал. Щедрин умер в расцвете творческих сил, однако выполнил свою историческую роль, одухотворив русское пейзажное искусство лирически звучным, в полном смысле «живым» светом.
По-своему значительно и эпистолярное наследие Щедрина, полное ярких художественных наблюдений. Наследие это опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии (М., 1932; переиздана в 1978).

Терраса на берегу озера. 1827 г. ГРМ - Государственный Русский музей
Вид Амальфи близ Неаполя. Конец 1820-х гг. Холст, масло. 94,5х135. ГРМ
Вид Неаполя. 1820 г. Воронежский областной музей изобразительных искусств
На острове Капри. 1826 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Терраса на берегу моря. ГТГ.
Вид Сорренто близ Неаполя. 1826 г. ГТГ
Вид Амальфи близ Салерно. 1826 г. ГРМ
Заросший грот в Соренто. 1827 г. ГТГ
Лодки при луне. ГРМ
На веранде. 1829 г. ГРМ
Старый Рим. 1824 г. ГТГ

Озеро Нэми в окрестностях Рима. 1820-е гг.

Озеро Нэми. 1820-е гг. Хост, масло. 45х60,9. ГРМ
Вид Сорренто близ Неаполя. 1820-е гг. Холст, масло 137. ГРМ
Терраса в Сорренто. 1825 г. Холст, масло. 29,4х40 см. ГТГ
Рыбаки у берега (Остров Капри). ГРМ

понедельник, 30 июня 2008 г.

Соломаткин, Леонид Иванович

Леонид Иванович Соломаткин [1837, Суджа, ныне Курской области, — похоронен 6(18).6.1883, Петербург], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1855—60) и в петербургской АХ (1861—66). Работал в Петербурге. Испытал влияние В. Г. Перова и жанристов 1850-х гг., изучал в Эрмитаже произведения «малых» голландцев. Работам С., неоднократно повторявшего некоторые свои картины (в основном о жизни городских низов и быте опустившейся художественной среды), присущи наряду с острой жизненностью лубочный гротеск в характеристике персонажей, резкий рисунок и тёплый насыщенный колорит, нередко яркий и напоминающий пёструю раскраску народных картинок («Именины дьячка», 1862, «Свадьба», 1872, обе — в Третьяковской галерее).
В погребке. 1864 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Утро у трактира. Иркутский областной художественный музей
Охотники. 1863 г. Холст, масло. 58х89. Киевский государственный музей русского искусства
Именины дьячка. 1862 г. ГТГ
Свадьба. 1872 г. ГТГ
Стряпчий. 1867 г. Холст, масло. 31,3х24,3. Калининская областная картинная галерея
Петрушка. 1878 г. ГРМ - Государственный русский музей
На заработки. Холст, масло. 38,5х28. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Артисты на привале. 1869 г. ГРМ
Странствующие музыканты. 1872 г. ГТГ
Проводы рекрутов. 1869 г. Холст, масло.
Питейный дом. 1870-е гг. ГТГ
Переезд с дачи. ГТГ
Пирушка дельцов. 1880 г. Тульский областной художественный музей
Угощение сбитнем. 1848 г. ГРМ

пятница, 6 июня 2008 г.

Игорь Павлович Рубан (1912-1996)

В 1927-1929 годах учился в Студии К.П.Чемко у Д.Н.Кардовского. В 1930-1934 годах - в мастерской И.Э.Грабаря. В 1930 году принят в члены «Всекохудожника». В 1942 году окончил Московский художественный институт. Член Союза художников СССР с 1942 года. В 1966 году получил звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1988 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств СССР». С 1934 года принимает активно участие во всесоюзных и других художественных выставках. С 1935 года проходят его персональные выставки в Москве, Ленинграде, Вологде, Архангельске, Мурманске. Основал народные художественные музеи в Тикси, Подтесове (на Енисее), Холмске (Сахалин). Картины находятся в более чем 30 художественных и краеведческих музеях страны и за рубежом, в т.ч. в ГРМ, ГТГ.
Солнечный день
Морозный день. Дрейфующая станция "Северный полюс-4"
Пингвиновый пляж. Антарктика
Полярная ночь
Весна у берегов Баренцева моря
У подножия айсберга. Антарктика
У самого Белого моря
Шторм идёт

среда, 4 июня 2008 г.

Николай Ивавнович Осенев (1909-1983)

Родился в Москве. Учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (с 1938, с перерывами). Начало 1950-х — активная работа на пленэре. К середине 1950-х — известный мастер композиционного пейзажа-картины. В 1960-е совершил поездки за границу (Англия, Италия, Франция, Швеция, Ирак и др.) и написал серию работ, связанную с ними (в основном, архитектурно-видовые мотивы). Произведения находятся в ГТГ, Москва; Пензенской картинной галерее и др. музеях и частных собраниях.
Первое слово советской власти. 1952 г. Львовская картинная галерея
Париж. Улица Мари-Роз, 4. Дом, где жил В.И. Ленин
Париж. Улица Мари-Роз, 4. Дом, где жил В.И. Ленин в 1909-1912 гг.
Индустриальная симфония. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка 1961 года
Новый пейзаж. 1959 г.
Будущие путейцы
Комсомольцы на строительстве оборонительных сооружений