понедельник, 17 декабря 2012 г.

В краю непуганых птиц на рисунках Константина Сергеевича Соколова (26.05.1945— 26.03.1990)

Русский Север, его неповторимая красота и очарование издавна привлекали к себе всех, кто любит природу далекого русского Поморья — края непуганых птиц.
Но эта красота не могла скрыть от автора общественных противоречий и социального неравенства, раздирающих Север, как и всю дореволюционную Россию.
«Невольно приходит в голову,— с горечью восклицает автор в начале своего путешествия,— неужели и тут имущественное неравенство, зависть, злоба, самолюбие...»
Вслед за автором художник тонко и поэтично вводит нас в жизнь и суровый быт поморов, в мир нищеты и горя, в мир доброго, мужественного и трудолюбивого народа.

1. Мне казалось удобнее ознакомиться с этим краем, если поселиться где-нибудь в деревне в центре его и отсюда уже ездить на лодке на юг или на север. Как раз посредине длины Выг-озера, на одном из его бесчисленных островов, есть деревенька Карельский остров. Вот ее-то я и избрал своим пристанищем. Этот план был одобрен и дедом рыбаком, у которого я ночевал перед поездкой по Выг-озеру.
— Женки едут на Карельский, они тебя и отвезут,— сказал мне старик.

2. Беднота тут страшная. Вид угнетающий. На этом острове даже леса нет, — только вода да камень; у каменистого берега виднеется десятка два лодок, сушатся сети на козлах, и между ними копошится человек в лохмотьях; прибавить сюда группу почерневших от дождя и ветра изб, изгородей, кучу елей, скрывающих часовню,— вот и вся картина. Невольно приходит в голову: неужели и тут имущественное неравенство, зависть, злоба, самолюбие...

3. И на Карельском острове есть и богатые и бедные люди; об этом можно заключить уже по внешнему виду изб. Вот большая, прекрасная изба, а рядом с ней — жалкая, похожая на кучку дров, избушка с полуразрушенной крышей. Общего между этими избами только их бросающаяся в глаза оригинальная северная архитектура. Под одной кровлей здесь укрыты и жилище человека и все хозяйственные дворы.

4. Ранней весной, при разливе рек, когда бывают еще и морозы, бурлаки откатывают баграми лес с берегов рек и озер в воду. Целый день они мокнут, бывает даже выкупаются в холодной, только что растаявшей воде. Вечером, часов в десять, собираются кучками в лесу, разводят костры и, тесно прижавшись друг к другу, щелкают зубами до утра. Утром — «черт в зорю не бьет» — часа в четыре нужно уже быть на работе. Когда лес в воде, они его должны провожать.

5. Пойманную рыбу тут же и чистят. Садятся старые, матерые люди и женки где-нибудь на угреве и пластуют щук. Вычищенную рыбу солят и складывают в кадки. Заедет «богач», как здесь называют всякого торговца, и скупит всю эту вешную рыбу, если не заедет, то ее высушат на солнце и продадут после. Олончанин — большой любитель этой сушеной рыбы.

6. Но вот подул ветерок, рыба ушла в глубину, коровы выдоены, лошади найдены. Едут домой, но по дороге непременно нужно осмотреть сиговые сети.

7. Мало-помалу время движется к лету, и работа следующих дней не походит на вчерашнюю. Подходит листобросница — пора, совершенно незнакомая хозяевам средней и южной России. Женщины едут на лодках на тот же Янь-остров, находят березовые лядинки и, пригибая нижние ветки, обрывают лист и складывают в лодки.

8. Выкосили «земное» сено. Теперь можно приняться за болотное. Болота находятся у самого острова, и потому можно переселиться домой. Раньше болота не делили, но теперь такая нужда стала, что и болота разделили. И это — на Севере, где на каждого отдельного человека приходится, вероятно, много сотен десятин леса и болот.
Начали рубить горбушами болотную траву, стоя по колено в воде.
О художнике можно прочитать здесь
См. таже:
В краю непуганых птиц на рисунках Константина Сергеевича Соколова (26.05.1945— 26.03.1990) - ОКОНЧАНИЕ

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Сэр Томас Гейнсборо (1727-1788 )

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). A greyhound in a landscape. Oil on canvas. 88.3 x 69.3 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери - Лондон). Борзая на фоне ландшафта. Холст, масло. 88,3 х 69,3 см

Томас Гейнсборо. Дама в голубом 1770-1780 гг. Холст, масло 76 х 64 см
Из журнала "Великие музеи мира" № 3 "Эрмитаж. Санкт-Петербург":
В XVII и XVIII веках портрет был самым популярным жанром в Англии. Присутствие голландца Антониса ван Дейка послужило стимулом для английских художников, среди которых в XVIII веке выделяется Томас Гейнсборо, который, несмотря на призвание пейзажиста, посвятил себя жанру портрета. Картина «Дама в голубом» является одной из самых удачных работ, написанных в период расцвета его карьеры, в 80-е годы XVIII века. Образ дамы полон ощущением покоя и безмятежности, благодаря своим размерам. Фигура, вся играющая нежными небесными, розовыми, светло-коричневыми, белыми и серо-жемчужными тонами, занимает прямоугольную плоскость холста. Изящная поза этой элегантной дамы, которая придерживает шаль, соскальзывающую с плеч, подчеркивает ее утонченный, аристократический вид. Легкие и плавные мазки придают картине едва уловимое движение, создающее впечатление живого присутствия.
Поза дамы корректно воспроизводит «Венеру целомудренную», которая так восхищала англичан в итальянском искусстве во время путешествий Гранд Тур по Италии. Объемная напудренная прическа и чудесный цвет лица сделали портрет источником вдохновения для таких художников, как Сарджент, Цорн и Больдини.
Александра Фреголент
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). A wooded landscape with a pond and a figure on a path. Oil on canvas. 31.1 x 36.8 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Вид лесистой местности с прудом и фигурой на дороге. Холст, масло. 31,1 х 36,8 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of John Shelley (1729-1790). Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет Джона Шелли (1729-1790). Холст, масло. 76,2 х 63,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Mr Coke, of Brookhill Hall. Oil on canvas. 92.1 x 71.1 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет г-на Кокса, из Брукхилл холла. Холст, масло. 92,1 х 71,1 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Samuel Foote (1720-1777). Oil on canvas. 74.9 X 62.2 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет Сэмюэля Фута (1720-1777). Холст, масло. 74,9 х 62,2 см

Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Дети Маршам. Исполнено в 1787 г. Холст, масло 243 х 182 см. Берлинская картинная галерея
Из журнала "Великие музеи мира №10 "берлинская картинная галерея": Несмотря на историческое соперничество, существовавшее между ними, через некоторое время после похорон Гейнсборо Рейнолдс, в своих знаменитых «Речах» (фр.), признал величие художника и его «сильное интуитивное восприятие». Оба мастера пользовались признанием за свои художественные достижения, но Гейнсборо противопоставляет предметному и торжественному искусству мягкий и лирический художественный стиль, уходящий своими корнями во французский XVIII век. Хотя он сам считал пейзаж благоприятной для себя областью деятельности, в портретах Гейнсборо также достигает полного взаимопроникновения природы и мастерства, культуры и непосредственности. Безупречное искусство скрывается у него за, казалось бы, легким языком, который постепенно становится все более гибким и раскованным. В картине «Дети Маршам» призвание пейзажиста прекрасно соотносится с созданием портретов в полный рост и в натуральную величину детей одной богатой английской семьи. Даже самые требовательные вкусы публики, аристократии и малоземельного дворянства, были бы удовлетворены этим оригинальным и необычным сочетанием изображаемых людей и фона. Это сильно отличает искусство Гейнсборо от неподвижного официального портрета. Фигуры, обрамленные деревьями, трактуются живописцем так же, как и природа, и включаются в богатую композицию, которая характеризуется насыщенностью и цельностью.
Вильям Делло Руссо
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Sir Charles Gould. Oil on canvas. 228 x 152.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет сэра Чарльза Гульда. Холст, масло. 228 х 152,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Sir Francis Skipwith, 3rd Bt., (d.1778). Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет сэра Фрэнсиса Скипвифа, 3-й баронета (ум.в 1778). Холст, масло. 76,2 х 63,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of an officer of the 1st Dragoon Guards, traditionally identified as Captain Philip Thicknesse. 1756. Oil on canvas. 64.1 x 55.9 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет офицера 1-го полка гвардейских драгун, который традиционно определён как капитан Филипп Тикнесс. Исполнено в 1756 году. Холст, масло. 64,1 х 55,9 см

суббота, 15 декабря 2012 г.

Ещё несколько картин Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898)

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TROIKA AT SUNSET. Oil on canvas. 95 x145cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Тройка на закате. Холст, масло. 95 x145cm

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TROIKA RACING THROUGH THE SNOW. Oil on canvas. 58.5 x 49cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Тройка скачет по снегу. Холст, масло. 58,5 х 49см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TSAR ALEXANDER III AND KAISER WILHELM IN A LANDAU. 1888. Oil on canvas. 72 x 124cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже. 1888 года. Холст, масло. 72 х 124см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). A REST ON THE WAYSIDE. Oil on canvas. 56 X 93.5cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898).Отдых на обочине. Холст, масло. 56 X 93.5cm

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). DRAWING WATER FROM THE WELL. Oil on canvas - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Вытаскивание воды из колодца. Холст, масло

пятница, 14 декабря 2012 г.

Париж XIX века на картинах итальянца Джузеппе Канеллы (1788 - 1847)

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Firenze 1847). VIEW OF THE CLOCK TOWER AND THE FLOWER MARKET IN PARIS. Oil on panel. 20 x 25 cm. 1829 - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Вид на башню с часами и Цветочный рынок в Париже. Дерево, масло. 20 х 25 см. Исполнено в 1829 г.

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). View of the church Saint Jean Sainte-Croix in Paris. Oil on panel. 22 x 31,5 cm. 1829 - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Вид на церковь Сен-Жан Святого Креста в Париже. Дерево, масло. 22 х 31,5 см. Исполнено в 1829 г.

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). GRANDS BOULEVARDS, PARIS. Oil on canvas. 36 x 50 cm - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Большой бульвар, Париж. Холст, масло. 36 х 50 см

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). PARIS, LE BOULEVARD MONTMARTRE. Oil on panel. 13,8 x 17,5 cm - Джузеппе Canella (Verona 1788 - 1847 Флоренция). Париж, Бульвар Монмартр. Дерево, масло. 13,8 х 17,5 см