четверг, 3 июля 2008 г.

Иван Павлович Похитонов

Похитонов Иван Павлович (1850-1923), русский живописец-передвижник. Пейзажи, близкие по принципам барбизонской школе, отличающиеся тонкой техникой исполнения («Ла-Панн. Пляж». 1895). В 1919 эмигрировал.
Заросшее болото весной Жабовщизна. Дерево, масло. 18,2х17,5 см. Частное собрание. Франция
Цветущий сад. Жабовщизна. Дерево, масло. 17,4х26,8 см. Собрание Г.П. Белякова
Охотник зимой. 1890 г. Дерево, масло. 19,1х14,5 см. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Московский Кремль зимой. 1881 г. Дерево, масло. 21,4х26,4 см. Частное собрание. Франция
Ясная Поляна зимой. Дерево, масло. 25,5х17,5 см. Частное собрание. Франция
Жатва. Дерево, масло. 17,5х25 см. Одесская государственная картинная галерея
Охота. Дерево, масло. 27х34 см. ГРМ - Государственный Русский музей
Вечер после грозы. Берег Гавы. Дерево, масло. 14,1х23,6 см. ГТГ
Уборка картофеля. Жабовщизна. Дерево, масло. 15,5х22 см. Пермская государственная картинная галерея
Дубы в Чепыже. Дерево, масло. 14,5х19 см. Музей Л.Н.Толстого. Ясная Поляна
Биарриц. Дерево, масло. 21,5х35 см. Собрание Н.И.Четверикова. Москва
Въезд в Ясную Полну. 1905 г. Дерево, масло. 15,3х23 см. Собрание И.С. Зильберштейна. Москва
Фазаны. Холст, масло. 465х73,5 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Ранняя весна. По. Правчки на берегу Гавы. 1885 г. ГТГ
Ла-Панн. Пляж. 1895 г. Дерево, масло. 14,3х25,1 см. ГТГ

среда, 2 июля 2008 г.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (продолжение)

Новый Рим. Вид на замок св. Ангела. 1823 г. ГРМ - Государственный Русский музей
Новый Рим. Замок св. Ангела. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Неополитанский пейзаж. 1819 г. Карандаш. ГРМ
Гавань в Сорренто. 1827 г. Холст, масло. 65х88. ГРМ
Большая гавань в Сорренто. ГТГ
Итальнский дворик. Тюменская областная картинная галерея
Неаполь в лунную ночь. 1829 г. ГРМ

Семён Фёдорович Щедрин

Щедрин Семен Федорович (1745-1804), русский живописец. Брат Ф. Ф. Щедрина (отца Сильвестра Ф. Щедрина). Воспитанник Академии художников с 1760 г. В 1767 г. награждён молой золотой медалью и отправлен пенсионером Академии в Париж и Рим до 1778 г. В 1776 г - преподаватель пейзажного класса и живописец "при кабинете" императрицы. В 1779 г. - академик, в 1785 г. - советник академии, в 1787 г. - инспектор художественных классов, в 1798 г. - ад`юнкт-ректор и директор академии. С 1799 г. - руководитель гравировального пейзажного класса.
Декоративно-видовые пейзажи, монументальные панно, проникнутые идеями сентиментализма (виды парков в окрестностях Санкт-Петербурга).
Гатчина. Вид на дворец. Акварель, бумага. 35х51,4. ГРМ - Государственный Русский музей
Пинии. 1771 г. Граф. карандаш, белила. 52,3х39,6. ГРМ
Вид на Конетабль в Гатчинском парке. 1790-е годы. ГРМ
Гатчина. Вид на дворец с Длинного острова. ГРМВид дворца Паульлуст. 1780 г. Павловский дворец-музей (г.Павловск)

Пейзаж в окрестностях Петербурга. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея

Вид на Каменноостровской дворец в Петербурге. ГРМ

вторник, 1 июля 2008 г.

И.В. Ткаченко - памятники русского зодчества

Святые ворота (Суздаль)
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье. 1360 г. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Новгород"
Храм Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1649-1654) с колокольней (вторая половина 17 в.). Вид ансамбля с юго-западной стороны. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Ярославь"
Ризоположенский монастырь. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Суздаль"
Храм Николы Мокрого (1655-1672 гг.). Общий вид с северо-восточной стороны. Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Ярославль"
Кидекша.Из серии открыток "Памятники русского зодчества. Суздаль"

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2 (13) февраль 1791, Петербург — 8 ноябрь 1830, Сорренто], российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.
Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста Семена Ф. Щедрина. В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и Щедрин приехал в Рим лишь в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом постоянно наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря.
Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции вещи («Вид с Петровского острова», 1811). В Италии, которая всеми художниками-романтиками воспринималась как «блаженный край» и «родина искусства», начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картинах живые пленэрные впечатления (серии «Водопады в Тиволи», 1821-23; «Новый Рим», 1823-25). Благодаря этому живописный свет у него — свет, который у родоначальников русского пейзажного жанра (у Ф. Я. Алексеева и того же Семена Ф. Щедрина) пребывал совершенно однородной прозрачной средой, равномерно распределяющейся по пространству картины — впервые обрел пульсирующую подвижность реального натурного освещения. Освещения, которое благодаря своей концентрации в картине, обрело динамичную созвучность чувствам и мыслям зрителя.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» (1825-27) и «Террасы в Сорренто» (1827-28) — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних «Гаванях в Сорренто» (1828-30) и «Лунных ночах в Неаполе» (1828-29), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Вполне вероятно, что эти ноктюрны несут отпечаток мрачных настроений, мучивших мастера в связи с тяжелым недугом, от которого он постепенно угасал. Щедрин умер в расцвете творческих сил, однако выполнил свою историческую роль, одухотворив русское пейзажное искусство лирически звучным, в полном смысле «живым» светом.
По-своему значительно и эпистолярное наследие Щедрина, полное ярких художественных наблюдений. Наследие это опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии (М., 1932; переиздана в 1978).

Терраса на берегу озера. 1827 г. ГРМ - Государственный Русский музей
Вид Амальфи близ Неаполя. Конец 1820-х гг. Холст, масло. 94,5х135. ГРМ
Вид Неаполя. 1820 г. Воронежский областной музей изобразительных искусств
На острове Капри. 1826 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Терраса на берегу моря. ГТГ.
Вид Сорренто близ Неаполя. 1826 г. ГТГ
Вид Амальфи близ Салерно. 1826 г. ГРМ
Заросший грот в Соренто. 1827 г. ГТГ
Лодки при луне. ГРМ
На веранде. 1829 г. ГРМ
Старый Рим. 1824 г. ГТГ

Озеро Нэми в окрестностях Рима. 1820-е гг.

Озеро Нэми. 1820-е гг. Хост, масло. 45х60,9. ГРМ
Вид Сорренто близ Неаполя. 1820-е гг. Холст, масло 137. ГРМ
Терраса в Сорренто. 1825 г. Холст, масло. 29,4х40 см. ГТГ
Рыбаки у берега (Остров Капри). ГРМ