вторник, 1 июля 2008 г.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2 (13) февраль 1791, Петербург — 8 ноябрь 1830, Сорренто], российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.
Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста Семена Ф. Щедрина. В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и Щедрин приехал в Рим лишь в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом постоянно наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря.
Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции вещи («Вид с Петровского острова», 1811). В Италии, которая всеми художниками-романтиками воспринималась как «блаженный край» и «родина искусства», начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картинах живые пленэрные впечатления (серии «Водопады в Тиволи», 1821-23; «Новый Рим», 1823-25). Благодаря этому живописный свет у него — свет, который у родоначальников русского пейзажного жанра (у Ф. Я. Алексеева и того же Семена Ф. Щедрина) пребывал совершенно однородной прозрачной средой, равномерно распределяющейся по пространству картины — впервые обрел пульсирующую подвижность реального натурного освещения. Освещения, которое благодаря своей концентрации в картине, обрело динамичную созвучность чувствам и мыслям зрителя.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» (1825-27) и «Террасы в Сорренто» (1827-28) — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних «Гаванях в Сорренто» (1828-30) и «Лунных ночах в Неаполе» (1828-29), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Вполне вероятно, что эти ноктюрны несут отпечаток мрачных настроений, мучивших мастера в связи с тяжелым недугом, от которого он постепенно угасал. Щедрин умер в расцвете творческих сил, однако выполнил свою историческую роль, одухотворив русское пейзажное искусство лирически звучным, в полном смысле «живым» светом.
По-своему значительно и эпистолярное наследие Щедрина, полное ярких художественных наблюдений. Наследие это опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии (М., 1932; переиздана в 1978).

Терраса на берегу озера. 1827 г. ГРМ - Государственный Русский музей
Вид Амальфи близ Неаполя. Конец 1820-х гг. Холст, масло. 94,5х135. ГРМ
Вид Неаполя. 1820 г. Воронежский областной музей изобразительных искусств
На острове Капри. 1826 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Терраса на берегу моря. ГТГ.
Вид Сорренто близ Неаполя. 1826 г. ГТГ
Вид Амальфи близ Салерно. 1826 г. ГРМ
Заросший грот в Соренто. 1827 г. ГТГ
Лодки при луне. ГРМ
На веранде. 1829 г. ГРМ
Старый Рим. 1824 г. ГТГ

Озеро Нэми в окрестностях Рима. 1820-е гг.

Озеро Нэми. 1820-е гг. Хост, масло. 45х60,9. ГРМ
Вид Сорренто близ Неаполя. 1820-е гг. Холст, масло 137. ГРМ
Терраса в Сорренто. 1825 г. Холст, масло. 29,4х40 см. ГТГ
Рыбаки у берега (Остров Капри). ГРМ

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Здесь я нашел хороший пример-[url=http://www.youtube.com/watch?v=4pQWaYosDck] проекты домов[/url] и схема воплощения вашего проекта коттеджа.