вторник, 26 августа 2008 г.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Ганс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494).Нидерландская школа. Прибытие Урсулы в Кельн. 1489 г. Госпиталь св. Иоанна. Брюгге

«Рака св. Урсулы» — самое известное произведение Мемлинга — была создана художником для хранения реликвии этой святой по заказу двух монахинь госпиталя св. Иоанна. Она представляет собой небольшой деревянный ящик с двускатным навершием, вызолоченный, орнаментированный в готическом стиле резным деревом и украшенный живописью. На продольных сторонах ее изображено шесть миниатюрных картин, в которых рассказана история Урсулы, дочери короля Бретани. Просватанная за сына короля Англии, Урсула испросила разрешения совершить паломничество в Рим с одиннадцатью подругами Перипетии этого путешествия и плачевный конец — смерть Урсулы от руки короля гуннов — составляют содержание композиций. Однако мастер далек от малейшего намека на драматизацию повествования. Уроки Рогира ван дер Вейдена забыты этим тонким лирическим художником, увлеченным поэтическим осмыслением человека и мира, его окружающего. Утонченность его идеала выражена в изысканной прелести нежных красок, в мягкой элегичности настроения, изяществе поз и движений фигур, в постоянном стремлении к душевному равновесию.

«Прибытие Урсулы в Кельн» — один из эпизодов легенды, изображенных на раке. Точность, с которой воспроизведен недостроенный Кельнский собор, обнаруживает несомненное пребывание художника в этом городе. Справа в двух окнах дано еще одно событие легенды — ангел, явившись ночью, предсказывает Урсуле ее трагическую смерть.

Виртуозное владение миниатюрной техникой привлекло к Мемлингу в Брюгге учеников, которые распространили его живописные достижения в Европе.

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Мартин ван Ньювенхове. 1487 год. Дерево. Госпиталь святого Иоанна в Брюгге.

Дирк Боутс (ок.1410/20 гг. — 1475)

Художник Дирк Боутс (ок.1410/20 гг. — 1475). Нидерландская школа. Испытание огнем. 1468 г. Королевский Музей изящных искусств Брюссель

Дирк Боутс —один из крупнейших представителей блестящей плеяды нидерландских художников пятнадцатого столетия.

В 1468 году Боутс получил заказ на украшение картинами городской ратуши, только что выстроенной и принесшей Лувену славу совершенством своего готического декора. На двух сохранившихся композициях Боутса для зала суда изображен эпизод, связанный с правлением императора Оттона III. Легенда рассказывает о том, как императрица оклеветала перед мужем одного из придворных, отказавшего ей во взаимности. Сцене казни графа посвящена первая картина. На второй представлено два события. Вдова невинно казненного требует отмщения у Оттона, доказывая истинность своего показания тем, что держит в руке брусок раскаленного железа. В глубине картины на костре сжигают обвиненную в клевете императрицу. Справедливость правосудия восторжествовала.

Боутс вводит зрителя в тронный зал с открытым проемом, за которым виден холм и вдали город. Иллюзорности пространства он добивается, изображая предметы и пространственные планы с разных точек зрения. Образ графини великолепен своей скупой, но красноречивой характеристикой. Заострившиеся черты бледного лица и напряженный взгляд от боли округлившихся глаз очень выразительны. Император и придворные поражены ее героическим самообладанием. Их душевное состояние сдержанно передано в жестах, а главное — выражением лиц. Мастером сделана интересная попытка внести элемент психологической характеристики. Подобно ван Эйку Дирк Боутс с изумительной достоверностью передает фактуру роскошных тканей, плит пола и т. д. Не исключено, что в картине даны портреты его современников.

понедельник, 25 августа 2008 г.

Федор Яковлевич АЛЕКСЕЕВ (1753-1824)

Художник Федор Яковлевич АЛЕКСЕЕВ (1753-1824). Русская школа. Вид города Николаева. 1799 г. Государственная Третьяковская галерея

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Лодки в Буживале. 1873 г. Лувр. Париж
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Площадь в Аржантейле. 1872 г. Лувр. Париж

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Гуси на берегу. Автолитография. Дрезденская картинная галерея
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Пейзаж. "Находится в музее ГДР"

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Деревня на берегу Сены. 1872 г. Государственный Эрмитаж
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Ветреный день в Венё. Холст, масло. 60х81 см. Государственный Эрмитаж

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Сад Гошеде. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Мороз в Лувенсьенне. 1873 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Опушка леса в Фонтенбло. 1885 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Наводнение в Марли. 1876 г. Лувр. Париж
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Канал. 1872 г. Лувр. Париж
Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Мост в Аржантейле. 1872 г. Лувр. Париж