Поэт Николай Заболоцкий писал в одном из своих стихотворений: «Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно». Именно эти «приметы души» — лирическое переживание мира, тонкое чувство восхищения природой, человеческими характерами видим мы в живописных работах Николая Павловича Христолюбова.
Пишет он много, радостно открывая для себя и для зрителей своих произведений красоту древнерусской архитектуры и вьетнамских пагод, величие горных хребтов Таджикистана и бескрайнюю ширь степей Крыма, многообразие суровой природы Сибири. ...Но где бы ни был Христолюбов, куда бы ни занесла его неуемная страсть к путешествиям — душа художника неизменно с Россией, с ее задумчивой природой, с удивительно цельными, красивыми своей духовной жизнью людьми разных профессий и возрастов. Художник стремится без надуманных эффектов, без назойливого пафоса переложить свои впечатления на холст.
Портрет Героя Советского Союза полярного летчика В. И. Масленникова; казалось бы, естественнее всего писать у видавшего виды самолета на фоне громоздящихся ледяных торосов или среди мерцающих разноцветными огнями навигационных приборов. А на полотне — простая русская изба с золотистыми бревенчатыми стенами, ветка рябины, охотничье ружье. Да и очень просто одет летчик — по-домашнему. Что это, нарочитое приземление образа, сведение приподнято-героического к бытовому? Нет, художник как бы предлагает нам внимательно присмотреться к человеку, постараться вникнуть в суть его характера, понять корни его бесстрашия и профессионального мужества. Скупая природа, простые предметы быта, типичные для русских северных сел и городов,— вот та естественная среда, которая формирует и питает душу и характер этого незаурядного человека, Колористический строй произведения, его уравновешенная композиция, размеренный ритм, строгий отбор аксессуаров — все призвано выразить духовную жизнь человека нелегкой профессии, способного переживать глубоко, без внешней эффектации, человека, влюбленного в отчий край.
«Охота к перемене мест», частые и длительные поездки помогают Христолюбову острее почувствовать красоту «своих» и «чужих» красок природы, заметить наиболее типичное в сторонней жизни. Пример тому другой портрет — «Ветерок. Монголия». Написанный легко, единым духом, он вышел за рамки дорожного этюда, стал законченным живописным повествованием о новой жизни монгольской молодежи. Романтика бескрайних степей, веселый задор молодости, солнечное восприятие бытия — все это воплощено в несложной на первый взгляд, но внутренне динамичной композиции, где все просто и убедительно, как в самой действительности.
Каждая поездка дает художнику обильный материал для самых разных произведений. Из Вьетнама Христолюбов привез серию жанровых полотен. В них меньше всего любования экзотикой Востока. Главное — напряженно-радостное биение пульса жизни, в то время еще не омраченной войной с американскими захватчиками. Вьетнамские работы отличаются тонкой живописностью, свежестью непосредственных впечатлений Именно поэтому они пользуются успехом у зрителей.
С 1946 года Христолюбов участвует на республиканских и всесоюзных художественных выставках. Но первое значительное тематическое полотно он показал на выставке «Советская Россия» (1960). Большая картина «Землепроходцы» образно воссоздавала исторический эпизод — героическое плавание С. Дежнева и Ф. Попова через проливы между Азией и Америкой в 1648 году. Многофигурная композиция объединила разнообразные типы, яркие характеры, передавала романтическую атмосферу подвига. Тяготение к сюжетному построению — одна из примечательных черт искусства Христолюбова. И это не случайно: только сюжетно-композиционное произведение дает исчерпывающие возможности для раскрытия образов персонажей, полноты выражения эстетической мысли.
В творчестве художника большое место занимает тема Сибири. И это закономерно. Христолюбов родился в 1918 году в Кировской области, но детство его прошло в таежных краях Восточной Сибири. Особенно привязан он к Якутии. С краем вечной мерзлоты связывает художника любовь к удивительным людям Заполярья, неповторимому очарованию северных лесов и мощных рек. Здесь парнишкой бегал он в сельский клуб, где бывший красноармеец, ставший избачом, выдавал книги, рисовал плакаты, устраивал вечера вопросов и ответов. Через много лет впечатления детства, восхищение первыми сельскими пропагандистами новой жизни были воплощены на холсте.
На юбилейной Всесоюзной выставке (1967 год) демонстрировалась картина Христолюбова «Избач» — молодой парень в солдатской гимнастерке, старых обмотках, вдохновенно рисует плакат, готовясь к очередному клубному вечеру. В картине убедительно переданы праздничное настроение избача, его искренняя увлеченность, напористость. Типичный колорит, лаконизм композиции, документально-точный интерьер с характерными предметами тех лет убедительны, правдивы, историчны.
Что же отличает искусство Христолюбова от искусства других мастеров? Прежде всего, стремление к максимально достоверной передаче впечатлений от виденного, умение выразить свое лирическое переживание в живописи, которая лишена надуманной декоративности и внешних эффектов. Психологизм лучших работ Христолюбова строится на внимательном отношении к духовному миру изображаемых персонажей, на чутком живописно-объемном построении художественной формы. Вероятно, любители «современного стиля» найдут в его работах немало «традиционных моментов». Но ведь истинное искусство никогда не стремится к отвлеченной «современности», не хвастается модными приемами и стилевыми эффектами. Подлинная современность начинается тогда, когда внимание художника привлекают события сегодняшнего дня, когда он рвется из стен мастерской навстречу жизни, когда его искусство обращено к современнику и находит в его душе теплый отклик. Многие из этих качеств несет искусство Николая Христолюбова.
Недавно из очередной длительной поездки,— на этот раз из Камбоджи,— художник привез десятки этюдов, рисунков, эскизов композиций.
На мольберте заслуженного деятеля искусств Якутской АССР Николая Павловича Христолюбова стоит и новый большой холст — начата большая картина о древнерусских зодчих. А в походный ящик снова уложены свежие краски. Манит дорога по Северной России — там прошло босоногое детство художника, там растут новые города, из которых приходят письма старых друзей,— летчиков, моряков, врачей.
Очень хочется живописцу и их «души изменчивой приметы» перенести на полотно. Ну, что же, до новых встреч, до новых работ.
Ю. ИВАНОВ
Весна. Саввинская слобода. 1954 г.
Солнечный день в Суздале. 1965 г.
Девушка в соломенной шляпе. 1962 г.
Избач. 1967 г.
Зимка. 1967 г.
В канале Хайфонга. 1962 г.
Воспоминание о Киблаи. Таджикистан. 1966 г.
Таджикский дворик. 1966 г.
Ветерок. Монголия. 1964 г.
Под южным солнцем. 1963 г.
Уличная продавщица фруктов. Вьетнам. 1962 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий